Площадь Нахимова, которая минувшие 25 лет была традиционным местом митингов и сходов граждан, российские власти Севастополя пытаются деполитизировать уже третий год, но получается не очень. Губернатор Сергей Меняйло замещал митинги концертами "Ласкового мая". Подчиненные его преемника Дмитрия Овсянникова просто не согласовывают мероприятия, предлагая подающим заявки демонстрантам альтернативы: памятник Солдату и Матросу над мысом Хрустальный, Культурно-информационный центр на окраине города в Камышовой бухте и памятник Ленину на центральном городском холме, между Владимирским собором и штабом ЧФ. Но соглашаются не все. И, несмотря на то, что на Нахимова в прошлом году демонстрировали броневики для разгона демонстраций "Фалькатус" (в народе известен как "Каратель"), нарушителей предпочитают силой с площади у правительства не разгонять.
Земельные лишенцы проводят несогласованный митинг на Нахимова уже второй раз. Напомним, что правительство Севастополя подало к гражданам около 4 тыс исков о признании прав собственности на землю, возникших при Украине, недействительными. Свободной земли для реализации крупных проектов крупными застройщиками в Севастополе давно не осталось, поэтому землю освобождают через суд там, где можно найти для этого основания.
Ситуация неоднозначная: при получении земли в украинские времена действительно допускались нарушения, а среди первичных собственников участках в лесах и в заповедных местах — судьи, прокурорские, милицейское начальство. С другой стороны, закон 6-ФКЗ автоматически признает в Крыму и Севастополе права, возникшие при Украине. Эксперты в Москве уже в открытую говорят, что большой земельный передел в Крыму неизбежен в силу самого факта смены власти и юрисдикции.
Но земельные лишенцы в Севастополе не сдаются. Требования и лозунги все те же: прекратить принудительное лишения права собственности на землю граждан, среди которых есть не только получившие участки даром при Украине, но и добросовестно купившие их при РФ жители материка; недоумение, почему крупным застройщикам правительство позволяет легализовать нарушения земельного законодательства, а у мелких владельцев отбирают все; опасения по поводу возможной грядущей реновации и последствий принятия генплана; требование вернуть собственника уже изъятые у них земельные участки. Ведь люди теряют миллионы, и для каждого это трагедия. Кроме того, у митингующих есть сомнения относительно дальнейшей судьбы отобранной у них земли: одно дело, если ее оставят нетронутой или возведут там социальный объект, и совсем другое — если ее отдадут под коммерческую застройку.
В правительстве "Примечаниям" сообщили, что участникам митинга предлагали собраться в трехстах метрах выше, у памятника Ленину — но они не прислушались. Тем не менее, разгонять несогласованный митинг власти города не стали.