22 сентября вступил в силу приказ Минздрава РФ № 403н. Согласно этому документу, около 60-80% всех препаратов в аптеках должны отпускаться по рецепту. Наркотические анальгетики, сильнодействующие и психотропные препараты. С сентября к ним добавились жидкости, содержащие более 15% этилового спирта; анксиолитики (код N05B), снотворные и седативные средства (код N05C), антидепрессанты (код N06A).
Без рецепта теперь нельзя купить даже такие простые анальгетики, как нимесил, кетанов, спазмалгон. И даже такие безобидные успокоительные. как новопассит, персен и важный для сердечников корвалол.
Без доверенности вы не сможете теперь купить лекарство для своей бабушки или лежачего соседа.
Если вы взяли один рецепт, купить по нему лекарства вы сможете только один раз. Более того, по ряду препаратов заветную бумажку придется оставлять у фармацевта. И идти к терапевту за новой.
«Ряд рецептов нам теперь нужно забирать у покупателей и хранить документы три месяца, — пояснила Мария, фармацевт одной из севастопольских аптек. — Люди не понимают, что фармацевты не виноваты. На нас постоянно кричат, а нам приходится следовать закону, иначе штраф до 50 тысяч рублей. Участились проверки».
Но понимаете ли, в чем дело. Врач — это необязательно дорого. Врач в Крыму — это непременно долго. Мучительно долго. Даже платный. Особенно если учесть, что платный у нас, из-за невозможности выправить лицензию и нежелание хлопотать, круглосуточным не бывает. Кто вам выпишет в субботу вечером рецепт на нимесил, если болит голова, а по опыту вам помогает только он? Только «скорая», только хардкор.Но жизнь в городах еще есть. В Симферополе в одном из спальных районов нам удалось без проблем купить пять упаковок нимесила — при этом в других аптеках его просто так не продавали.
В Ялте мы купили тот же нимесил в аптеке на набережной, то есть в центре города. В Бахчисарае во многих аптеках пока лекарства дают без рецепта, но предупреждают — со дня на день это закончится.
В Севастополе нам не продали кетанов в нескольких аптеках сразу, но в одной на проспекте Победы сообщили, что его просто нет в наличии, а так можно взять и без рецепта.
Ялтинская покупка в аптеке на набережной
«Я принимаю эутирокс много лет, это препарат для тех, у кого болезни щитовидной железы, — рассказывает Ирина Павлова, жительница Севастополя. — Мне категорически запрещено нервничать. С этим законом я должна отпроситься на работе на половину дня, отстоять очередь, наслушаться ругани и получить рецепт? Нет, я так делать не буду. Мне этот рецепт дадут знакомые, причем быстро и без проблем. Уверена, что так будут поступать многие».
Порядок ценой жизни
После ужесточения норм по продаже лекарств нагрузка ляжет на плечи терапевтов, которых в стране и так не хватает. По данным Минздрава РФ, их дефицит в России составляет почти 27%. Как правило, именно они выписывают рецепты на самые популярные медикаменты. Теперь очереди к ним станут еще больше из-за тех, кому нужны лекарства от сильной боли вроде нимесила или кетанова, когда голова или зубы болят нестерпимо.
Новые правила отпуска рецептурных препаратов вступили в силу еще 1 марта, но закон от 22 сентября вызвал новую волну интереса к этой проблеме. Однако уже весной были озвучены штрафы. Фармацевтам и провизорам грозили штрафы до 10 000 рублей, должностным лицам — до 30 000, юрлицам — до 150 000. В среднем, штрафы выросли в пять раз.
В конце лета и начале осени многие аптеки начали получать штрафы. Тут же фармацевты стали в разы строже. Однако бывают ситуации, когда приходится выбирать: штраф или человеческая жизнь.«У меня был случай в сентябре как раз, — рассказывает Мария, фармацевт из Севастополя. — Вбежал мужчина, весь красный, глаза слезятся, кашляет и чихает, дышать не может нормально. Просит срочно супрастин от аллергии. Я объясняю, что не могу продать, нужен рецепт. Он умоляет, говорит, что у него жуткая аллергия на кошек, оказался в гостях, не увидел, что закончились таблетки. Я ему продала супрастин, хотя формально нарушила закон и могла получить штраф».
По большому счету, новшества только еще сильнее разделят «блатных» и «простых смертных». Те, у кого есть связи и деньги, изменений почти не заметят. А вот рядовым крымчанам теперь придется бегать по кабинетам в городских поликлиниках и обивать пороги нотариусов. К первым за рецептами, ко вторым — за доверенностями на покупку лекарств для серьезно больных друзей и родственников.
Пресс-секретарь Минздрава нас послала писать письменный запрос.