Ржавый ковш в кроваво-красных водах

09-10-2017 16:38:52
Автор:
И Крымский мост, и трасса дорого стоят — не только бюджету, но и экологии. В стремлении сделать полуостров витриной России власти убивают то, ради чего сюда поедут и по мосту, и по «Тавриде». Добыча песка на западном побережье уничтожает уникальное розово

Сасык-Сивашская пересыпь между Саками и Евпаторией исчезает на глазах. Причина — добыча песка в промышленных масштабах. Ежедневно десятки грузовиков вывозят отсюда сотни тонн. Экологи считают, если так будет продолжаться, пересыпь исчезнет, а с ней — автомобильная и железная дороги. Соседние поселки и Евпатория будут подтоплены, уникальное озеро Сасык-Сиваш — уничтожено.

Четырехметровый бетонный забор посреди песчаной косы. Деревянные ворота, похожие на частокол прошлых столетий. Колючая проволока из столетия нынешнего. Кажется, что за бетоном, деревом и металлом никого нет. Но ворота открываются, за ними — красивый сад. Навстречу выходят Владимир и Галина, муж и жена, которые живут тут уже много лет. Последние несколько лет их жизнь превратилась в ад. Причина — песчаные карьеры на косе между Евпаторией и Саками. Песок тут гребут ковшами круглые сутки. На экологию, уникальное соленое озеро и двух маленьких людей работникам наплевать. Им сказано добывать, они добывают.

«Нас оскорбляют, унижают, угрожают, — срывающимся голосом говорит Галина Таенкова. — Нам передавали слова через посредников, что мы старые придурки и должны отсюда убираться, это их земля. Сказали, что скотина наша тут пастись не будет. Потом у нас сорок коз пропало, в свиней кто-то стрелял из пневматического оружия. Мы в полицию обратились, но толку нет».

 Галина Таенкова в своем саду

Голос женщины то и дело срывается. Кажется, она вот-вот заплачет. И ее можно понять. Когда Галина и ее муж получили землю на косе между Евпаторией и Саками, о таком кошмаре они даже подумать не могли.

 Забор участка Владимира и Галины. За забором виднеется один из карьеров

«Надо было всю степь брать»

2 июля 2004 года участок №1 с северной стороны железной дороги «Остряково-Евпатория» на территории Лесновского сельского совета был поставлен на кадастровый учет. На нем можно вести свое хозяйство, чем Владимир Емельянов с женой и занимаются. Мужчина получил участок в наследство от отца – Ивана Емельянова, который и арендовал 6000 кв. м у Лесновского сельского совета сначала на пять лет, потом аренду продлили на пятнадцать. 

Неожиданно супругам пришло письмо от некоего ООО «Черномор ЛТД», в котором сообщалось, что теперь это предприятие является арендатором земли на Сасык-Сивашской пересыпи. На этой территории планируется добывать песчано-гравийную смесь до 2033 года. И приличный по размерам участок семьи Емельяновых — 0,6 га — предпринимателям как кость в горле. Сейчас «Черномор ЛТД» окружает емельяновский участок карьерами и всячески пытается выселить старых хозяев.

«У нас был суд 20 июня, о котором мы ничего не знали, — говорит Владимир. — Но как потом объяснил наш знакомый юрист, мы суд выиграли. 10 октября вроде как назначен следующий суд. Нас хотят выселить отсюда — и точка. Но когда точно и как будет проходить заседание — мы не знаем. Нам ни одного уведомления не приходило. Вот сегодня выяснил, что нас собираются убрать, потому что якобы мы тут самозахват сделали. Если мы в течение двух месяцев свое хозяйство не уберем, нас ликвидируют и потом счет еще нам выставят».

Владимир вспоминает, как в сельсовете ему предлагали забрать всю косу, но он отказался. Сейчас жалеет. Неожиданные гости появились в 2015 году — именно в этот период снова начался забор песка на Сасык-Сивашской пересыпи.

Песчаные карьеры расположены по всей территории косы. Огромные котлованы уже заполнены водой — появились мини-озера, созданные людьми. Песка нужно много — Крым строится. Ущерб для экологии и когда-то размеренная жизнь нескольких крымчан никого не волнуют.

 Один из карьеров

«Я буду бороться за Крым!»

Песчаные карьеры существовали здесь еще при СССР. Во время строительства «Днепрогэса» и реализации других масштабных проектов отсюда вывезли миллионы тонн песка. Карьеры появлялись не только на берегу, песок добывали на шельфе — до Великой Отечественной войны его просто закачивали в трюмы барж и везли морем в другие города. После окончания ВОВ добыча возобновилась и длились вплоть до 1965 года.

Коса, расположенная между Евпаторий и Саками, разделяет Каламитский залив Черного моря и крупнейшее озеро в Крыму — Сасык-Сиваш. Из-за добычи песка около 60 лет назад появился изгиб береговой линии, площадь пляжей уменьшилась по всему западному побережью. Тогда было решено остановить добычу.

Два года назад о песке на уникальной косе снова вспомнили. Узкая полоска суши манила большими возможностями. Крым нужно строить, материалов не хватает, песок востребован как никогда. С этого периода началась позиционная война между работниками ООО «ЛТД Черномор» и семьей Емельяновых. Пока побеждают карьеры — добыча песка подбирается к ним все ближе.

Мы не можем доказать, что это они нам уничтожали хозяйство, но больше думать не на кого, — говорит Галина. — Чьи это карьеры, выяснить не можем, но говорят, что аксеновские и константиновские. И что они будут уничтожать — и уничтожат — здесь все. Но я ценой своей жизни готова их остановить. Так и напишите».

Глядя на Галину, понимаешь, что она не шутит. Эта земля для нее — все. Много лет назад ее привезли сюда на инвалидной коляске. Врачи сказали — доживать. Но женщина неожиданно не только поправилась, но и встала на ноги. Целебная вода Сасык-Сивашкого озера помогла ей выздороветь.

«К нам приезжают из Израиля и говорят, что Господь дал нам такую жемчужину, которой нет равных в мире, — говорит Галина. – Сначала приехал оттуда один человек, с палаткой стоял просто у озера, потом привез других людей. Он когда узнал, что здесь происходит с карьерами, то прилетел, стоял на коленях и просил Господа остановить это все».

Владимир рассказывает, что на озере раньше гнездились птицы, но теперь пернатых не видно. Краснокнижные кулик и малый гусь исчезают, хотя раньше можно было наблюдать за ними. Под угрозой оказались и так называемые «грифоны». В тихую погоду можно увидеть фонтаны, которые выбрасывают потоки воды в соленой части озера. Всего их было около 40 штук, но Владимир боится, что часть уже разрушена бездумной добычей песка.

«Мне главный инженер говорил прямо – на нашу жизнь хватит, — возмущается Владимир. — Они тут днем и ночью работают. Возят сейчас 20-тонными машинами. За тонну на оптовом рынке дают примерно 800 рублей. Машины ходят каждые две минуты, а одна машина – это около 16 000 рублей. Получается хороший заработок. Но мы не сдадимся. Я буду бороться за Крым, за это природное богатство. Если мы отступим, они и нас уничтожат, и эту землю».

Министерство карьеров Крыма

Карьеры сейчас расположены всего 300-500 метрах от железной дороги. До трассы Саки-Евпатория пешком примерно 5-7 минут. Тут же расположены ЛЭП, которые стоят вдоль насыпи между железной дорогой и карьерами. Если из-за бездумной и алчной добычи песка начнется подтопление, о поездах и электричестве можно будет забыть. Затопит все.

 Справа от железной дороги видны карьеры

Связаться с ООО «Черномор ЛТД» «Примечания» не смогли. Мобильный номер, указанный в интернете как контактный, оказался недействительным. Мы дозвонились до одного из учредителей – Майстренко Виктории, но она не смогла ответить на вопросы, так как находится в лечебном учреждении.

В министерстве экологии и природных ресурсов, кажется, проблемой карьеров совсем не обеспокоены. Мобильный телефон министра экологии Геннадия Нараева отключен. Мы дозвонились до ведомства по городскому номеру. Нам пообещали передать вопрос компетентным сотрудникам и перезвонить, но до сих пор ответа не последовало.

«Карьеры глубиной до 20 метров ослабляют тело пересыпи, усиливается абразия как со стороны Каламитского залива Черного моря, так и со стороны озера Сасык-Сиваш, — написал в своем заключении по пересыпи Виктор Тарасенко, эколог, президент Крымской академии наук. —

Возникает реальная угроза уничтожения пересыпи, соленого озера, солепромысла, существующего здесь фермерского хозяйства, угроза разрушения полотна железной дороги и автомобильной трассы Симферополь — Евпатория. Уничтожаются уникальные ресурсы развития курортно-рекреационно-туристической сферы. Уничтожаются водно-болотные угодья, морские дюны, растительное, орнитологическое и фаунистическое биоразнообразие».

Чиновники не могут об этом не знать, однако добыча не останавливается. Зато минувшим летом сотрудники министерства экологии были весьма активны. Они отлавливали на этой же косе крымчан и гостей полуострова, припарковавших свои машины в 500-метровой водоохранной зоне и выписывали им внушительные штрафы.

После публикаций в СМИ замминистра экологии и природных ресурсов Ольга Славгородская заявила, что ее с коллегами неправильно поняли — никто никому не запрещал отдыхать на косе. При этом в Тихой бухте кемперам, уже много лет приезжающим сюда на машинах, тоже запрещали оставлять транспорт на привычном для всех «пятачке». Экологи объясняли нововведение тем же: в водоохранной зоне на территории ООПТ парковаться не положено.

При этом карьеры, в которых ковшами выгребают песок с узкой пересыпи, как будто никто не видит. Экологи упорно не замечают, как страдает розовое озеро Сасык-Сиваш, разрушается уникальная экосистема. В профильном министерстве молчат как рыбы. Может быть, потому что кто-то велел им не замечать нарушения?

Семья Владимира и Галины тем более не тревожит чиновников. Что такое сады и огород, несколько людей, когда дневные прибыли от добычи песка исчисляются сотнями тысяч. Два недовольных пенсионера — лишь ненужные примеси крупной фракции. Их просеют и выкинут, даже не заметив.


Показать полную версию новости на сайте