Сегодня депутаты Симферопольского горсовета выбрали главой администрации столицы Крыма Игоря Лукашева, до этого занимавшего пост председателя комитета Госсовета Крыма по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике. Однако, по данным «Примечаний», высокопоставленные чиновники из Москвы надеялись увидеть на его месте другого кандидата – советника губернатора Ленинградской области Михаила Василенко. Тот летел в Крым, ожидая, что поддержка из столицы поможет ему победить в конкурсе. Но уже в Симферополе стало понятно, что этим планам сбыться не суждено.
О федеральном кандидате в мэры Симферополя известно сравнительно мало. Михаил Василенко родился в селе Вилино Бахчисарайского района. Окончил Черноморское высшее военно-морское училище им. Нахимова и Северо-Западную академию государственной службы при президенте РФ. Начинал карьеру в вооруженных силах, но в 1994 году уволился, и в этом же году стал генеральным директором ТОО «Прима-бизнес». Через пять лет он уже был исполнительным директором сети магазинов «Пятерочка» и вице-президентом крупной строительной компании «ЛЭК» из Санкт-Петербурга. В 2000-х управлял государственным имуществом в Ленинградской области, три года работал директором предприятия «Гатчинапассажиравтотранс». В последние годы Василенко дает советы губернатору Ленинградской области и управляет компанией «Союз экологов Северо-Запада».Между тем, для человека с таким послужными списком и опытом Василенко вчера на конкурсе вел себя необычно. Судя по всему, он сильно нервничал: не знал, куда девать руки, запинался, оговаривался. Источники «Примечаний» связывают это с эффектом неожиданности: Василенко не увидел признаков поддержки своей кандидатуры на конкурсе, который в определенном смысле стал бенефисом другого претендента – давнего соратника Сергея Аксенова Игоря Лукашева.
Лукашев, чье избрание предсказывали «Примечания», действительно выглядел вчера самым подготовленным кандидатом. Его сегодняшнее утверждение депутатами горсовета на посту мэра крымской столицы, несмотря на причастность депутата к крайне неудачной реконструкции центра Симферополя, наблюдателей не удивило: Сергей Аксенов не намерен выпускать из рук контроль над финансовыми потоками от ФЦП и национализированной в 2015 году недвижимости в крымской столице.
Сегодня Игорь Лукашев уже встретился с Сергеем Аксеновым и рассказал, что он будет делать. Лейтмотивом его заявлений стала консервация статус-кво.
Фото: Facebook, страница Сергея Аксенова
«Надо провести проверки, войти в курс дела, посмотреть бюджет, — сказал Лукашев «Крымниформу». — Текущие решения, необходимые для жизнедеятельности города, будут приниматься в обычном режиме. Конечно, вакансии (в администрации) есть – часть замов освобождены от должности. Команду будем определять совместно с главой республики. Сегодня никаких кадровых решений пока нет. Возможно, они будут. Процесс этот эволюционный, а не революционный. Не будет такого, что всех убрали. Те люди, которые работали добросовестно, будут работать».
Какие последствия будет иметь такое развитие событий для отношений Крыма с федералами, пока неясно. Но это уже не первый случай фиаско «варягов» в крымских органах власти различного уровня.Напомним, что в июле 2015 года крымский премьер Сергей Аксенов в «кадыровском» стиле публично отказался повиноваться кому-либо еще, кроме Владимира Путина. Этому предшествовал конфликт между Аксеновым и ФСБ, которая занялась его подчиненными.
Сначала от должности был отстранен министр имущественных и земельных отношений Крыма Александр Гордецкий. ФСБ выяснила, что он отдал украинской компании в аренду на 25 лет санаторий в Симеизе по ставке $1,5 за квадратный метр. Затем крымское УФСБ задержало местного министра промполитики Андрея Скрынника, подозреваемого в присвоении имущества Райпо в Бахчисарайском районе на сумму свыше 48 млн. рублей. На следующий день под домашний арест попал главный налоговик Крыма Николай Кочанов. Он передал оперативнику ФСБ 300 тысяч рублей за отказ от уголовного преследования своего сына, без документов вывозившего тысячи тонн песка из Багеровского карьера для застройки южного берега.
Разгневанный этим Аксенов создал беспрецедентную спецкомиссию по защите крымских чиновников от федеральных правоохранителей.
Согласно распоряжению Аксенова, Следком, ФСБ и прокуратура обязаны «незамедлительно информировать» его об уголовном преследовании госслужащих и предоставлять все материалы по таким делам. И если члены комиссии решат, что дело возбудили незаконно — они пожалуются лично Владимиру Путину.
Это решение не просто противоречило законам РФ, это был открытый вызов вертикали. Улаживать скандал в Крым прилетели сначала премьер Дмитрий Медведев, а затем глава Совфеда Валентина Матвиенко. Сообщение о создании комиссии с сайта правительства Крыма сняли, однако Медведев предложил ввести в состав крымского Совмина, а заодно и Севастополя, федеральных замминистров. Владимир Путин поддержал предложение.
Тем не менее, федеральных замов в правительство Аксенова так и не пустили, а публичный конфликт последнего с вице-премьером Козаком не закончился для крымского премьера ничем.
Конфликт, казалось бы, поугас, однако позже в эфире телеканала «Первый крымский» Сергей Аксенов сделал ряд новых резких заявлений. «Они все (федеральные следователи — прим. ред.) говорят, что […] крымский чиновник даже с отрубленной головой будет воровать. Слушайте, ничем мы не отличаемся от других субъектов Российской Федерации, вообще ничем. Никаким зашкаливающим уровнем (коррупции — прим. ред.)», — заявил Аксенов.«Почему возник вопрос создания комиссии и всего остального […] Когда начали Крым тут обвинять в ситуациях, знаете почему? Потому что мы попросили, я и представитель президента (Белавенцев, — прим. ред.), полномочий по увольнению федеральных структур на месте. Я сегодня не могу уволить ни одного федерального чиновника, инспектора», — заявил Аксенов. Позже в интервью «Медузе» Аксенов объяснил создание комиссии необходимостью желающим «пилить», которые заходят с материка и пытаются компрометировать местную власть, привлекая правоохранителей.
Как и Рамзан Кадыров, Сергей Аксенов утверждает, что готов выполнить любой приказ Путина лично — но больше никому в стране подчиняться не намерен. «Если бы у главы государства были ко мне вопросы — он бы мне позвонил и сказал: Сергей, сделай так-то. Но он этого не сделал. Раз руководитель мне не звонил, мне никто свою волю здесь кроме него диктовать не будет. И никакие службы не заставят изменить позицию», — заявил он.
В сентябре 2015 года Сергей Аксенов без видимых последствий для себя вычеркнул из Комиссии по борьбе с коррупцией главу крымского ФСБ Виктора Палагина. Сделано это было путем лишения комиссии статуса межведомственной. В новый состав вошли подконтрольные главе Совмина лица.
Источник, знакомый с ситуацией в коридорах власти Крыма, связывал дерзость Сергея Аксенова с гарантиями сохранения постов и бизнеса, которые ему и спикеру Госсовета Крыма Владимиру Константинову, якобы, дал перед референдумом о воссоединении с РФ лично Владимир Путин, и которые в Симферополе стали толковать уж слишком широко.
«Все это иллюзии, что кто-то снимать будет, пришлют правительство, я тут буду свадебным генералом, — заявил тогда журналистам крымский премьер. — Я им никогда не был и не буду. Здесь от меня наплакалось достаточно большое количество людей. Все эти вопросы, что под Аксенова копают, сейчас кого-то пришлют. Друзья мои, я не тот, кем манипулируют. Слушайте, я упереться так могу, что никто никого не пришлет».
В феврале 2017 года Сергей Аксенов попросил Комитет по борьбе с коррупцией отстранять от должностей чиновников-родственников, если в их деятельности есть конфликт интересов. Странность в том, что в этих органах много родственников и друзей самого Аксенова и спикера госсовета РК Владимира Константинова.Так, отец главы правительства Валерий Аксенов — депутат Госсовета, входит в комитеты по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу. Сестра супруги Евгения Добрыня — также депутат Госсовета, возглавляет комитет по имущественным и земельным отношениям. Родная сестра Аксенова Надежда — депутат Симферопольского городского совета. Теща главы правительства Крыма является членом Общественной палаты РК. Тесть Сергея Аксенова — заместитель директора ГКП РК «Экспертно-технический центр». Муж Евгении Добрыни, Андрей Дедюхин, возглавляет департамент по рыболовству Минсельхоза Крыма. Давними соратниками Сергея Аксенова считаются министр юстиции Олег Шаповалов и министр промышленной политики Андрей Васюта.
У Владимира Константинова тоже есть свои люди в различных эшелонах власти. Так, министр строительства и архитектуры – давний партнер главы Госсовета по бизнесу, работал в ООО «Консоль ЛТД». Новым министром спорта республики стала бывшая секретарша господина Константинова. Он также близок с министром экологии и природных ресурсов РК Геннадием Нараевым, его креатурами можно назвать секретарей «Единой России», городских советов и муниципальных образований Крыма.
Впрочем, около месяца назад в администрации Симферополя уже появился первый «варяг» — чиновник из Москвы. Судя по всему, на материке не оставят попыток получить прямые каналы контроля в столице полуострова. Это понятно с учетом того, что в Симферополе вливаются миллиарды рублей на дороги и развитие инфраструктуры.