«Быть севастопольцем — не значит родиться в Севастополе»

06-09-2017 10:14:09
Автор: Татьяна Никитина
Так депутат Чалый ответил в «Итогах недели» на НТВ на вопрос о местническом подходе к патриотизму в городе-герое. Стереотип бьется и о результаты голосований еще при Украине. На выборах в Раду севастопольцы дружно поддерживали то экс-министра обороны Укра

Предвыборные плакаты технических кандидатов в губернаторы пестрят словом «свой» или «севастополец». А пиар-служба основного претендента Дмитрия Овсянникова, зачем-то пытаясь перебить стереотип, сравнивает его с понаехавшими Корниловым и Нахимовым, которые вписали себя в историю города-героя. И эти параллели еще больше заводят публично противодействующее Овсянникову меньшинство, заявляющее себя тру-патриотами Севастополя.

Пару лет назад здесь точно так же пытались спасти рейтинг Сергея Меняйло газетой «Адмирал» - с силуэтом все того же Нахимова и постоянным крупным фото экс-губернатора на первой полосе. А потом снимали фильм «Четвертая оборона» о выдуманном подвиге Меняйло во время Русской весны, и сравнивали его с Собяниным, «который не москвич».

«Все наши герои, которые стали ассоциироваться с понятием «севастополец» - они все не местные – ни Нахимов, ни Корнилов, ни Лазарев, ни Истомин. Это все люди из разных регионов России. Поэтому быть севастопольцем, не значит быть рожденным в Севастополе, а определенным образом относиться к этой земле», - сказал севастополец в третьем поколении Чалый в эфире программы «Итоги недели» на НТВ.

С этим заявлением, если говорить конкретно о Чалом, трудно спорить. Даже его сегодняшние оппоненты вспоминают, что он был готов пожертвовать своей «Тавридой» ради успешной операции народной воли в Севастополе.

Но это «севастополец» все равно зудит в восприятии многих горожан, которые безусловно гордятся своей историей, изобилующей памятниками и святынями. Они стоят на защите ценностей, которые защищали их предки.

Они не спорят с установкой монумента Потемкину – несевастопольцу, отцу-основателю города, на пустыре Артбухты между стриптизом «Распутин» и ночным-клубом «Баттерфляй». Но создание арт-пространства на Графской пристани с дегустацией вина у активной части горожан вызывает гнев в соцсетях.

Они же - пошли и проголосовали за сегодняшних антигероев экс-министра обороны Украины Павла Лебедева в Раду в 2011 году, и туда же выдвинули олигарха Вадима Новинского в 2013 году. Ни тот, ни другой не севастопольцы, ничем тут особо не отличились, но стали севастопольцами, получив вместе с поддержкой горожан основной ресурс города – землю.

А теперь о главном для уважаемых патриотов закрытого дачного кооператива площадью 864 квадратных километра. Никто здесь не будет спорить, что Севастополь – русский город. Но кто такие русские?

Что бы там ни говорили националисты, Россия – это имперский проект, а русский человек – это, прежде всего, участник проекта. Это тот, кто Россию делает. Не важно, какой он национальности, веры и откуда он прибыл. Иностранцы, призванные Петром I и Екатериной II и оставшиеся до конца своих дней верой и правдой служить Российской империи. Сама немка Екатерина. Осевшие в СССР после Революции участники Интернационала всех кровей и народов. Да будь ты хоть негром преклонных годов: если ты ведешь в бой русские полки, цивилизуешь все еще дикое пространство северной Евразии, делаешь космические ракеты, пишешь картины и симфонии, делаешь научные открытия для России и во славу России, ты – русский.

И названия улиц русского имперского Севастополя это в полной мере подтверждают.

Кто погиб, защищая этот город – тот и севастополец. Кто восстанавливал его из руин – тот севастополец. Кто создавал его промышленность, его флот, его науку, его медицину и образование, сажал его леса, сады и виноградники – тот севастополец.

Кто едет сюда сейчас не воровать и не навязывать свои средневековые адаты, а возрождать производства, подчас рискуя всем; улучшать городскую среду, учить, лечить, хотя бы точечно выводить город на общенациональный и мировой уровни – тот, может быть не сразу, но тоже получит полное право считать себя севастопольцем. Если захочет. А не захочет – люди сами его будут таковым считать. Или не будут, потому что все новое здесь не приживается, а новых людей все чаще считают приживалами, даже если они сделали больше, чем севастопольцы в нескольких поколениях. 

А если вся доблесть севастопольца состоит в факте рождения на этой славной земле; если севастопольцы выводят свое исключительное право жить на ней и пользоваться ею из этого ничем не примечательного биологического факта – то их можно сравнить с хуторянами.

И фото на заставке к этому тексту вполне отражает суть отношения севастопольцев к Севастополю: залезть на чердак и втянуть лесенку, отгородить себе эксклюзивный доступ к пляжу (горам, лесу, общественным пространствам города – нужное подчеркнуть) и никого к ним больше не подпускать.

Почему гордое «севастопольцы» все больше превращается в «люди-шлагбаумы»? Вот еще несколько снимков:

Смотрите, смотрите. В этом – вся современная суть нашего города. 


Показать полную версию новости на сайте