Урочище Ласпи в севастопольской зоне ЮБК - наверное, самое привлекательное для застройщиков место на обширной территории города федерального значения. Не только потому, что квадратный метр здесь можно продать дорого, но и потому, что это единственный участок Южного берега, где склоны между трассой и морем еще не полностью застроены. При украинском экс-мэре Севастополя Сергее Куницыне эти склоны, где растут многовековые реликтовые деревья, были полностью распилены между частными собственниками. Сейчас правительство города отсуживает около 4 тысяч розданных Куницыным с нарушениями закона участков. Некоторые из них находятся в Ласпи, право собственности город оспаривал здесь даже у обитателей украинского Форбса. Но по большей части ласпинские бенефициары, среди которых немало бывших сотрудников СБУ, прокуратуры, милиции, судей, ничего не потеряли. Одни из них сейчас ждут, когда стихнет поднятый ОНФ "хайп" вокруг урочища, благодаря которому президент Путин поручил создать там Особо охраняемую природную территорию - и можно будет спокойно начать стройку. А другие, наоборот, спешат застроить свои участки, пока эта ООПТ не объявлена. Благо, власти Севастополя постоянно переносят срок ее введения, ссылаясь на неоконченные судебные процессы по некоторым участкам. К наиболее активным застройщикам урочища относят экс-министра обороны Украины Павла Лебедева, сумевшего наладить партнерские отношения с губернатором. Дело идет к тому, что скоро природы, которую надо охранять, в Ласпи просто не останется, говорят общественники.
Овсянников с этим не согласен. На прошлой неделе он заявил, что с тех пор, как он возглавил город (то есть с августа 2016 года), строительство в Ласпи прекратилось даже на старых объектах в Ласпи. «С тех пор как я приехал, ни гвоздя не забито», — говорит он. Глава Севприроднадзора Сергей Самойлов никаких движений на «замороженных» по суду стройках тоже не заметил.
Активисты регионального штаба ОНФ, член Общественной палаты Севастополя Григорий Донец и журналисты выехали в Ласпи - и убедились, что это неправда.
Утром 30 ноября общественники посетили несколько участков, на которых осенью 2016 года были лесные поляны. Сейчас там стоит практически готовый к сдаче коттедж, активно строящийся дом и участки, огороженные новым забором.
Вот свежие следы строительства, которым явно меньше года. Опалубка со следами свежезамешенного бетона, котлован, вырытый под выгребную яму или бассейн, арматура, куски монтажной пены, водосточных труб и прочих строительных материалов.
К участкам проложена новая дорога, что выдают торчащие по её краям корни дубов и можжевельника.
Куча свежего строительного мусора под можжевельником дала массу доказательств, что стройка велась тут с сентября 2016 года и по настоящее время. Например, общественник Иван Комелов нашёл в ней баллончик, на котором стоит дата изготовления – апрель 2017 года.
Общественники обнаружили пакет со строительной смесью и водосточные трубы, изготовленные в течение последнего года. А в самом недостроенном доме лежат свежеспиленные дубы.
Спиленные деревья в большом количестве валяются под новыми заборами, которыми огорожены соседние участки.
Следует отметить, что объявления о продаже размещены практически на каждом участке, недострое или готовом кэксплуатации доме.
«На прошлой неделе губернатор Дмитрий Владимирович Овсяников сказал, что в урочище Ласпи фактически не ведётся никакого нового строительства, что сегодня в результате выезда мы опровергли. Установлены факты начала строительства осенью 2016 года. Эти объекты находятся в высокой степени готовности. Я не знаю, вводят ли губернатора в заблуждение или он сам готов обманываться, но факты говорят сами за себя: строительство продолжается, угроза урочищу Ласпи сохраняется, и чем дольше будет затягиваться вопрос о создании ООПТ, тем больше мы потеряем для себя и для потомков», – прокомментировал продолжающуюся застройку Комелов.
На территории построенного Лебедевым под видом "семейного пансионата" комплекса жилых апартаментов «Агат-А» с осени 2016 года тоже произошли ощутимые изменения: здесь появился огромный бассейн, который хорошо просматривается не на онлайн-картах, а ещё лучше с дороги, особенно при съемке сверху.
Григорий Донец обратил внимание на бездеятельность органов исполнительной власти, с молчаливого согласия которых стройка в Ласпи продолжается: «Количество уничтоженных здесь краснокнижных деревьев не укладывается в голове. Я никак не могу понять: куда смотрит лесничество?! А руководство Севприроднадзора, которое говорит, что здесь ведётся "возня на старых объектах", – они сюда хотя бы спускались? Деятельность Севприроднадзора в этом отношении – минус ноль. Природоохранное законодательство здесь не соблюдается».