Похожие плакаты можно было видеть в Севастополе и Крыму весь прошлый год: на полуострове продолжается, наверное, самый масштабный с середины нулевых годов передел земли. На этот раз на согласованный правительством города митинг вышли пайщики бывшего совхоза им. Софьи Перовской.
По их словам, Севреестр с подачи департамента земельных и имущественных отношений (ДИЗО) правительства города не регистрирует их паи под сомнительными предлогами. Пайщики подозревают, что кто-то ищет повод отнять у них землю. И что возможно этот кто-то - хозяева бывшего совхоза.
Речь идет о виноградниках бывшего совхоза им. Софьи Перовской в районе аэропорта «Бельбек». Землю общей площадью 1886 га поделили в 2005 году между 728 пайщиками. 164 из них не успели при Украине оформить госакты. «Это и тогда было трудно, - вздыхают они. - Нам мешали, требовали кучу бумаг, тянули. Кто-то успел, а кто-то нет».
У всех, кто вышел в этот промозглый день на митинг –от 1,5 до 3 га земли под Бельбеком. В среднем совхоз раздавал по 2,17 га на человека. Получив сертификаты на паи, их владельцы – бывший работники совхоза – сразу же подписывали договор с ЗАО «Софья Перовская» о том, что компания будет виноградники обрабатывать, а пайщики получат за это арендную плату.
Аренду поначалу и правда платили – от 800 до 1500 грн. В 2007 году у ЗАО без предупреждения сменились собственники: на предприятии объявились некие Васин и Устенко, сын депутата Верховной Рады.
Новые хозяева провели допэмиссию акций, увеличив в ЗАО свою долю, и хотели продать землю. Но не смогли: большая ее часть уже была приватизирована. Ведь даже те паи, на которые владельцы не успели оформить госакты, все равно считаются частной собственностью.
Теперь пайщики надеялись дооформить на нее российские документы, но этому постоянно что-то мешает.
Сначала новый генплан нарисовали, где часть виноградников с их паями попала в «особо охраняемые земли», которых там отродясь не бывало. Теперь Севреестр приостанавливает оформление - якобы потому что в городе нет официального печатного органа (газеты), уполномоченного законом 101-ФЗ давать объявления о согласовании границ земель сельхоз назначения при выделении доли».
Вообще-то газета такая есть: все подобные объявления давно публикуются в старейшей газете «Славе Севастополя». Официально это или нет, но так сложилось исторически, и у других собственников земли проблем с этим не возникает. А вот у пайщиков бывшей «Софьи Перовской» - возникли.
«28 февраля 2018 года была встреча в Севреестром, - наперебой пересказывают собравшиеся. - Мы в лоб спросили: почему всему городу согласовывают границы, публикуя информацию в «Славе», а нам нет. В ответ нам лишь пожали плечами. Нет, денег с нас не требуют, но мы считаем, что тут есть поле для коррупции. Мы требуем, чтобы или наши права признали по 39-ФЗ о кадастровой деятельности или по 101-ФЗ об обороте земель сельзхозназначения».
В России ЗАО «Софья Перовская» перерегистрировалась в АО «С. Перовская», которой управляют акционеры Алексей и Андрей Галькевичи. Митингующие подозревают, что правительство играет на их стороне. По их словам, 27 апреля «С. Перовская» уже пыталась без предупреждения провести межевание их земель.
Прибывшие на виноградники кадастровые инженеры показали сбежавшимся пайщикам документы о том, что всю землю, которая находится под их паями, надо замежевать на АО «С.Перовская». «Если бы мы не помешали провести это межевание, АО могло бы многократно перепродать наши паи – и таким образом осуществить их рейдерский захват», - говорят люди.
На встрече с правительством пайщики заявили, что воспринимают затягивание оформления прав собственности чиновниками как подготовку рейдерского захвата. Чиновники заверяют, что захватить их паи АО «С. Перовская» не сможет. Так почему же им, законным владельцам паев, не выдают документы о праве собственности на основании публикации в «Славе Севастополя» - а другим заявителям выдают?
Ответа нет, но есть выход: заксобрание Севастополя могло бы принять закон об официальном печатном органе для публикации подобных объявлений. Но, по словам митингующих, спикер закса Екатерина Алтабаева сообщила им, что на это нужно полгода.
Пайщики опасаются, что за это время землю у них отберут. «Почему бы депутатам не определить печатный орган отдельным постановлением? - недоумевают они. - Ну не хотите «Славу», пусть это будут «Севастопольские известия», нам без разницы».
В какой-то момент показалось, что эти загнанные на пустырь люди хотят просто человеческого отношения.
«В АО с нами даже не разговаривают, – сетуют митингующие. – Чиновники с 2014 года тянут с правом собственности. В 2018 году выясняется, что не готова газета. А в 2020 году нам скажут: «до свидания, вы уже никто». Мы всю жизнь работали в совхозе им. Софьи Перовской, получили сертификаты о том, что у нас есть паи земли, теперь мы пенсионеры, и пенсия 8 тысяч. Что дальше? Просто захватят нашу землю, и все».
В тот же день «Примечания» попытались получить комментарий у братьев Галькевичей. Но в неприметном офисе компании на Ленина, 46 руководства не оказалось. На просьбу прокомментировать заявления митингующих, переданную через секретаря по телефону, Андрей Галькевич ответил отказом.
Между тем, аппетиты акционеров бывшего совхоза Софьи Перовской – не единственная и возможно, не главная угроза для собственников недооформленных паев. Правительству Севастополя тоже не хватает земли. И когда сроки дооформления выделенных при Украине земель, установленные местным законодательством, истекут – чиновники могут признать их бесхозными и изъять в собственность города.
«Надо было дать чиновникам взятку при Украине, - в сердцах бросила позже кто-то из пайщиц. – Теперь бы проблем было меньше. А мы понадеялись все сделать по закону».
Прямая речь в этой статье не случайно получилась безымянной. Корреспондент «Примечаний» пытался узнать у митингующих их имена, но никто из них, за исключением ведущего митинга, Андрея Федотова, и еще одного мужчины, представиться не захотел. И этот страх для Крыма тоже очень типичен.
- Вы же вышли на согласованный митинг. На вас смотрят камеры, полиция. Вчера вы лично общались с чиновниками Севреестра и ДИЗО. Почему вы сейчас боитесь назвать свое имя? - Ой, да не надо мне этого…, - отмахнулась одна их пайщиц. Издалека она казалось самой смелой.