Горячая эстонская Балаклава

23-08-2017 06:15:57
Автор: Татьяна Никитина
Таллинская фирма «Каскад Инвестментс» намерена отсудить у Минобороны РФ бывший ракетный комплекс в Севастополе. Эстонцы купили его в 2006 году под роскошный курорт. Но в 2015 году власти города передали объект военным: даже юристы из Baker&McKenzie оказал

Первый в мире подземный ракетный комплекс «Утес» или «Объект 100» построили в живописном урочище Аязьма под Балаклавой в 1954 году. Последние стрельбы проведены в 1993 году. Еще через три года «сотку» передали в ведение МО Украины, а в 2002 году военные объект покинули. За несколько лет «сотку» растащили и разрушили.

В 2007 году Минобороны Украины и администрация Сергея Куницына продали объект и 17,4 гектаров земли под ним бывшему министру финансов Эстонии Тынису Пальтсу. Здания и сооружения обошлись ему в $2 млн, земля — в $2,3 млн. С учетом работы геодезистов и юристов инвестор отдал за объект порядка $10 млн. Все документы об оплате были предоставлены в суд, но в компенсации расходов «Каскаду» все равно отказано.  С помощью неназванных инвесторов и строителей из канадской Koru Pasific бывший министр за $135 млн собирался построить там элитный отель на 200 номеров и коттеджный поселок под общим названием Balaklava Blue. Эскизный проект застройки на 89 тысяч кв м был утвержден управлением градостроительства и архитектуры Севастополя в 2011 году и представлен на Севастопольском инвестиционном форуме в 2012 году.

В 2015 году первый российский губернатор Сергей Меняйло секретным распоряжением №195-РП передал «Сотку» (вместе с массой других частных земель) Министерству обороны РФ. Этим постановлением экс-губернатор передал в госсобственность РФ не только действующие и бывшие военные части, но и все земли и строения, которые были на балансе МОУ на 1999 год, вне зависимости от того, остались они на балансе МОУ или были проданы после 1999.

Интересно, что и в советское время военные этой землей не владели, говорит гендиректор «Каскад Инвестментс» Юлиана Преображенская:

«В советское время у военных земля под базой даже не была оформлена, видимо, никто не посчитал это существенным. Земля принадлежала городу, а военные просто ей пользовались. Поэтому, когда в 2006 году мы обратились в Городской совет, чтобы выкупить у города участок под приобретенными строения, оказалось, что никаких документов украинского периода у МОУ на него нет. И тогда, уже после продажи строений, они засуетились, и в срочном порядке сделали себе госакт на право пользования».

Фирма Пальтса подала иск с требованием вернуть землю, поскольку законом 6-ФКЗ все украинские права собственности в Крыму автоматически признаются действующими в российском правовом поле, а отчуждать имущество без компенсации государства в РФ нельзя. Минобороны ответило встречным иском, требуя признать сделку по приобретению «Сотки» Пальтсом при Украине ничтожной из-за нарушений в ходе приватизации.

Началась тяжба. 7 марта Арбитражный суд отказал в иске не только Министерству обороны РФ, но и Kaskad Investmets. В апреле этого года Пальтс подал апелляцию на решение суда первой инстанции.

19 июля сплоченный коллектив военных и депутатов судебное разбирательство выигрывает. Но эстонцы проиграли не земли сотки, а лишь старые постройки. Именно эти полуразрушенные объекты ушли во владение Минобороны. Земля же, по словам Преображенской, все еще принадлежит эстонцам. И - Минобороны, так как возник правовой казус.

Дело в том, что, когда Сергей Меняйло распоряжением 195-м РП отдал эту территорию Минобороны РФ, последнее по идее должно было сперва оспорить в суде эстонскую сделку купли-продажи. Но вместо этого военные сразу начали оформлять кадастровые паспорта и право собственности на землю. Севреестр успешно все оформил. То же самое до них сделал «Каскад». А когда перешел к финальному процессу оформления права собственности — Севреестр дал отказ, ссылаясь на 195-РП. Нет доументально оформленного права собственности и у МО, говорит Преображенская.

Выходит, что документы на землю есть и у Минобороны, и у эстонцев: судя по кадастровой карте РФ один и тот же участок закреплен и за «Каскадом» и за МО.

Участок, купленный эстонцами. Назначение земли — рекреация:

Слева этот же участок назван частью военного городка Минобороны (хотя и участки справа тоже куплены «Каскадом»). Статус земель — земли промышленности, энергетики, обороны:

Аналогично участки, входящие в этот городок с окончанием в кадастровых номерах 116, 117, 118, 119, 120 принадлежат «Каскаду», имеют назначение — рекреация. Но при изменении окончания на 645 все эти земли приобретают статус военных.

«Земля под приобретенными строениями выкупалась отдельно у города Севастополя после прохождения двух сессий горсовета и всех необходимых по закону согласований для выкупа земельного участка, — пояснила Преображенская «Примечаниям». — Летом 2014 с приходом России интерес к Крыму снова вернулся, и у нас появились российские партнеры, которые были готовы совместно с нами реализовывать ранее подготовленный проект застройки, — говорит Преображенская. — Мы начали переоформление действовавших украинских документов в российском правовом поле. Получили кадастровые паспорта, сделали межевой план участка и должны были в октябре 2015 получить свидетельства на собственность и на строения, и на земельный участок.

Однако, кадастр нам отказал в выдаче свидетельств на право собственности со ссылкой на постановление Сергея Меняйло №195-РП. С этого и началась история нашей судебной тяжбы с Министерством обороны РФ, которая продолжается и по сей день».

Преображенская говорит — история, произошедшая с «Каскадом» создает опасный прецедент для региона, заинтересованного в инвесторах. По ее словам, (которые она подкрепляет документами: нотариально заверенными договорами купли-продажи, решениями горсовета и т.д.) земля и объекты недвижимости на «сотке» были куплены со скурпулезным соответствием законодательству.

«Мне всегда очень неприятно читать, когда пишут «администрация Куницина продала и т.д…», так как у всех сразу возникает ассоциация — значит все было украдено, — рассуждает Преображенская.

— Во время работы администрации Сергея Куницина действительно было очень много «грязных» отводов, но это же не значит автоматически, что ВСЕ они были грязными. Мы были инвесторами, которые в 2006 пришли в Севастополь, на волне строительного бума во всей Европе, на фоне общего энтузиазма в отношении развития экономики Украины, на волне интереса к развитию Крыма. Бизнес нигде не бывает легким, особенно в развивающихся регионах, поэтому работали в тех условиях, в которые попали. Но работали так, как привыкли у себя в Эстонии».

По словам Преображенской, «Каскад» нанял международную юридическую компанию Baker&McKenzie с ценником по 400 долларов за час работы одного юриста,

которые около двух лет дотошно отработали сделки по приобретению и строений, и сооружений бывшего военного городка Б-42 у МОУ, и отвод и выкуп земельного участка у Севастополя.

«До последней запятой. Ни секунды не сомневаясь, могу сказать, что в Севастополе не было в 2006-2008 гг. ни одного объекта, который бы отводили так дотошно в плане соблюдения законности, —  При этом, толпа «советчиков» постоянно нас попрекала нелепостью такого подхода. Нам говорили, что мы делаем глупо, долго и дорого – советовали взять в аренду, как все, сделать суперфиций, «вам выйдет в десять раз дешевле и быстрее». Мы сделали в десять раз дольше и дороже. И, благодаря этому, чувствовали себя абсолютно спокойно вплоть до 2014 года. Даже до 2015 года».

Но даже дорогая иностранная юридическая компания оказалась бессильна перед 195-РП Сергея Меняйло.

«С нашей стороны не был нарушен ни один пункт договора ни с МОУ, ни с Севастополем, — говорит гендиректор «Каскада». — Налоги мы платили и платим по сей день. Никто с 2006 по 2014 год заключенные с Каскадом сделки не оспаривал. 6ФКЗ явно говорит, что при переходе Крыма из состава Украины в состав РФ, право собственности сохраняется. И при этом, севастопольские власти принимают распоряжение, до сих пор нигде не опубликованное, принятое со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушениями действующего законодательства, которым единолично изымает частную собственность у одного лица и передает его другому лицу. И только потом, когда мы подаем в суд на эти действия, МО РФ начинает оспаривать у нас право собственности».

Со слов Преображенской ситуация выглядит юридически абсурдно. Как если бы вы пришли домой и нашли там других жильцов, которые показывают вам ордер, согласно которому начальник ЖЭКа передал вашу квартиру им. Вы бежите в суд, чтобы вернуть свою собственность, а новые владельцы подают на вас встречный иск, в котором оспаривают законность приватизации вашей квартиры 10 лет назад.

Возмущает Преображенскую и то, что, пока военные пытаются отсудить «сотку» у эстонцев и заявляют, что вся она целиком и полностью принадлежит военным, «Каскад» продолжают платить налог на землю и аренду за дорогу общего пользования.

«Мы планировали и до сих пор планируем построить в Севастополе первый курорт мирового уровня – с отелем, парковой зоной, эко-территорией, открытой только для движения электрического транспорта, с сохранением и дополнительной посадкой краснокнижных растений., — говорит Преображенская. —Курорт, который будет доступен для всех, кто хочет, например, просто прийти прогуляться по парковой зоне.

Знаю, что если сказать это жителям Севастополя, большинство иронично усмехнется и скажет, что знают, как все будет на самом деле – настроят дешевых стекляшек и все огородят трехметровым забором. И я их скептицизм понимаю — они к этому привыкли. Приходит инвестор, рассказывает с три короба, отдает три копейки за договор аренды, а потом нарушает его и строит какую-то архитектурную жуть из 90-х».

Жестоко то, что других инвесторов в подобной деловой среде, которая создана в Севастополе, быть и не может, считает гендиректор «Каскад Инвестментс».

«Инвесторы сделают выводы и уйдут в другой регион. А жители самого региона останутся со старой советской застройкой, дышащей на ладан инфраструктурой, и фантастически некачественной и некрасивой новой застройкой. Потому, что чтобы сделать качественно и красиво, нужно привлекать лучших специалистов, вкладывать значительные средства, и не рассчитывать на окупаемость через три года. В нашем случае были вложены большие деньги, официально, долгосрочно. Если до этого дойдет, все эти факты обеспечат нам победу в любом европейском суде».

Преображенская говорит — просто так эстонцы «сотку» не одадут. Более того, так как земля принадлежит им, они планируют совместно с другой севастопольской компанией создать на «Сотке» Центр экстремальных видов спорта.

«Финансирование строительства Центра будет вестись из наших собственных средств, не из бюджета. Так как земельный участок остался в собственности у «Каскад Инвестментс», мы можем делать там то, что посчитаем нужным и правильным. А строения и сооружения будем отсуживать обратно».

По словам гендиректора компании-инвестора, судьи выносят и скорее всего будут продолжать выносить решения в пользу МО РФ по той простой причине, что им сверху отдаются такие приказы.

«Мне известны имена тех людей, которые осуществляли свое «телефонное право» в нашем случае. Среди них присутствует и имя одного более чем известного чиновника, который некоторое время назад был переведен из Севастополя в другой регион РФ, но своих «интересов» в Севастополе не забыл. И я очень хочу верить, что в процессе проверки обстоятельств, связанных со 195-ым постановлением и нашим объектом все это всплывет на поверхность, и я смогу назвать эти имена открыто».

По информации источников «Примечаний», речь идет об экс-полпреде в упраздненном КФО Олеге Белавенцеве, у которого, якобы, на «сотку» были планы.

Вице-адмирал Белавенцев, занимающий сейчас должность полпреда в Северо-Кавказском округе, считается «другом» министра обороны РФ Сергея Шойгу. До назначения в Крым Белавенцев возглавлял дочку «Оборонсервиса» (подконтрольна МО РФ) знаменитую ОАО «Славянка». В Крыму и Севастополе у его семьи остались весьма разнообразные коммерческие интересы. 


Показать полную версию новости на сайте