«Инкерман» на грани закрытия: правительство отбирает у него оборудование и землю

23-11-2017 17:06:18
Автор:
Крупнейший винодельческий холдинг, крупнейший налогоплательщик и единственный крупный иностранный инвестор Севастополя уже в январе может остановиться: правительство города расторгает с ним договор аренды оборудования и земли. Формальный повод – претензии

13 октября губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников приезжал в совхоз «Качинский», чтобы принять участие в сборе урожая. «Качинский+» является, в своем роде, градообразующим предприятием для Андреевки и Солнечного – там работают более 500 жителей этих населенных пунктов. «Безусловно, правительство города будет и дальше оказывать поддержку сельскохозяйственным фирмам для развития этой отрасли, которая в соответствии со Стратегией развития Севастополя является одной из приоритетных», — пообещал тогда Овсянников.

А через пару недель Департамент земельных и имущественных отношений подал в Арбитражный суд города Севастополя восемь исков о возврате городу всех земельных участков, которые арендует совхоз.

Кроме того, ДИЗО направило иск в адрес ООО «Инкерманский завод марочных вин» с требованием признать недействительным договор аренды целостного имущественного комплекса (ЦИК) завода, включающего в себя оборудование и помещения цехов.

По мнению представителей компании, имущественный комплекс, то есть цистерны, буты, устаревшие производственные линии и даже цеха завода – лишь разменная монета в борьбе за земли ухоженных виноградников совхоза «Качинский».

Совхоз и завод связаны не только производственным циклом, это структуры одного винодельческого холдинга. Собственником ООО "Инкерманский завод марочных вин" (доля 100%) и ООО "Качинский плюс" (доля 75%) является шведская компания "ИНКЕРМАН ИНТЕРНЕШНЛ АБ". В январе 2011 года инвестиционные фонды Horizon Capital (США) и Hartwall Capital (Финляндия) объявили о покупке контрольного пакета акций этой компании. По данным журнала «Forbes», днепропетровский предприниматель, глава «Первого национального винодельческого холдинга» Валерий Шамотий продал двум этим фондам долю в 60%. Известно также, что с 2016 года 20% доли в «Инкерман Интернешнл АБ» принадлежит китайскому частному инвестиционному фонду «Панг Чаг», однако долю в 40% шведской компании "ИНКЕРМАН ИНТЕРНЕШНЛ АБ" по-прежнему контролирует хорошо известный в Севастополе г-н Шамотий.

Кроме завода и совхоза, в состав холдинга входит еще агрофирма «Черноморец» (шведской компании принадлежит 96% ее акций), но это предприятие защищено от исков правительства Севастополя, так как находится на территории другого субъекта – в селе Угловое Бахчисарайского района Республики Крым.

Хош против правительства

Директор совхоза «Качинский» Михаил Хош – человек деятельный. Совхозом он руководит с 2010 года. Каждое утро Хош выезжает на работу примерно в 4.30 – 5.00. Вот и сейчас он решил действовать – написал обращение, собрал подписи полтысячи работников и полетел в Москву. Там передал обращение коллектива на рассмотрение в администрацию президента и руководителям всех думских фракций.

Фото: dudeway.livejournal.com

«Правда за нами, – убежденно говорит руководитель совхоза. – Я и людям так говорю: правда за нами, давайте работать. Вот 43 гектара новых виноградников уже посадили, а всего нам 130 гектаров надо успеть посадить до 1 декабря. Стараюсь не допускать волнений в коллективе - работы много сейчас, мы не можем останавливаться».

Всего у совхоза около 3,5 тысяч гектаров земли – из них примерно 2 тысячи гектаров занято виноградниками, остальное – другими сельскохозяйственными посадками.

«В декабре 2014 года у нас закончился договор аренды, с начала 2015 года ведем переписку с правительством по заключению нового соглашения. Но так и не смогли ничего добиться: одни отговорки, — сетует Хош.

«Все это время платим налог за землю, готовы и стоимость аренды за этот период выплатить, – продолжает директор совхоза. – Мы бы и рады своевременно вносить ее, только у нас нет оснований для таких платежей, пока не подписан новый договор».

Когда стало понятно, что отказ правительства от заключения новых договоров аренды – это принципиальная позиция, ООО «Качинский +» обратилось в Арбитражный суд Севастополя с исковым требованием обязать ДИЗО заключить с обществом договоры аренды земельных участков: площадью 21,1741 га, площадью 80,2113 га, площадью 231,4196 га, площадью 9,4450 га, площадью 667,7032 га, площадью 13,5826 га, 108,8446 га, площадью 2572,0415 га.

Фактически речь идет о всей земле, на которой совхоз сейчас выращивает свою продукцию.

Таким образом, в арбитраже сейчас находится на рассмотрении девять дел по земле «Качинского» – один иск совхоза к ДИЗО об обязании заключить новые договоры аренды и восемь исков ДИЗО к совхозу о возврате каждого участка отдельно.

Как топят винзавод

«Инкерман» не просто топят – его топят в цистерне, говорят на предприятии. Понять смысл этого образа помогают особенности законодательства, регулирующего процесс лицензирования производителей алкогольной продукции. 

По новым законам, с 1 января 2018 года оборудование, которое используется в технологическом процессе винодельческих предприятий, должно находиться у них в собственности. Использование арендованного, а не своего оборудования – нарушение закона, и влечет за собой лишение лицензии.

«В начале этого года мы обратились в правительство Севастополя, описали ситуацию и запросили разъяснения о порядке действий – что нам нужно сделать, чтобы выкупить это оборудование. Мы предложили городу поэтапный план выкупа имущества, входящего в ЦИК, который все это время был у завода в аренде. В этом году выкупаем цистерны, потому что это самый срочный вопрос. В следующем – все остальное оборудование, включая буты и разобранные старые линии, в 2019 – недвижимость», — рассказывает генеральный директор ООО «Инкерманский завод марочных вин» Сергей Лебедев.

Получив предписания правительства, «Инкерман» начал их выполнять. Сначала провели оценку имущества, арендованного заводом много лет тому назад. Затем инспекция из ДИЗО проверила его состояние. А потом завод получил претензию по состоянию имущества.

«Козырек над входом в цех новый сделали – ну а как иначе, старый уже на головы сыпался. Морально устаревшую линию разобрали, аккуратно сложили, готовы и ее выкупить. Буты, которые нельзя долго использовать под выдержку вина – тоже разобрали, пронумеровали все части, храним, мы и за них заплатим», – перечисляет директор завода претензии ДИЗО.

По словам Лебедева, предприятие готово оплатить и задолженность по арендным платежам (ДИЗО насчитало около 18 миллионов рублей), лишь бы заводу разрешили выкупить расположенные на его территории огромные цистерны, в которых хранится виноматериал.

В этом оборудовании, которое участвует в основном технологическом процессе – болевая точка, слабое место защиты интересов холдинга. Дело в том, что с 1 января 2018 года завод не сможет использовать это емкостное хозяйство, не сможет даже поддерживать в арендуемых цистернах виноматериал в надлежащем состоянии – это грозит лишением лицензии. Это значит, в январе предприятие должно просто остановиться.

Именно поэтому завод готов к любому компромиссу. Но в сентябре ДИЗО подал в Арбитраж иск к ООО «Инкерманский завод марочных вин» о расторжении договора аренды и возврате арендованного имущества. В октябре иск был принят к производству.

Пока состоялось только одно – предварительное – заседание. Рассмотрение дела по иску ДИЗО к заводу по существу назначено на 27 ноября. Вряд ли на этом заседании будет принято решение – как правило, подобные дела рассматриваются несколько месяцев.

Кому выгодно?

Речь идет о судьбе одного из самых крупных плательщиков налогов в бюджет города, поэтому прояснить мотивы ДИЗО и правительства города представляется крайне важным.

Правительство Севастополя отнимает оборудование у завода и виноградники у совхоза, чтобы потом - что? Продиктовать компании другие условия аренды, более выгодные для города? Это возможно и в досудебном порядке. Почему же стороны так и не смогли договориться? Почему правительство города, осознавая все возможные последствия, предпочитает предпринять явно губительные для завода меры?

Получить ответ на эти вопросы в ДИЗО «Примечаниям» пока не удалось: телефон Рустема Зайнуллина не отвечает.

Сотрудники пиар-службы правительства, через которых в последнее время осуществляются любые коммуникации между журналистами и чиновниками, откровенно не обещают скорого ответа на запрос.

Между тем, в июне в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников сообщил, что некий крупный инвестор приобрел 1 тыс га земли в Севастополе.

По данным источника информагентства, близкого к сделке, речь идет о компании ООО «Инвест Резерв», связанной с группой ВТБ, которая 3 мая купила за 475 млн руб землю под виноградники. «Был проведен конкурс, пришел крупный инвестор, который купил 1 тыс. 100 гектаров земли и имеет планы по развитию виноградарства», — сказал Овсянников.

Впрочем, необъяснимое пока желание правительства Севастополя расторгнуть договор с холдингом «Инкерман» г-на Шамотия может не иметь отношения к винодельческим планами группы ВТБ. Тем более, что у происходящего есть и другая версия: на виноградники «Инкермана» мог положить глаз офшорный девелопер, экс-министр обороны Украины Павел Лебедев. Ранее он уже добился через правительство банкротства ГУП «Садовод» в соседнем Верхнесадовом – виноградники госпредприятия перешли к его компании «Артвин».

Сам Лебедев настаивает на желании заниматься сельским хозяйством, но, учитывая близость виноградников к морю, речь может идти о планах застройки этих земель.

Кроме того, помимо Лебедева, на виноградники «Инкермана» может претендовать и принадлежащее Управделами президента ПАО «Массандра», которое как раз сейчас через правительство Севастополя пытается отобрать у города ГУП «Севастопольский винзавод». Мотив поглощения – нарастить линейку массандровских сухих вин, которые в силу климатических особенностей получаются на Южном берегу Крыма гораздо хуже, чем в Севастополе. А «Инкерман» с этой точки зрения еще более привлекательный актив, чем СВЗ.

«Нам говорят – пусть дело пройдет через суд, потом все будет хорошо… но уже понятно, что ничего хорошего нас не ждет», – прогнозируют на Инкерманском винзаводе.

Попытка отобрать завод у собственников уже предпринималась правительством Сергея Меняйло в 2015 году – тогда «национализировать» его помешало заксобрание во главе с Алексеем Чалым. Но готовы ли сегодня депутаты законодательного собрания защищать «Инкерман» от вероятного недружественного поглощения?

Глава комитета заксобрания по социальным вопросам Татьяна Щербакова говорит, что Инкерманский винзавод — один из лидеров по уплате налогов, и с туристической точки зрения город много потеряет. Но никто из работников «Инкермана», над которыми нависла угроза увольнения, ко ней еще не обращался. «Почему они написали Путину, журналистам, но не в муниципалитет, заксобрание? – недоумевает Щербакова. - Чтобы адекватно общаться на эту тему, нужно письменное обращение с копиями всех документов. Насколько я знаю, Татьяна Георгиевна [Лобач] плотно занимается Инкерманским винзаводом, она им помогает».

Депутат Ирина Кравец, чьим округом является Инкерман, говорит, что «никаких обращений от муниципалов и самого предприятия не было. Скорее всего эти вопросы решались на постоянном комитете по экономике, у меня информации нет».

Глава комитета по экономике Татьяна Лобач дать оперативный комментарий по этой «слишком обширной» теме отказалась.


Показать полную версию новости на сайте