Дело «Дружбы»: как у Севастополя уводили землю

02-08-2017 13:31:20
Автор: Антон Седнин
Регистрация в Херсоне, подложные номера распоряжений, двойные номера бланков, путаница с известными фамилиями — «Примечания» выяснили, как из собственности Севастополя уплывали в частные руки земли заповедного и лесного фонда, сельхозугодья и земли флота.

Напомним, департамент по имущественным и земельным отношениям Севастополя подал уже порядка 4,5 тысяч исков к собственникам земли. Правительство говорит, что люди получили участки при Украине незаконно, кроме того, большая часть земель — лесной фонд, который по закону отдать под застройку не могли.Среди тех, против кого поданы иски, есть и добросоветсные приобретатели, купившие участки уже при России по документам, подлинность которых они проверить физически не могли. Купили, оформили право собственности, построились — и вдруг попали в судебную историю. Таких граждан не так много. Большинство владельцев спорных земельных участков получали их по хорошо известной в Севастополе схеме: в бесплатное пользование за определенную сумму, переданную одному из «решал», вхожих в кабинеты чиновников. В те времена в городе ходили слухи, что «вступительные» исчислялись от 3 до 15 тысяч у.е. за участок.

Многие получатели этой земли давно живут в Севастополе, хорошо знают его окрестности и прекрасно понимают: участок в Ласпи или Аязьме — это кусок леса. Но теперь в их сознание произошли метаморфозы, и они уже не считают вырубку краснокнижных деревьев и кустарников для обустройства своего надела преступлением, а попытку эту вырубку остановить называют грабежом и посягательством на частную собственность.Вопрос незаконности выделения этой земли в частные руки поднимался еще при Украине. Так преемник экс-главы Севастопольской городской государственной администрации (далее — СГГА) Сергея Куницина (подпись которого стоит под всеми распоряжениями о выделении этих земель) Валерий Саратов пытался в судах вернуть землю городу. Уже при России в июне 2015 года прокуратура Балаклавского района города Севастополя провела проверку законности приобретения земельных участков в урочище Аязьма.

Установлено, что с апреля 2010 года по март 2014 года по поддельному распоряжению Севастопольской городской администрации члены кооператива «ДСК «Дружба-9» незаконно приобрели право собственности на земельные участки по ул. Композиторская (урочище Аязьма), рыночной стоимостью более 33 млн рублей.

По материалам прокурорской проверки, направленным в следственные органы, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ — мошенничество, совершенное в особо крупном размере.Кроме того, прокурором района в Балаклавский районный суд Севастополя предъявлены исковые заявления об аннулировании записей в государственном кадастре недвижимости об указанных земельных участках и их истребовании из незаконного владения.В июле 2015 года Балаклавский районный суд по иску прокуратуры вернул в собственность города два земельных участка площадью 0,2 га в урочище Аязьма, неподалеку от «Золотого пляжа» в Балаклаве, относящихся к дачно-строительному кооперативу «Дружба-9».

Суд установил, что они были выделены по поддельному распоряжению СГГА, без изъятия из состава земель лесного фонда и без оплаты потерь лесохозяйственного производства. Члены обслуживающего кооператива, получившие землю, не обращались в администрацию с заявлениями о предоставлении им земельных участков в собственность. Согласие на разработку проекта землеустройства им также не выдавалось.

Теперь суды идут уже по всем 188 участкам «Дружбы». Историю одного из судебных разбирательств против Никиты Окорокова мы подробно изложили здесь.

Пожалуй, наиболее известным защитником земель «Дружбы» является севастопольский общественник Ленур Усманов. Ему, его супруге и тестю принадлжит 3 участка по 10 соток на землях заказника.

Усманов заявляет, что попытка правительства отсудить эти участки у его семьи — личная месть врио губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова за критику власти, называя себя одним из немногих крымских татар, агитировавших за Россию весной 2014 года. В знак протеста против оспаривания его права на землю он грозился сжечь себя на Красной площади.

Однако в документах «Дружбы» есть масса нестыковок, которые видны невооруженным глазом.

Усманов, как и герой нашего предыдущего материала по «Дружбе» Никита Окороков, зарегистрировал право собственности на земельные участки по ул Композиторская 57/99 и 57/100 в апреле 2014 года в Херсоне — на тот момент Крым и Севастополь уже месяц как выходил в состав РФ.

Сами собственники объясняют это долгими судебными тяжбами с украинским СГГА, пытавшемся по горячим следам вернуть землю городу после ухода Куницына.

Но в ходе судебного разбирательства было установлено, что в распоряжении СГГА от 7 апреля 2010 года № 1256-р, по которому кооперативу «Дружба-9» был выделен участок земли, значился член кооператива под фамилией Усманова З.С. — жена Ленура Усманова. Однако брак с г-ном Усмановым  у нее был оформлен только через полгода после выхода данного распоряжения — 25 сентября 2010 года. То есть в те времена, когда издавалось распоряжение, у Заремы Усмановой была совсем иная фамилия, девичья — Абдурашитова.

Получается, то ли в ЗАГСе что-то напутали, то ли распоряжение СГГА о выделении земли «Дружбе-9» было сфабриковано позже.

Кроме того, по информации источников «Примечаний», в архиве правительства города хранится распоряжение за тем же номером № 1256-р — но не от 7, а от 9 апреля 2010 года. И совсем с иным содержанием — о проведении служебного расследования в отношении начальника управления капитального строительства Малышева А.В.В ходе судебного разбирательства было установлено, что распоряжение СГГА от 7 апреля 2010 года № 1256-р было издано на бланке № 001667. Однако, исходя из ответа ГКУ «Архив города Севастополя», на бланке с таким номером было издано опять же совершенно иное распоряжение — под № 1095-р от 6 апреля 2010 года. В итоге 6 июля 2017 года Балаклавский районный суд города Севастополя вынес решение: истребовать данные участки, находящиеся в незаконном владении Усмановых «в собственность субъекта Российской Федерации — города федерального значения Севастополя».

Кроме участков в Аязьме и Ласпи в апреле 2010 года — за два дня до ухода Сергея Куницына с поста главы СГГА — был сфабрикован целый пул таких распоряжений, по которым из собственности города уплыли не только земли заповедного и лесного фонда, сельхозугодья, но и земли, арендуемые Российской Федерацией.

В частности, распоряжениями администрации были розданы участки различной площади в Парке Победы, на Приморском бульваре, в районах улиц Древняя, Катерная, Летчиков, Пожарова, в Стрелецкой бухте, на мысе Фиолент.

В севастопольской зоне ЮБК было выдано 6 гектаров кооперативам «Терра-Юг», 7 га — «Манго», 0,77 га — «Зеленый мыс». В районе мыса Сарыч земли получили кооперативы «Юнона», «Парус-7» и «Янтарь», а на мысе Айя — «Байкал».

Последние распоряжения касались выдачи земли в урочище Аязьма, больше известном севастопольцам как «Инжир». Там землю получили кооперативы «Соколок» (22 га), «Дружба-8», «Дружба-1» (14,2 га), «Чижок» (22 га), «Дружба-9» (24 га), «Щеголек» (22 га). Об этих «птичках» мы расскажем позже.


Показать полную версию новости на сайте