Горы, олени и много-много зелени

13-02-2018 14:09:18
Автор:
Заксобрание Севастополя не смогло утвердить результаты депутатской проверки законности установки вольера в заказнике «Мыс Айя». Голосование предсказуемо провалил прогубернаторский блок парламентариев — ведь в правительстве считают, что вольер установлен з

Напомним, вольер, о котором идет речь, был построен в 2013 году при участии тогдашнего главы Севастопольского лесхоза Юрия Трача и ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», связанного с группой компаний «Эллада». Севастопольское телевидение (СТВ) со ссылкой на Трача сообщало, что вольер создан для разведения кабанов и оленей. Он огородил 600 га леса над Батилиманом, предназначенных на самом деле для загонной охоты. Примерно половина вольера при этом зашла на территорию заказника «Мыс Айя».

Трехметровый забор из врытой понизу сетки-рабицы ограждает огромные площади, мешая не только животным, но и туристам, идущим по Большой Севастопольской тропе от смотровой Ласпи в Балаклаву. Они вынуждены искать проход через редкие неудобные калитки.

Вопрос законности вольера поднимался еще при Украине. Фактически это строение не было согласовано ни в одном государственном органе, несмотря на то, что Трач заявлял об обратном. Был проект, по которому планировали огородить в два раза меньшую площадь — около 250 га, но он так и не был утвержден.

Проектировала вольер украинская фирма в Мариуполе — об этом заявляли в 2013 году в эфире городского телевидения сами владельцы. Сейчас и они, и правительство на голубом глазу утверждают, что проект вольера, ни капли с тех пор не изменившегося, создан ростовским бюджетным учреждением в 2017 году. Эта же ростовская фирма указана в качестве проектировщиков на щитах, развешенных в лесу вдоль огороженной территории.

При России, когда Трач получил уголовное дело за ущерб природе на 14 млн рублей, нанесенный в заказнике «Байдарский», выяснилось: документов на вольер у владельцев нет. По крайней мере их ни разу не видели ни общественники, ни депутаты, ни члены комиссии по сносу незаконных строений. Все документы, как по мановению волшебной палочки, будут оформлены «передним числом» гораздо позже.

В апреле 2017 года комиссия по сносу незаконных строений активно обсуждала статус вольера и даже приняла решение о его сносе. А через несколько дней под влиянием какой-то неодолимой силы собралась снова и отменила свое же решение — под предлогом отсутствия документов. Вопрос о том, что это за сила, привел тогдашнюю главу Севреестра г-жу Вишневскую в раздражение, а глава Севприроднадзора г-н Самойлов, чтобы не отвечать на него, прятался от корреспондента "Примечаний" у себя в кабинете на Ластовой, сказавшись отсутствующим.

И вот спустя почти год на вольере читаем: Охотхозяйственное соглашение с собственниками незаконного вольера было подписано 16 июня 2017 года, и имеет вполне красноречивый порядковый номер — №2. А разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания диких животных подписано 8 сентября 2017 года за номером №0001.

«Таким образом у нас кто угодно может зайти на территорию заказника, поставить там что угодно без документов и уже потом их оформлять, подгоняя костюм под фигуру», - заявил сегодня в ходе обсуждения депутатской проверки Михаил Чалый.

Это, конечно, преувеличение. Не кто угодно, разумеется. А тот, кого по какой-то неведомой причине защищает губернатор, лично приходивший в Заксобрание отстаивать сомнительный вольер от излишне въедливого внимания депутатов.

Сейчас, когда российские документы 2017 года на незаконный украинский вольер 2013 года выправлены, а Мариупольские проектировщики (следите за руками) вдруг обернулись Ростовскими, правительство Дмитрия Овсянникова уверяет, что все законно и что депутаты-чаловцы просто занимаются популизмом.

«Договор аренды лесного участка заключен в соответствии с законодательством, - говорит замгубернатора Илья Пономарев. – Предметом договора является передача лесного участка в пользование для охотхозяйственной деятельности. Разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов выдано в сентябре 2017 года в соответствии с требованиями законодательства. Таким образом режим охотхозяйственной деятельности в границах природного заказника «Мыс Айя» полностью соответствует требованиям законодательства. Популизм всегда смотрится эффектно, но редко приводит к положительным результатам. Это относится и к текущему вопросу, когда законная охотхозяйственная деятельность, направленная на восстановление биоресурсов лесов Севастополя, очерняется с высокой трибуны Заксобрания».

В общем, как говорится, оцените праведность негодования.

В ответ на спич Пономарева Чалый заметил, что тот говорит парадоксами.

«Вы говорите, что правительство ведет системную работу по сохранению севастопольской природы? — парировал депутат. — Вы говорите, что проект разработан, есть научное обоснование? Замечательно, за одним маленьким исключением. Да, согласно положению о создании в заказнике «Мыс Айя», там разрешено полувольное содержание животного мира. Но при выполнении определенных условий. Одно из таких условий – должно быть не нарушено ландшафтное раскрытие, природная уникальность места. Это написано в положении. То есть, можно там делать вольер, если он не нарушает уникального внешнего вида. Вы извините: нарушает он, нельзя там делать вольер. Это очевидно. Если ко мне в спальню принесут кучу навоза, воткнут шест и напишут «шоколадный торт», то от этого она шоколадным тортом не станет».

По словам Чалого, депутатская проверка показала: в проекте вольера от ростовской фирмы нет ни одного документа о пригодности нахождения этого сооружения именно в заказнике.

«Как будто он в пустыне, - оценивает содержание ростовских документов Чалый. - Не оговорено это, а надо оговорить. Разрешения на разведение животных в полувольных условиях не было на момент работы комиссии — оно появилось позже. То есть мы проверяем, насколько этот забор законен — и не дожидаясь окончания проверки, правительство принимает постановление под номером №0001: «Разрешаем». Вот такое взаимодействие».

Происходящее вокруг вольера – частный случай большого передела лесных угодий Севастополя, начавшегося после прихода к власти Дмитрия Овсянникова.

Помимо защиты вольера от депутатов, Овсянников одобрил передачу группе компаний «Эллада» и ее дочки ООО «Азбука туризма» множества природных территорий под установку платных кемпингов, ларьков и прочего. В частности, «Азбука» решила монетизировать Большую Севастопольскую тропу, но наткнулась на противодействие депутатов. В частности, Вячеслава Горелова и спикера Екатерины Алтабаевой. В 2017 году Севприроднадзор отдал Торопову дачу, на которой в 2014-16 гг погорел связанный с ГК «Эллада Юрий Трач, в аренду той же «Азбуке туризма».

Казалось бы, происходит многократно предсказанное «Примечаниями»: украинские монетизаторы севастопольских лесов просто «возвращают свое» под российским флагом. Но это не совсем так: кое-что в лесной империи «Эллады» изменилось.

Согласно налоговым выпискам ЕГРЮЛ, «Азбуку туризма» и владельца вольера «Орлиновское хозяйство» открыто связывает один человек. Это Павел Сырцев — бывший депутат Заксобрания Кировской области и экс–директор департамента культуры Кировской области (Приволжский федеральный округ). Он входил в команду губернатора Никиты Белых, получившего на днях 8 лет тюрьмы за взятки на общую сумму 600 тысяч долларов.

В 2015 году Следственное управление Следкома по Кировской области возбудило против Сырцева уголовное дело о незаконном предоставлении преимуществ приближенным коммерческим организациям. После этого Сырцев покинул должность главы областного департамента культуры. В сентябре 2015 года Сырцев приговором Октябрьского районного суда Кирова был признан виновным в незаконной предпринимательской деятельности и приговорён к штрафу в размере 60 тысяч рублей и трёхлетнему запрету занимать должности в органах власти. Но был освобождён от наказания по амнистии – и теперь, сменив культуру на лесное хозяйство, несет передовые материковые практики отставшим в развитии жителям Севастополя.


Показать полную версию новости на сайте