Бумеранг крымской национализации ударил по бюджету России

10-05-2018 12:30:10
Автор:
"Национализация" активов в Крыму и Севастополе, от которой предостерегал местные власти Алексей Чалый, начала выливаться боком. Третейский суд в Гааге обязал Россию выплатить $159 млн 19 владельцам украинских активов на полуострове. Это "первая ласточка",

Третейский суд в Гааге обязал Россию выплатить $159 млн 18 украинским компаниям и одному физическому лицу за потерянные активы в Крыму. Об этом сообщает в среду, 10 мая, телекомпания 1+1, в которую входит телерадиокомпания (ТРК) "Жиса", выступившая одним из истцов. Отмечается, что речь идет о первом решении суда, согласно которому Россия должна выплачивать компенсацию "из-за аннексии украинского полуострова", цитирует Deutsche Welle. В постановлении говорится, что Россия ответственна за нарушение прав украинских инвесторов, начиная с 21 марта 2014 года, когда Владимир Путин подписал указ о присоединении полуострова.

По данным УНИАН, решение арбитраж принял 2 мая. Слушания по существу в Гааге прошли еще 5-6 октября 2017 года. Как сообщает DW, арбитраж пригласил представить дополнительные письменные объяснения обе стороны. "Истцы представили свои объяснения вместе, ответчик в лице Российской Федерации - нет", уточняет сайт немецкой радиостанции. Третейский суд состоит из трех полномочных представителей. Россия, по данным DW, отказалась выдвигать своего представителя, поэтому его назначили в Гааге.

Сегодня же о том, что суд в Гааге обязал Россию компенсировать украинской стороне потерю крымских активов, заявили и в "Нафтогазе Украины". Компания назвала решение суда "первой ласточкой". РИА Новости сообщает, что "Нафтогаз" и его "дочки" требуют от России $8 млрд в качестве компенсации за утрату активов в Крыму - национализированного имущества "Черноморнефтегаза" и "Укртрансгаза".

Напомним, массовая национализация предприятий в Крыму и Севастополе началась в 2015 году. Ночью 28 февраля после того, как депутаты заксобрания Севастополя отказались принимать местный закон о национализации, губернатор Сергей Меняйло своим постановлением передал во владение города 13 предприятий: ПАО «Севморзавод», СРК «Севморсудоремонт», ГП «Внешэкономсервис», ООО СПТ «Корабел», ООО «Севмордорстрой», ООО «Севморверфь», ООО «Севмормаш», ООО «Новая эра», ООО «Инкермебель», ООО «Севморрэмо», ООО «Югсевморсервис», ГП «Севморэнерго», ГП «Конструкторское бюро радиосвязи».

О решении губернатора крайне негативно отозвался тогдашний спикер Заксобрания Алексей Чалый. Он заявил, что «Севморзавод», принадлежащий компаниям президента Украины Порошенко, необходимо было возвращать в город законным путем. При этом вместе с угробленным при Украине «Севморзаводом» в списке оказались прибыльные предприятия, собственники которых не являются врагами РФ.

Местные депутаты тогда предупредили, что это отпугнет потенциальных инвесторов, и напомнили о неприкосновенности частной собственности в России. Алексей Чалый предложил выкупать собственность, а не отбирать ее насильственно. В итоге список национализированного в Севастополе имущества сократился. 

В Крыму сопротивляться национализации было некому и в собственность республики перешло около 250 объектов, в том числе 116 санаториев и здравниц. Но на их содержание и модернизацию у властей не было ни денег, ни желания. Поэтому в 2016 году спикер госсовета Владимир Константинов предложил за символическую плату продать их частникам. Это подтвердило, что "национализация" является банальным переделом собственности по праву сильного.

В феврале 2017 года председатель московской коллегии адвокатов «Форум права» Роман Булысов предупредил, что за национализацию в Крыму заплатит вся Россия. Проанализировав список активов, отобранных после событий 2014 года, он выяснил, что туда попали предприятия, принадлежавшие далеко не только одним лишь «врагам России». Мотивы их отчуждения не всегда понятны, однако, по законам РФ, государство обязано компенсировать стоимость отчужденного. Денег на это в бюджете Крыма нет — следовательно, платить после исков в международных судах придется бюджету федеральному, сообщил юрист.

Летом 2016 года в правительстве РФ дали понять, что национализированное имущество может быть возвращено прежним владельцам. Поручение разработать механизм возврата руководству Севастополя и Республики Крым направил замминистра экономики РФ Евгений Елин. Речь тогда шла об объектах потребкооперации, грубо отжатой подчиненными Сергея Аксенова у крымских владельцев. Глава думского Комитета по экономполитике и предпринимательству Анатолий Аксаков в беседе с ForPost высказал тогда мнение, что отмена национализации неизбежна.

В ноябре 2017 года у владельцев крымской недвижимости появился шанс обжаловать захват своего имущества. На третьем году жалоб и челобитных Конституционный суд РФ разрешил им оспаривать крымскую национализацию в суде, признав, что она противоречит основному закону РФ.

В том же году правительство России обязало Крым и Севастополь принять региональные законы о компенсациях собственникам национализированного имущества. Госсовет Крыма принял соответствующий законопроект почти сразу. Сторонники Алексея Чалого в заксобрании Севастополя дважды отклонили аналогичный документ. По их словам, захватывая частную собственность, экс-губернатор Меняйло депутатов не слушал — поэтому теперь пусть вопрос решает его преемник Овсянников.

Первые российские комментарии по решению Гаагского суда, появившиеся в федеральных СМИ сегодня, выглядят не слишком убедительными. Так, руководитель российского Центра политэкономических исследований Василий Колташов, комментируя ситуацию изданию Sputnik, пытается оправдать "национализацию" беспорядком в документах украинских собственников.

"Честно говоря, у многих украинских компаний собственность в Крыму не была порядком оформлена, был полный бардак в документах, - говорит Колташов. - Поэтому, когда Крым вошел в состав РФ, там обнаружился полнейший хаос в бумагах".

По словам эксперта, "собственность, которую контролировали олигархи, например, Игорь Коломойский, по документам непонятно кому принадлежала. Потому что украинский капитализм находился на такой стадии развития, когда порядок во внутренних делах, в документах, в имуществе еще не наступил. И этот непорядок в делах, как мне кажется, создает основу для формирования ответной позиции России", - считает Колташов.

По мнению эксперта, "в реальности очень сложно украинским властям доказать, что имущество, которое приписывается украинским компаниям, использовалось на законных основаниях. Кроме того, решение суда в Гааге показывает определенную предвзятость, потому что никто не собирается возместить потери российским компаниям от действия украинских властей в 2014 году", – говорит он.

Между тем, на Украине решили пойти дальше и предложили национализировать имущество российских компаний. Законопроект о национализации имущества российских компаний и банков на Украине внес в Раду депутат Роман Зварыч из фракции "Блок Петра Порошенко".


Показать полную версию новости на сайте