В августе 2017 года Министерство транспорта Крыма заключило договор в простой письменной форме с индивидуальным предпринимателем из Ростова-на-Дону Владимиром Литвинцовым (ИНН 616300397760). Специальная комиссия Митранса РК возложила на Литвинцова обязанности по перемещению на специализированную стоянку, учету, хранению и возврату транспортных средств, задержанных в Ялте по статье 27.13 КоАП РФ.
До августа 2017 года функцию по эвакуации припаркованных в нарушение ПДД транспортных средств выполняло на основании такого же простого письменного договора ООО «Ялтинские грузовые перевозки». Но они сами же этот договор и нарушили, передав свои полномочия субподрядчику — ИП Забашта. После официального обращения граждан, Минтранс РК исправил свою ошибку и перезаключил договор с новым подрядчиком ИП Литвинцов.
Однако смена исполнителя ни к чему не привела. Ялтинцы все также недовольны действиями эвакуаторщиков, называют их «воровайками», «угонщиками» и «беспредельщиками». С момента организации бизнеса по эвакуации ТС автомобилисты не перестают возмущаться. И не потому, что во что бы то ни стало желают нарушать правила и парковаться в неположенном месте, а потому, что мест для легальной парковки в Ялте почти не осталось, а авто эвакуируют со множеством нарушений.
Сцены, когда человек снимает на видео работу сотрудников ГИБДД и эвакуатора, стали для ялтинских улиц типичными. Но даже фиксация на камеру не помогает.
Первое нарушение — эвакуация ТС без составления протокола. В статье 27.13 КоАП РФ идет речь об эвакуации задержанного авто. То есть автомобиль должен быть «задержан», что должно подтверждаться составленным на месте протоколом. Но ялтинские инспекторы протоколы не пишут, а просто хватают первый попавшийся автомобиль и увозят его в считаные минуты, оформляя бумаги задним числом.
Составление протокола — не просто формальность. Если ГИБДД выступает как поборник закона, ратующий за исполнение ПДД, они сами не должны закон нарушать. Ведь эвакуация автомобиля, не считающегося формально задержанным, может квалифицироваться как уголовное преступление, состав которого предусмотрен статьей 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения».
Мотивы сотрудников ГИБДД понятны. Пока составляется протокол, водитель авто может вернуться на место эвакуации и забрать машину, которую эвакуаторщики будут обязаны вернуть. Но я Ялте и на эту норму всем наплевать: в городе уже были случаи, когда машину эвакуировали вместе с пассажирами и даже с водителем.
Нарушения носят массовый характер и неоднократно были зафиксированы ялтинцами с последующим обнародованием в соцсетях. Также горожане неоднократно обращались в различные службы, в том числе в МВД, звонили по телефону 102 и вызывали на место сотрудников полиции.
С эвакуаторщиками пытались совладать ялтинские депутаты. Летом 2017 года Юрий Булка отбил у службы эвакуации неправомерно захваченный ими автомобиль и вернул его владельцу.
Депутат Алексей Яковенко, увидев эвакуаторщиков за работой, стал снимать их на камеру и задавать вопросы о наличии протокола сотруднику ГИБДД. Тот ответил, что протокола нет. К счастью, на место эвакуации вовремя не подоспел владелец ТС, машина оказалась бы на штрафплощадке. Хотя машина была припаркована так, что движению транспортного потока она не мешала.
Сама штрафплощадка тоже работает с нарушениями. Согласно статьям 6 и 7 закона Республики Крым от 30.10.2015 №160-ЗРК/2015 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» машины со штрафплощадки должны выдаваться круглосуточно. Однако в Ялте после 18 часов эвакуаторщики работу прекращают, и оплатить их квитанции ночью, в выходные и праздничные дни попросту невозможно. Увезли авто в пятницу вечером? Жди понедельника — без квитанции машину не выдают.
«Моя машина стояла на Боткинской, было родительское собрание, - рассказывает ялтинец Евгений. - Я всегда ставлю авто так, чтобы оно не мешало проезду остальных. Собрание затянулось, и, выйдя из школы в начале 19 часов, я не обнаружил своего авто. Сделав несколько звонков, я узнал, что мою машину эвакуировали на штрафплощадку».
Евгений поехал в ГИБДД за разрешением на выдачу ТС, однако ему в документах отказали. «Сотрудник ГИБДД Карпенко сказал, что у него просто нет этого протокола», - возмущается Евгений.
«Выйдя на улицу, я встретил тех сотрудников, которые, как я понял позже, несли мой протокол, - продолжает автовладелец. - Но они мне пояснили, что у них нет сотрудника, который должен круглосуточно выдавать документы для выдачи задержанного ТС. Он ушел тогда, когда закрылась штрафплощадка, в 18 часов».
Кроме того, на штрафстоянке владельцам авто навязывают непонятные услуги — и это подтверждается чеками.
Кроме штрафа за нарушение ПДД, с ялтинцев берут 3200 рублей за услуги эвакуатора, причем 900 из них идут вообще неизвестно куда.
«Чтобы забрать машину, надо отдать 3200 рублей, - рассказывает жительница Ялты Татьяна Мокшина. - Из них - 2325 - какому-то ИП Литвинцов Владимир Николаевич, будь он неладен, за штрафстоянку в Ростов-на-Дону. 317 рублей - комиссия субагенту - какому? За что?»
Общая сумма платежа 2642 рубля. Татьяна утверждает, что положила в терминал 2700 рублей, сдача должна была прийти на мобильный телефон. Но на счет упало 53 рубля, 5 рублей исчезли бесследно.
480 рублей с Татьяны взяли за оформление документов. «Тут уже чек от ИП Карпова Сергея из Ростова-на-Дону, - возмущается Татьяна. - Девушка выдаёт вам одну бумагу - акт выдачи транспортного средства. Она там не перетрудилась, интересно, за 480 рублей выписывать этот акт?»
В общей сумме платеж составляет: 2642 + 480 = 3122 рубля. «Ещё 78 рублей куда-то молча уходят, - говорит Татьяна. - Вот чеки, я не вру».
Кроме того, бюджет Ялты с этого бизнеса не получает ни копейки. Таким образом, особых выгод от организации платных парковок и разграничения мест остановки и стоянки город не имеет. Зачем рисовать новые дорожные схемы, прикрываясь нормами и интересами жителей города, если на самом деле все это нужно лишь для процветания чьего-то частного бизнеса? Ведь идущие в казну штрафы за остановку в неположенном месте намного меньше платежей за услуги эвакуатора. Не проще ли было в интересах бюджета выпустить на улицы десяток инспекторов ГИБДД, фиксирующих нарушения правил остановки и стоянки, - просто выписывать протоколы.
Юрист и общественник Анна Шаульская пишет обращения во всевозможные органы власти, в которых просит привести в соответствие закону не только процедуру эвакуации ТС, но и выбор организации, осуществляющей эту самую эвакуацию.
По мнению Шаульской, выбирая спецорганизации для эвакуации авто без конкурса, Министерство транспорта Крыма нарушает федеральный закон 135-ФЗ «О защите конкуренции» и постановление Совета министров Республики Крым № 155 от 27.06.2014 года. Выбор спецорганизации должен осуществляться на конкурсной основе. Однако само понятие открытого конкурса не накладывает ограничений на то, в каком субъекте будущий исполнитель будет платить налоги.
«На этот случай в Крыму предусмотрен отдельный регламент,- говорит Шаульская. - Торги можно было бы провести согласно Региональному порядку осуществления государственных закупок на территории Республики Крым. Заказчик, в данном случае муниципалитет Ялты, обращается на имя зампредседателя Совмина Крыма, на которого возложены функции по обеспечению реализации полномочий Совета министров Республики Крым в сфере конкурентной политики (сейчас это Нахлупин) с указанием конкретного предмета закупки, а также обоснования невозможности применения норм Федерального закона».
«При грамотном обосновании и указании на необходимость увеличение бюджета Крыма и муниципалитетов с целью повышения уровня жизни и благосостояния населения, - продолжает Шаульская, - можно провести конкурс на выбор спецорганизаци и из числа зарегистрированных (поставленных на налоговый учет) на территории соответствующего муниципального образования».
Осталось понять, нужно ли это кому-нибудь из ялтинских и крымских чиновников.