Об этом пишет у себя в Facebook крымская общественница Людмила Зеленина, побывавшая на месте добычи песка.
«Природный стройматериал, добытый в экологически чистом районе, пользуется большим спросом у строительных кампаний. Когда бизнес процветает, проблемы с разрешительными документами решаются с необыкновенной легкостью. Морской песок - наш стратегический ресурс. Без него Евпатория, Саки, Южная коса, западный берег Крыма могут окончательно лишится своих ранее известных песчаных пляжей. Трудно будет говорить о курортно-туристической нише Крыма.
Выемка песка уничтожает пляжи Евпатории и Донузлава. Эту аксиому не повторяет только глухонемой еще с 90-х годов. Меняются руководители, меняется власть, меняются страны, а песок, как добывали, так и добывают. И, что самое плачевное - будут добывать! Очень уж прибыльный бизнес. А пляжи? Пляжи подождут...
Местные экологи сказали мне, что при горячем содействии властей и безразличии граждан за украинский период было добыто и вывезено 200 млн тонн песка. В последние годы жители района о.Донузлав стали замечать, что озеро стало мельчать, вода отошла от берега почти на полтора метра, обнажив камни. Почему это происходит, что случилось с озером?
Донузлав расположен в 30 километрах к западу от Евпатории и до соединения его в 1961 году с Чёрным морем был озером. В заливе происходит размножение, нагул и зимовка таких ценных промысловых видов как кефалевые, осетровые, камбалы, сельдь, черноморские креветки и другие. Ихтиофауна Донузлава включает не менее 52 видов рыб из 30 семейств. Следует отметить, что в заливе обитают редкие и исчезающие виды, например морской конёк, занесённые в Красную книгу Черноморская устрица и Донузлавская мидия.
Об экологической чистоте региона говорит хотя бы то, что на озере поселилась колония чёрных журавлей, и гнездятся более сотни пар лебедей. Когда французским специалистам показали Донузлавских устриц, они удивились самому их присутствию в озере. Однако моллюски оказались хорошего товарного вида и совершенно здоровыми. Устрицы в Чёрном море находятся на грани исчезновения, а у побережья северо-западного Крыма устричные банки не встречаются уже давно. Были времена, когда черноморских устриц возили на продажу в Европу, где они пользовались большим спросом. Теперь специалисты вынуждены признать, что отныне устрицу у нас можно разводить только в искусственных условиях, и Донузлав для этих целей подходит почти идеально.
Главное богатство региона - исключительно благоприятная экологическая обстановка. Чистый морской воздух напоён ароматом целебных степных растений, просторные пляжи с бархатным и золотым песком, прозрачная вода моря и лиманы с лечебными грязями делают Донузлавский регион уникальным местом, сама энергетика которого исцеляет.
В свое время, Крымский государственный институт инженерно-технических изысканий заключил, что даже существующая ныне добыча песка на косе Южная в непосредственной близости от шоссе "негативно отразится на устойчивости основания дороги, нарушит геологические условия и гидрогеологические параметры связи моря с заливом, и экологическую ситуацию на этом участке". Институт предлагал властям региона "принять незамедлительные меры для прекращения дальнейшей выемки песка на косе Южная озера Донузлав (посёлок Мирный) и провести её рекультивацию.
Тем не менее, Керченский морской торговый порт через причал Южной косы озера Донузлав за один месяц перерабатаывал 67,1 тысячу тонн песка. Более того, в год экологии, вместо полной остановки добычи песка на озере Донузлав, в шаговой доступности, наплевав на мнение жителей поселка Мирный, начинается новая добыча песка, уже с берега! Это подается как новый инвестионный проект со старыми разрешительными документами, выданными еще в 2004 году. Уже из-за массовой выборки песка проседают фундаменты жилых домов в поселке Мирном...
Грабительская добыча в Донузлаве провоцирует разрушение прилегающих пляжей западного побережья Крыма, в том числе и у евпаторийского побережья. Мы теряем детский курорт из-за жадности некоторых чиновников. Мы теряем санаторно-курортные пляжи. Постепенно исчезают пляжи, и начинается прогрессивная абразия (разрушение) берега на широком участке побережья от мыса Лукулл до Тарханкута. Так и будем молчать?»