Имел место быть

06-12-2017 08:00:57
Автор: Татьяна Никитина
Глава Севприроднадзора Сергей Самойлов не очень любит общаться с журналистами. А когда избежать неудобных вопросов не удается - прячется за формулировками, расшифровать которые вряд ли под силу даже криптографам. Хотя эта задача, видимо, вполне по плечу з

Вчера на пресс-конференции «Итоги года», инициированной правительством в ответ на жалобы журналистов на закрытость севастопольских чиновников, глава Севприроднадзора Сергей Самойлов, кажется, посрамил Виталия Кличко. Когда речь шла о рутинных вопросах, он без запинки чеканил цифры, сообщив, что за год сотрудники ведомства ликвидировали 12 соток лесных свалок, очистили 5,3 км малых рек, провели лесовосстановительные работы на 31 га лесных угодий, потушили 23 лесных пожара и повесили 1500 синичников. Но стоило заговорить о наболевшем — застройке Ласпи или Тороповой даче – как ответы становились косноязычными и двусмысленными.

Вольер есть, но его как бы нет

Для «Примечаний» отчет Самойлова был уникальной возможностью спросить его лично о законности вольера на Куш-Кая. Этот вольер был построен в 2013 году. Он оградил 600 га леса над Батилиманом, предназначенных якобы для разведения животных, а на самом деле — для загонной охоты. Примерно половина вольера при этом заходит на территорию заказника.  Трехметровый забор из врытой понизу сетки-рабицы ограждает огромные площади, мешая не только животным, но и туристам, идущим по Большой севастопольской тропе от смотровой Ласпи в Балаклаву. Они вынуждены искать проход через редкие неудобные калитки.

Вопрос законности вольера поднимался еще при Украине. Фактически это строение не было согласовано ни в одном государственном органе. Был проект, по которому планировали огородить в два раза меньшую площадь — около 250 га, но он так и не был утвержден. При России выяснилось: документов на вольер у владельцев нет, по крайней мере их ни разу не видели ни общественники, ни депутаты, ни члены комиссии по сносу незаконных строений.

В апреле этого года, комиссия по сносу незаконных строений активно обсуждала его статус и даже приняла, а затем отменила решение о его сносе. При этом г-н Самойлов тогда лично пообещал предоставить «Примечаниям» документы на вольер, сам назначил встречу, но затем предпочел спрятаться в своем кабинете и сделать вид, что его нет. Пару дней спустя решение о сносе вольера было отменено под старым предлогом — отсутствие документов.

И вот теперь, через 8 месяцев, г-н Самойлов снова утверждает: все законно, разрешения есть. Принадлежит строение ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» - фирме, аффилированной с компанией «Эллада», давно претендующей на статус главного монетизатора лесных угодий Севастополя. Да, признает он, часть вольера находится на ООПТ, но сама вольерная деятельность ведется в той его части, которая в особо охраняемые территории не входит. Это охотничья инфраструктура, вольерное содержание животных законами РФ не запрещается.

Ну и что, что вольер залез на ООПТ? Именно на этом участке «вольерная деятельность» не ведется. Что имеется в виду под этим термином, чиновник так и не объяснил.

«Второй этаж — не нарушение»

Задавали главе Севприроднадзора вопросы и по Ласпи: о продолжающейся застройке урочища, надзорных рейдах и обнаруженных нарушениях. Отвечая, Самойлов начинал плавать, и не мог внятно объяснить, сколько было рейдов и видел ли он объекты в Ласпи своими глазами.

«Кто-то говорит, что Севприродназор [в Ласпи] не был, — сказал чиновник. — У нас эта территория, лесные участки, закреплена за ГКУ «Севастопольское лесничество». И они априори охраняются законом, на тех участках ничего нельзя строить. Если говорить о тех объектах, которые там находятся — да, они были на момент 2014 года. Новых вырубок зеленых насаждений нет. Они [лесники] постоянно, раз в неделю, выезжают и докладывают. С заксобранием у меня заместитель начальника инспекции выезжал».

На возражение журналистов, что они лично наблюдали строительные работы во время многочисленных выездов, Самойлов заявил, что не видит в этих работах экологических нарушений. «Если стоит уже первый этаж — возможное нарушение уже состоялось, — начал рассуждать глава Севприроднадзора. — И вот строят второй этаж. Как вы считаете, это природоохранное нарушение или нет?»

«А вы как считаете?» — переспросили журналисты.

«Я считаю, что на тот момент, когда допустили строительство на этих территориях... — снова начал г-н Самойлов, но осекся, вероятно, боясь наговорить лишнего. — Сейчас правительство над этим работает, оспаривает в судах законность этих участков, которые были выданы. В рамках этих судебных разбирательств, я так понимаю, они были выделены незаконно. Но на сегодняшний момент новых обустройств мест и вырубки можжевельника нет».

Видимо, проезд строительной техники по лесным дорогам, несанкционированное складирование отходов в лесу и заливка фундаментов под новые террасы и бассейны, по мнению Самойлова, природе не вредят.

Задавать уточняющие вопросы было бесполезно: как только звучало слово «Ласпи», Самойлов начинал говорить экивоками и обрывать фразы на полуслове. Никакой конкретики — только общие формулировки в духе «это вообще не лес» и «обращений по конкретным адресам не поступало».

Чиновник смог припомнить лишь одно нарушение, выявленное в Ласпи: во время одного из рейдов удалось задержать и оштрафовать «лицо, занимавшееся заготовкой древесины можжевельника». Материалы проверки были переданы в правоохранительные органы для привлечения его к уголовной ответственности.

«Предписание прокуратуры мы оспорим»

Еще один острый вопрос, прозвучавший на пресс-конференции, касался популярного места отдыха Торопова дача, территория которого с 2015 года входит в заказник Байдарский. Недавно прокурор Севастополя Игорь Шевченко приказал Межрайонной природоохранной прокуратуре проверить в этом месте деятельность частных фирм.

Напомним, еще в 2015 году Следком возбудил уголовное дело по факту уничтожения Байдарского заказника арендатором — обществом с ограниченной ответственностью «ТОР», которое превратило около двух гектаров природного ландшафта в газон, построило у озера капитальный ресторан и пробило дорогу. Все постройки и имущество были переданы на ответственное хранение ГКУ «Севастопольское лесничество», которое собиралось развернуть на Тороповой рекреационную деятельность по своему проекту. Однако весной 2017 года, когда в городе началась массовая легализация самостроев, на Торопову внезапно зашел новый арендатор. ООО «Азбука туризма» — фирма, связанная все с той же «Элладой» - взяло в аренду озеро и 20-метровую полосу вокруг него.

На прошлой неделе Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура выяснила, что Севприроднадзор заключил договор с арендатором, по всей видимости, без конкурса, а проверок нарушения природоохранного законодательства по обращениям граждан вообще не проводилось.

В ответ глава Севприроднадзора вчера заявил, что будет оспаривать предписание прокуратуры об устранении нарушений. «Их преставление мы не будем удовлетворять, — заявил Самойлов. — Потому что у нас позиция другая: в соответствии с теми регламентами, мы выдавали разрешение на использование акватории — с точки зрения законодательства мы правы». В чем именно Севприроднадзор считает себя правым, узнать не удалось.

«Примечания» попытались уточнить, почему же «Азбука туризма» получила водоем в аренду без конкурса. Но чиновник снова заговорил загадками. «Конкурс в рамках представления прокуратуры мы будем обжаловать. Он там не имел место быть, а вы говорите, имел. Имел место быть?».

Мы сами хотели это узнать у г-на Самойлова, но, судя по встречному вопросу, защитников природы здесь представлял не он, а корреспондент «Примечаний». Наверное, в каком-то смысле, это так и было.


Показать полную версию новости на сайте