Просим у Путина ведро смолы

22-02-2018 10:06:55
Автор: Татьяна Никитина
Сотрудники Ялтинского санатория «Дружба», переданного уже при России Управделами президента, оказались на улице после 40 лет службы. Барак, в котором они ютятся, разваливается на куски. «Ждут, пока мы умрем, чтобы застроить эту видовую землю», — говорят о

Расположенное в 8 километрах от Ялты, недалеко от замка Ласточкино Гнездо местечко Курпаты выделяется даже на фоне красот Южного берега Крыма: знаменитый Золотой пляж, лес из сосен, можжевельника и земляничника, виды на Ялту, Медведь-гору, Ай-Петри, скалу Парус. При Союзе территория развивалась как курорт. Сейчас этой земле сложили цену и продают по миллиону рублей за сотку.

Разные хозяева уникального места

Санаторий «Курпаты» был построен в 1936 году для лечения заболеваний верхних дыхательных путей. В 1969 тут появился санаторий «Горный», в котором восстанавливались после полетов на орбиту Земли советские космонавты и возвращали здоровье ядерщики-испытатели. Справа от Золотого пляжа был неврологический санаторий «Золотой пляж».

Пик развития Курпат при Союзе пришелся на 1985 год, когда было построено здание советско-чешского санатория «Дружба». Оно входит в ТОП-50 самых необычных зданий мира. До развала Союза эта уникальная здравница работала в формате 50 на 50: половина отдыхающих была из Чехословакии, половина из СССР. На работу в «Дружбе» отбирали лучших специалистов со всего Союза.

Знаменитая «летающая тарелка» санатория «Курпаты» (экс-«Дружба»)

В 90-х годах образовавшиеся после развала СССР государства отказались выделять средства на санаторное лечение населения, большинство здравниц начало приходить в упадок. Исчез, таинственно огражденный забором санаторий «Золотой пляж». «Дружбу» во второй половине 90-х включили в состав санаторного комплекса «Курпаты». Попутно драгоценные земли Курпат делились на части, вместо государственных санаториев возникали частные объекты.

В 2007 году вместо пансионата им. Пальмиро Тольятти появилась фешенебельный 4-звездочный частный курортный комплекс «Пальмира Палас».

«Пальмира Палас»

Местные рассказывают, что на том месте, где сейчас главный корпус отеля «Пальмира Палас» был павильон климатотерапии, люди спали на улице, лечились уникальным местным воздухом. По словам старожилов, там, где сейчас находится бассейн «Пальмира Палас», раньше были спортивная площадка и теннисный корт, высотное здание над главным входом в курортный комплекс появилось вместо санаторского летнего кинотеатра.

Вместо высотки здесь был летний кинотеатр

Так Курпаты из частицы всесоюзной здравницы превратились в дорогой, доступный далеко не всем курорт с вкраплениями дачных комплексов. Оставшуюся инфраструктуру приспособили к новым реалиям, а вот бывшие сотрудники местных здравниц приспособиться смогли не все. Многие ехали сюда еще в 70-е и 80-е годы – тогда на работу в здравницы Курпат заманивали лучших.

Людям обещали, что при условии хорошей работы за несколько лет им выделят квартиры. Ожидая заветное жилье, сотрудники пансионатов Курпат ютились в общежитиях. Распад СССР лишил многих обещанной жилплощади.

Сумели получить жилье при агонии Союза лишь руководители и несколько подсуетившихся вовремя сотрудников – они разобрали квартиры в построенном в 1995 году для работников «Дружбы» доме. При Украинеи в современных российских реалиях незанятую землю бывшего санатория «Курпаты», по словам ветеранов здравницы, тихо застраивают дачами бывшие сотрудники «Укрпрофздравницы» (украинская структура, управлявшая некоторыми санаториями в Крыму).

Ранее занятую пансионатами землю Курпат застраивают коттеджами, которые связывают с кадрами «Укрпрофздравницы»

Рядовой персонал остался у разбитого корыта, некоторые в адских условиях – как, например, 13 семей ветеранов санатория «Дружба».

Брошенные гнить люди

Складское помещение, с адресом Алупкинское шоссе, 12-О было построено в 1971 году. Бурно развивающемуся в те годы санаторному комплексу «Курпаты» негде было селить сотрудников, поэтому павильон решено было использовать как общежитие. Руководство санатория не смутило соседство с башней очистных сооружений (притом, что сотрудникам очистных доплачивают за вредность). Но ведь считалось, что это временное жилье.

Первый этаж и часть цоколя были преобразованы в небольшие жилые помещения площадью 9 квадратных метров каждое. К услугам обитателей - общие на всех туалет, ванная и кухня. Бывало, в общежитии проживало до 20-25 человек. Несмотря на жуткие неудобства, тут никогда не было конфликтов, пьянства, товарищи по несчастью очень дружны между собой. Сейчас здесь осталось 13 человек. Они еле выживают, ведь

при постройке «Пальмиры Палас» их отрезали от отопления, в квартирах тяжело находиться из-за сырости. Зимой во время штормов люди буквально стынут от ледяного морского ветра. При этом электричество и вода поставляются в общежитие по высоким промышленным тарифам.

Один из жителей общежития Олег Лебеденко родился тут в 1979 году - вся его жизнь проходит в этом общежитии. Тут же умерла его мама. Ветеран санатория «Дружба» Анна Маевская переехала сюда, пожертвовав ради этой работы лучшими условиями в Киеве. Живет в общежитии с 1983 года.

Сейчас дряхлая постройка находится на балансе ФГБУ «Санаторий «Курпаты» Управления делами президента РФ, которое не принимает видимых шагов для решения этой сложной ситуации. Несколько человек умерло в ветхом общежитии, так и дождавшись нормальных условий.

Рядом с общежитием опасный объект – очистная башня

Общежитию 47 лет

Из его окон открывается вид на скалу Парус и дворец Кичкинэ

Его крышу не ремонтировали с 1993 года

В квартире Лебеденко сгнивший потолок, чтоб не падал, подперли столбом

В квартире Маевской расположенной над Лебеденко, провалился потолок

Это общая ванная комната

Это коридор-кухня

«При СССР и в первую половину 90-х нам постоянно обещали дать жилье, расселить общежитие, - рассказывает жительница общежития Анна Маевская. – В 96 году частники закрыли санаторский детский садик. Все разбирают по кусочкам эту землю, а мы сидим. Хотя лично я отдала свою молодость и здоровье пансионату «Дружба». У многих тут родились и выросли дети. Люди прождали всю жизнь обещанного жилья, верили обещаниям. В результате остались с носом».

Женщина подавлена тем, что на старости лет осталась в комнате с провалившимся потолком и с пенсией 8300 рублей. Жители общежития подозревают, что государству и заинтересованным в их дорогой видовой земле проще дождаться смерти всех 13 жителей дома - после чего спокойно освоить участок, с которого открывается вид на скалу Парус и дворец Кичкинэ.

«Нам однажды один большой человек так и сказал: вокруг вас все застроят, а вы так и будете гнить, - говорит Анна Маевская. – Так и получается. Нас уже обстроили со всех сторон».

Официально в управделами президента открещиваются от проблем жителей общежития

Но грамотами за труд в санатории награждают

Маевская говорит, что они чувствуют себя никому не нужными. Управделами президента РФ, которому сейчас принадлежит санаторий

«Курпаты» в своем письме дало понять, что пенсионеры, ранее работавшие в здравнице, ему не нужны.

Там обещают подумать над передачей объекта на баланс Ялтинского муниципалитета в коммунальную собственность - но вопроса с получением обещанного жилья это не решит. Ведь известно, что получить сейчас от государства квартиру практически нереально, тем более пенсионеру.

Этой зимой жители общежития просят управделами и руководство санатория хотя бы починить крышу – приходит ответ, что зимой это делать некому, обещают помочь не ранее конца марта — апреля (переписка есть в распоряжении редакции).

«Остается писать Путину, чтобы он дал ведро смолы для ремонта кровли», — вздыхает Анна Маевская.

Условия в общежитии санатория «Курпаты» пожалуй хуже, чем в кореизском общежитии, о котором «Примечания» писали в прошлом году. Если то общежитие является образцом жилья на «четвертой линии» для обслуги новых элитных здравниц, то это общежитие – надгробный камень на могиле социальной ответственности государства перед своими гражданами.

Особенно дико все это выглядит на фоне роскошной природы и новостроек частного курортного комплекса.

Люди в этом аду живут хорошие. Пережить столько испытаний и остаться добрым, открытым, неозлобившимся человеком вряд ли смог бы даже самый сильный духом обитатель соседней элитной недвижимости.


Показать полную версию новости на сайте