Совещание прошло под председательством заместителя полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Кирилла Степанова в режиме видеоконференции. В обсуждении также приняли участие представители Минэкономразвития России Алексей Семенихини Антон Матушевский, представитель прокуратуры города Севастополя Максим Лакомов, представители Россреестра, Минюста, регионального штаба ОНФ в Севастополе, общественного совета при Главном управлении природных ресурсов и экологии Севастополя.
«Речь на совещании шла, в частности, о том, что продлены сроки исполнения поручения Президента России по созданию государственного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» до 20 ноября 2017 года», — сказала Екатерина Алтабаева, подводя итоги заседания.
Вячеслав Горелов напомнил, что работа по созданию новых особо охраняемых природных территорий началась в ноябре 2015 года, когда в рамках Межведомственной комиссии, созданной при полпредстве для рассмотрения обращения в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина, которое подписали более двадцати тысяч севастопольцев, было принято решение о создании ООПТ «Ласпи».
«Эти два года не прошли напрасно. Была проведена комплексная экологическая экспертиза, разработан проект границ, проведены общественные слушания, подготовлено Положение о государственном ландшафтном заказнике регионального значения «Ласпи», а также проект постановления Правительства Севастополя. В июле 2017 года все документы для создания ООПТ были подготовлены. Но, когда оставался один шаг – включение этого вопроса в повестку заседания Правительства Севастополя – процесс остановился. Было принято решение отложить создание заказника до решения неких земельных вопросов», - сказал парламентарий, добавив, что уже в начале августа он обратился по вопросу отказа от своевременного создания ООПТ к врио Губернатора за разъяснениями. Кроме того, было направлено письмо в прокуратуру города Севастополя с просьбой оценить действия исполнительной власти с точки зрения преднамеренного затягивания вопроса о придании урочищу Ласпи статуса ООПТ или отсутствия такового намерения.
На совещании было отмечено, что 25 июля 2017 года Минэкономразвития доложило Президенту РФ о готовности всех документов, необходимых для создания заказника:
— 4 августа 2017 года врио губернатора Дмитрий Овсянников направил письмо в адрес Минэкономразвития с указанием перечня работ по созданию ООПТ «Ласпи» и сообщением о том, что создание государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» отложено в связи с тем, что ведется претензионно-исковая работа по возвращению в городскую собственность земельных участков на данной территории;
– 28 августа 2017 года Министерство экономического развития РФ направило письмо в адрес Правительства Севастополя, в котором отмечалось, что проведение судебно-исковой работы по возвращению в городскую собственность земельных участков в урочище Ласпи, незаконно переданных до принятия в РФ города Севастополя, «не связано с созданием ландшафтного заказника и не может служить основанием для неисполнения поручения Президента Российской Федерации. Также в письме указано, что Правительству Севастополя необходимо обеспечить принятие постановления, предусматривающего создание ландшафтного заказника;
– 7 сентября 2017 года врио Губернатора подтвердил свою позицию письмом в адрес Минэкономразвития;
«Правительство Севастополя планирует создание ООПТ только после того, как большая часть претензионно-исковой работы будет проведена. С нашей точки зрения, это нецелесообразно, поскольку такая работа может длиться значительное время, учитывая, что возникают дополнительные правовые коллизии – опротестовано одно из решений нашего суда в Верховном Суде Российской Федерации, — отметила Екатерина Алтабаева. — Создание ООПТ никоим образом не свидетельствует об изъятии земли у кого-то, этот статус устанавливает другие режимы использования. Люди могут по-прежнему отдыхать на своих участках, сохранять природу, но строить там дома они не смогут».
Что касается порядка предоставления компенсации за изъятие земли, парламентарии еще раз отметили, что в случае с участками на территории урочища «Ласпи» оформить это путём принятия региональных законодательных актов невозможно, поскольку это выходит за рамки полномочий субъекта РФ. Вопрос о возмездном изъятии земельного надела урегулирован федеральным законодательством (ч. 3 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ «При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества»). Кроме того, компенсация по решению суда о недействительности акта на землю безосновательна, поскольку отсутствует само право на землю.
Вячеслав Горелов обратил внимание на потери, которые уже не восполнить, – на одном из объектов застройщиками могли быть уничтожены десятки краснокнижных многолетних деревьев, возможный ущерб, в том числе от порчи почвенного покрова, исчисляется миллионами рублей. Реальные потери может оценить лишь специальная комиссия, которая сможет сопоставить материалы дендрологического обследования 2001 года с фактическим состоянием лесных насаждений в границах этого земельного участка и подъездной дороги.
«В части урочища природа уничтожена настолько, что уже отсутствует предмет охраны, — отметила Екатерина Алтабаева. — Если в ближайшее время мы не создадим ООПТ «Ласпи», то уже через два-три года в этом не будет смысла, поскольку многократно ускорившееся строительство полностью уничтожит наше бесценное природное богатство».