Когда по детям плачет только Даль

12-10-2017 11:10:53
Автор: Татьяна Никитина
Достоинства детского туберкулезного санатория имени Боброва – субтропический климат, красота природы между Алупкой и Симеизом - стали его проклятием. На сладкую землю много претендентов. Отстоять санаторий пытаются потомки основателей и именитые писатели.

Известный писатель, драматург, кинематографист Даль Орлов презентовал в Ялте свою новую книгу «От любви до Бобровки», посвященную знаменитому санаторию. Одна из целей книги – преодолеть бездействие властей республики и вернуть здравнице земли, отписанные у нее предыдущим мэром Ялты. Сага охватывает 115 лет и наглядно показывает, как в разное время нашей стране относились к детям.

Детский противотуберкулезный санаторий имени Боброва, находящийся в Алупке, — место уникальное. Пожалуй, это один из немногих случаев, когда природу используют во благо — для лечения детей, а не для застройки апартаментами. За 115-летнюю историю здесь побывало множество великих людей из новой истории России, СССР, Украины и РФ. Санаторию, где врачи вытаскивают с того света больных костным туберкулезом детей, всегда помогали неравнодушные люди.

Бобровка, как ласково называют санаторий, началась на землях, которые семья графов Воронцовых фактически подарила знаменитому хирургу Боброву для его проекта (сдали в аренду по цене 1 рубль в год). В дореволюционные годы санаторию помогали Антон Чехов, Максим Горькой, великие князья и княгини, Николай II. В советское время санаторием занимались брат Ленина Дмитрий Ульянов, супруга Ленина Надежда Крупская, председатель совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов, организатор системы здравоохранения СССР Николай Семашко.

Здесь жил знаменитый писатель Корней Чуковский, лечил свою тяжелобольную дочь Мурочку.

«Лозунги советского времени выполнялись по-разному, — говорит автор книги Даль Орлов. — Единственный лозунг, который выполнялся в СССР на 100% - это «Все лучшее детям». Сегодня, к сожалению, этого нет».

История санатория Боброва объединяет самых разных, по своему уникальных людей. Одна из главных легенд здравницы – учитель русского языка и литературы Агния Деревнина. Она же Агнюша.

Сироту, умиравшую на Севере от костного туберкулеза, местный фельдшер просто подбросил в поезд на Москву. Там случайно она попалась на глаза доктору Изергину, который немедля принял решение ее спасать, для чего забрал в Бобровку. На лечение тяжелобольного ребенка ушло 10 лет, над ребенком шефствовала семья Изергиных.

После Великой Отечественной Войны и до развала СССР здесь продолжали беречь традиции Боброва и Изергина и спасать детские жизни.  Бобровку поддерживало государство. 

Сегодня Бобровка мало загружена

В 1991-2014 годах украинские власти с друзьями начали землю под санаторием «пилить» и строить на ней виллы. Чтобы неповадно было лечить детей на землях, где можно построить видовые особняки, государство свело к минимуму финансирование детской здравницы.

Род Изергиных – добрые хранители санатория. Ольга Орлова-Изергина – правнучка знаменитого хирурга Изергина и дочь Даля Орлова начала бурную волонтерскую деятельность по спасению и возрождению санатория. На тот момент она жила с мужем в Германии. В этой стране охотно откликнулись на ее призыв спасти уникальный детский санаторий, погибающий в детском Крыму. 15 лет Ольга Изергина собирала огромные фуры со всем необходимым и отправляла из Германии в Алупку.

Меценатов тогда поразил тот факт, что на письма от детей и сотрудников санатория украинские депутаты, министры и президент не реагировали. Но стоило прислать в Киев письмо от должностных лиц Евросоюза с требованиям разобраться с проблемами Бобровки – сразу же следовал хоть какой-то ответ. 

Руководство санатория и его добрые ангелы-хранители

«В 2014 году воссоединение Крыма с Россией стало для нас большим семейным праздником, — рассказал «Примечаниям» Даль Орлов. —Казалось, что счастье пришло. Но вскоре экс-мэр Ялты [Андрей Ростенко] оттяпал у Бобровки оливковую рощу».

Как видим, оставшиеся в Крыму чиновники украинских времен продолжают пытаться растащить земли Бобровки. Весной 2017 года Ростенко своей подписью попытался отрезать очередной громадный кусок у детской здравницы. После публикаций, в том числе и в «Примечаниях», чиновники, как казалось, дали задний ход.

Заместитель главы РК Сергея Аксенова Алла Пашкунова клятвенно заверила, что детям землю вернут. Затем депутаты ялтинского горсовета сообщили о готовности передать детские земли на баланс республики.

Дальше слов дело не пошло. Как выяснили «Примечания», отчужденный при Ростенко участок с регистрации Росреестра не снят: его легко найти на публичной кадастровой карте. Срок подачи крымскими властями иска в суд для отмены решения Ростенко истекает. Постановление об изъятии никто не пытается отменить.

Новая администрация Ялты никаких мер на этот счет тоже не предпринимает. Хотя самое простое решение — отмена незаконно принятого постановления № 2115-п от 12.05.2017 года, а также исключение из государственного кадастра недвижимости записи (сведений) о земельном участке пл. пл.15438 +/-43 кв.м., поставленного на государственный кадастровый учет под № 90:25:090104:1223. Этот вопрос находится в исключительной компетенции врио главы администрации Ялты Елены Сотниковой и никаких дополнительных документов не требуется.

«Для меня дико, что сегодня в Бобровке есть люди с зарплатой 4 тысячи рублей, - говорит Даль Орлов. – Там ведущие врачи получают 20 тысяч. Такое впечатление, что не в гражданскую войну она должна была вымереть, когда на свои деньги Изергин содержал 20 лежачих больных, а сегодня, потому что там тихо. Уникальное место простаивает, а тысячи больных детей даже не знают о нем». 

Изергина говорит — глава РК Сергей Аксенов до сих пор не ответил на ее открытое письмо. Защищая свои права, санаторий имени Боброва подал в суд по факту незаконного изъятия земли. Первое заседание по этому процессу состоится в начале ноября.

Сам Даль Орлов на ближайшем съезде российских киносценаристов будет рекомендовать снять по своей книге сериал о Бобровке. Ведь история этой здравницы отражает 115 лет истории нашей Родины – со всеми горестями и радостями. Возможно, если Бобровка попадет на большой экран, то шансы на ее спасение и возрождение увеличатся, говорит писатель.


Показать полную версию новости на сайте