Шумные войны тихого Коктебеля

15-01-2018 10:54:21
Автор: Татьяна Никитина
Зимой в Коктебель ехать стоит. Спящий у Карадага поселок хорош для невротичных трудоголиков больших городов. Здесь «отпускает». Но умиротворение не повсеместно: малый бизнес и общественность ведут неравный бой с планами грандиозной перестройки поселка. Он

Редкие местные, живущие неспешным ритмом межсезонья, благожелательны. С искренним радушием встречают гостей в единственном работающем на набережной кафе. Здесь приятно просыпаться и выходить на улицу – нет десятков спешащих на работу, вступающих в очередной бой с жизнью людей. Работа здесь — привилегия и развлечение, потому что работы зимой в Коктебеле почти нет.

Магазины Коктебеля практически не изменились с начала 90-х. Отличие лишь в ассортименте. Рынков два. На центральном удалось встретить всего одного продавца, торговавшего домашним молоком. На втором реализаторов больше, под праздники даже работал небольшой елочный базар.

Но туристов в декабрьском Коктебеле почти нет. В продуктовых ларьках заезжих покупателей встречают как событие. 

На центральном рынке один-единственный продавец

Спокойная набережная

На пляжах тоже пусто, но можно увидеть «моржей»

Граффити напоминает, что Коктебель одно время был Планерским

«Коктебель полностью зависит от туристов, — объясняет особенности поселка общественник Артем Мельниченко. — Раньше здесь было винодельческое предприятие "Коктебель", но оно благополучно обанкротилось. Остальная работа только в Феодосии. Но многие коктебельцы уже вложили немалые средства в свои дома, обустроили мини-пансионаты, ведут предпринимательскую деятельность. Мы сами себя трудоустроили. Мы даем работу другим, пополняем бюджет налогами. Поэтому сейчас работать в Феодосии за 15 тыс. в месяц немногие хотят». 

Основные развлечения в зимнем Коктебеле — это умиротворяющие прогулки по поселку, набережной и его живописным окрестностям. Еще есть бильярд в одном из отелей. Есть как ни странно и интеллектуальный досуг – творческие киновечера, которые регулярно проводят кинокритик Андрей Дементьев и художник Наталья Туркия.

Из минусов — на большинстве улиц не горят фонари, что мешает прогулкам.

Но тишина и умиротворение в Коктебеле не везде: общественники борются против сомнительных и вредных, с их точки зрения, нововведений.

«Вредный и преждевременный проект»

При Союзе и вначале 90-х годов над центром Коктебеля доминировал Дом творчества писателей, вокруг которого расположен главный и единственный парк поселка. При Украине литфонд частично потерял свои земли и здания. На его территории появились частные дома и мини-отели, но большая часть зелени сохранилась.

Сейчас Корпорация развития Крыма, управляющая этой территорией, продвигает создание на ней «Коктебель-парка». Предполагается строительство отельного комплекса, бизнес-центра, ресторанов, концертных залов и т.д. — всего планируется застроить 185 соток из 8,2 гектара лучшей коктебельской земли у самого моря. Стоимость сотки здесь достигает 1 млн рублей. Победителем конкурса на разработку концепции «Коктебель-парка» стала творческая группа под руководством члена Русского художественного союза Эдуарда Боякова и члена правления Союза архитекторов России Алексея Комова.

«На территории Дома творчества давно живут пять семей, есть дом с тремя владельцами. Это бывшие сотрудники литфонда, их дети, внуки, — объясняет «Примечаниям» председатель ОО «Гражданский актив Коктебеля» Борис Яремко. — Все это надо приводить в порядок, но не так, как они хотят это сделать. Дома находятся на управляемой Корпорацией развития Крыма территории предполагаемой застройки «Коктебель-парка». Это значит, что их пустят под снос, не предоставив жилья или компенсации обитателям».

Сейчас парк Дома творчества зстроен мини-гостиницами

Слово «творчество» осталось лишь в названиях выросших здесь при Украине мини-отелей

В Коктебеле опасаются, что после реализации проекта парк будет закрыт. Чиновники уверяют в обратном, но им не верят.

Защитники существующего положения вещей предлагают крымским властям вместо парка Дома творчества построить «Парк Коктебель» на месте украинского недостроя за дельфинарием. 

«Есть информация, что большая территория с недостроем выше холма Юнге принадлежит украинскому олигарху, владельцу ФК «Динамо» Киев Суркису, - рассказывает «Примечаниям» живущий в Коктебеле блогер Александр Горный. – Когда-то вице-премьер Крыма Михаил Шеремет сказал, что эти участки нужно вернуть в собственность республики и развивать на них важные проекты для поселка. Здесь можно было бы построить «Старый город» (проект строительства туристического, делового и торгового кварталов на месте недостроев на пустыре) который придал бы новую жизнь Коктебелю. Исторический Коктебель трогать нельзя. Там надо зачистить набережную, убрать в парке[литфонда] заборы. Там есть собственники, надо как-то с ними решать вопрос. Может быть, делать принудительный выкуп их земель», - полагает общественник.  

На этом заброшенном объекте украинского олигарха общественники рекомендуют сделать «Коктебель-парк»

В Корпорации развития Крыма пообещали подготовить ответ за два дня, но так его и не дали. Ранее пиарщик корпорации Леонид Дегтярев заявлял, что она «ведет разработку концепции проекта «Коктебель-парк» в границах бывших земельных участков Дома творчества писателей. Не затрагивая при этом музей Волошина непосредственно, его охранную зону». Все остальное, вероятно, затронуто будет.

Канализация, пляжи и туристы

Зимний Коктебель хорош еще и тем, что его гостям не грозит разочарование качеством морской воды. Разросшемуся поселку срочно нужна канализация. Пять речек выносят в море стоки из сотен домов: как и повсюду в Крыму, застройка шла быстро, а очистные сооружения не сделали.

Больше всех страдает отдаленный район Санта-Барбара – улица Арматлукская. Три пятиэтажки построены более 25 лет назад, но из всей коммуналки там только вода и свет. Газа и отопления нет, канализация течет зловонной рекой прямо в море. 

Лишенные канализации пятиэтажки «Санта-Барбара»

Нечистоты из всех этих домов стекают в море

Пока чиновники констатируют факты плавающего каждое лето у берегов Коктебеля дерьма и массовых отравлений.

Развивать поселок, конечно, надо. Но местные жители призывают сначала вложиться в очистные сооружения, а потом уже думать о застройке берега более современными объектами. Иначе их посетители, натолкнувшись однажды в море на фекалии, больше не приедут.

«Осуждаем проект прокладки по набережной канализационного коллектора, - рассказывает общественник Борис Яремко. – Придется раскурочить всю набережную, она серьезно забетонирована. Здесь в 80-х, начале 90-х Ялтинским противооползневым управлением проведена мощнейшая работа. Площадь Волошина укрепили аэродромными плитами с аэродрома Багерово. Если все это поднять разобрать – два-три года сезонов в Коктебеле не будет».

Набережная в Коктебеле, кстати, уже частично разобрана.

«За спасательной станцией было ее продление, - рассказывает Борис Яремко.  - Там были предприниматели, у них были торговые объекты до 2013 года, они работали в правовом поле. 2014 год они отработали, 2015 год они отработали уже без документов. От властей мы узнали, что они не платят налогов, за это их решили убрать и снести. С 2016 года там разруха, набережная стоит аварийная, купаться там нельзя»,

Атака высоток

Коктебель в основном застраивался малоэтажными частными домами. Это ландшафтный курорт, которому противопоказано высотное строительство. Однако, два одиозных застройщика – Роман Лукичев и Дмитрий Тюкаев пытаются легализовать построенные с нарушениями высотки.

Семиэтажка Тюкаева в 100-метрах от воды построена без коммуникаций и инфраструктуры

«Раньше это был «Пиратский приют», его построили незаконно на земле для ИЖС, — рассказывает Александр Горный. — Не было ни одного согласования, но выросло семиэтажное здание. Приезжал несколько раз Шеремет, дал четкое распоряжение остановить стройку, стройка в течение двух лет была остановлена. Этой осенью снова начали строить».

По словам общественника, Тюкаев при поддержке депутата Госдумы Андрея Козенко получил разрешение на достройку жилого дома под видом медицинского центра. «На мой взгляд, это преступление, — говорит Горный. — Оно меняет масштаб. Создается прецедент застройки набережной многоэтажными домами, что приведет к гибели Коктебеля. Непонятно, почему допустивший это преступление [бывший мэр Феодосии Станислав]  ушел на повышение в Черноморнефтегаз, ведь им должны заниматься прокуратура и Следком».

Сам Дмитрий Тюкаев называет многоэтажку на землях ИЖС «центром для реабилитации пожилых людей». «Чем я нарушил закон, что решил выкупить здание недостроенной гостиницы «Пиратский приют» и открыть там медицинский центр «Малахит»? - возражает он. – Вы говорите, что здание хотят снести, но покажите хоть одно решение суда о сносе». Тем временем жилье в доме продают как «квартиры в 110-метрах от моря».

Судьба второго спорного объекта — 12-этажки Романа Лукичева — также не ясна.

«Еще у нас есть ядовитое и страшное 12-этажное здание известного застройщика Романа Лукичева, - рассказывает Горный. - Изначально проектировался 9-этажный дом, он плохого качества, разрушается физически, с него сыпятся листы железа. Аксенов когда приехал и увидел, сказал, что он в шоке. Но ничего не произошло. Дом уже много лет не могут ввести в эксплуатацию. Неизвестно, проданы ли в нем квартиры. Чтобы ввести дом в эксплуатацию, его надо подключить к коммуникациям, которых тут нет».

Местные жители намерены бороться с девелоперской атакой на Коктебель.

«Проблема хаотичной застройки связана с качеством управления, - говорит общественник Артем Мельниченко. - Правила игры таковы, что до сих пор позволяют строить без разрешения или получать разрешения с нарушением всех мыслимых норм. Мы организовали активы в поселках Карадагского региона для создания организаций Территориального Общественного Самоуправления (ТОС). Полномочий там пока мало, но мы сможем официально заявлять свою позицию».

«Такой же как все»

Еще один девелоперский проект, вызывающий в поселке споры – Гольф-клуб в Тихой бухте, который лоббирует известный российский телеведущий Дмитрий Киселев, владеющий в поселке коттеджем с украинских времен.

Киселева здесь привыкли уважать: он давно курирует ежегодный коктебельский фестиваль джаз-музыки. И Тихую бухту, где при феодосийском мэре Крысине пытались построить многоэтажки, он тоже защищал. Но в прошлом году телевизионщик объявил, что на 60 гектарах нетронутой природы (куда Минэкологии Крыма летом даже частные авто не пускает), будет поле для гольфа, гостиницы и набережная для прогулок вип-клиентов. Это сильно разочаровало поселок – Киселев оказался «таким же как все».

Не нравится местным общественникам и продвигаемая тем же Киселевым идея строительства марины на 110 судов у подножия Карадага – она угрожает Коктебелю как пляжному курорту, считают они.

«Все втихаря решается, на даче у Киселева, - сетует блогер Александр Горный. - Мы только летом отбились от многоэтажек в Тихой бухте. Теперь мы понимаем, что Киселев помог нам в борьбе с ними ради своего гольф-клуба, чтобы высотки не закрывали ему вид. Не будет гольф-полей в Тихой бухте. Это чисто девелоперский проект, с которого хотят поиметь долю».  

«Еще хотят построить марину на 110 судов, - рассказывает Горный. - Проект предполагает отсыпку в море массы камней для формирования защитного мола. Это перекроет все морские течения в Коктебельской бухте, и она погибнет. К тому же, марина на 110 судов потребует создания инфраструктуры для их обслуживания, что приведет к утрате важного ресурса – пляжей. Их наоборот нужно расширять, потому что наш курорт может принимать намного больше людей».

В поселке говорят, что с таким рвением, как за гольф-клуб и яхтенную марину, нужно биться за строительство для Коктебеля стационарной амбулатории, рассчитанной на одновременное пребывание в поселке летом 30 тысяч туристов. Или за хороший стационарный, а не модульный детсад и эфирное телевидение.

«В Коктебеле в конце 2017 года нет эфирного телевидения, по которому мы могли бы смотреть федеральные каналы, того же Киселева, - сетует общественник Борис Яремко. - Скоро выборы президента, а в вопросе получения информации мы будем полностью зависеть от кабельщиков».

Волошин, Клементьев и туманное будущее

Иногда кажется, что застройка и торговля убила в Коктебеле все творческое. Но как ни странно, дух Максимилиана Волошина здесь все еще жив. И спустя сто лет тысячи поэтов, художников, музыкантов ежегодно приезжают сюда со всех уголков нашей родины. Тут по-прежнему живет много художников. Есть дом Эдварда Радзинского, дачи телевизионщиков Арины Шараповой и того же Дмитрия Киселева. В Коктебеле постоянно живут искусствовед Игорь Шептовецкий, кинокритик Андрей Дементьев и художник Наталья Туркия.

Последние 15 лет года у нас ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки “Джаз Коктебель” и Live in Blue Bay. Концерты музыкантов со всего мира тоже стали для Коктебеля новой традицией.

Живы в поселке и советские традиции планерного спорта. И сегодня на гору Клементьева, которую два года назад удалось отбить от застройки, приезжают тысячи дельта- и парапланеристов со всего мира. В прошлом году слеты на горе прошли с небывалым размахом. Это тоже можно назвать живой традицией. 

Площадь Волошина на набережной – культурный центр Коктебеля

Даже роспись ворот говорит о творческой натуре коктебельцев

Даже площадку перед гастрономом украшает статуя

Все это нужно сохранять. Опрошенные «Примечаниями» жители видят Коктебель круглогодичной здравницей, привлекающей туристов прежде всего своей природой, ландшафтами и самобытностью.

«Запретить тут строить дома выше 5 этажей, освободить набережную и расширить пляжи – это увеличить туристический потенциал, — призывает Александр Горный. — Привести в приличный вид саму набережную. Считаю, что все, кто работает на набережной, не должны заколачивать ее щитами и фанерой (на зиму все закрывается, объекты заколачивают досками). Люди приезжают не только летом, хотят походить, посмотреть. Но мы видим потребительскую психологию: коммерсанты приезжают на три-четыре месяца поработать, сорвать бабки и уехать, не думая о том, что тут дальше будет».

«Уверен, что Коктебель как курорт может работать круглогодично, - продолжает блогер. - И люди едут, есть хорошие примеры круглогодичных отелей. И приезжало бы в Коктебель еще больше, но не решены инфраструктурные вопросы.

Тут очень маленькая автостанция. Тут нужно сделать тротуары и велосипедные дорожки, вместо этого мы видим обочины, по которым страшно ходить. Нужно бороться за парковое пространство, вместо этого мы видим тотальную застройку.

«Голубой залив» — единственный крупный санаторий, который открыл свою территорию для посещений, - сетует блогер. - Должна быть открыта для прогулок туристов турбаза «Приморье» и парк литфонда, из которого нужно убрать заборы. Причем проект возрождения Коктебеля это не 5 лет, это серьезная работа на 20 лет».

Когда запустят поезда по Крымскому мосту, Коктебель станет самым близким и доступным для материкового россиянина крымским курортом. С ж\д вокзала близлежащей Феодосии в Коктебель можно добраться менее чем за час. Готов ли Коктебель принять усиленный поток туристов - и при этом сохранить лицо? Не стать жертвой варваров, желающих сорвать деньги на оставшейся тут особой атмосфере?


Показать полную версию новости на сайте