16 мая в 15-00 в сессионном зале ялтинского горсовета состоится повторное обсуждение проекта глобального изменения транспортной схемы Ялты. Инициатор обсуждений — недавно созданный Общественный совет Ялты — приглашает к дискуссии всех, у кого есть замечания или вопросы. На прошлом мероприятии, 24 апреля, кроме жителей города и депутатов, присутствовали руководители «Крымтроллейбуса», представители Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма, общественники.
Предлагаемый к обсуждению проект — не окончательный. В результате общественных обсуждений в него обещают внести изменения.
Что же предполагает это проект? Из 37 ныне существующих в Ялте маршрутов общественного транспорта, предлагается оставить лишь 33. При этом 14 из них подвергнуться кардинальному пересмотру: часть остановок уберут или перенесут, где-то — добавят новые. Автобусные маршруты будут сокращены там, где они дублируют друг друга.
В центр автобусы пускать не будут. Все маршруты закольцуют в двух точках — у автовокзала и кинотеатра «Спартак». Между этими двумя точками разрешено будет курсировать только экологически чистым троллейбусам.
С одной стороны, это нововведение будет способствовать сокращению пробок и снижению уровня загазованности центра, но добираться до отдаленных районов теперь придется с двумя-тремя пересадками, что отразится и ежедневных расходах ялтинцев. Пока новая схема не вступила в силу — а произойдет это, по данным Общественного совета, осенью 2018 года — большинство горожан об этом даже не знают.
В то же время разработчики оптимизации обещают продлить график движения маршрутов в отдаленные поселки. И зимой, и в сезон добраться, например, в Алупку после 8 вечера можно только на личном автомобиле или на такси. Это ситуацию хотят изменить, заставив перевозчиков возить людей до глубокой ночи.
Чтобы этого достичь, популярные короткие и непопулярные длинные маршруты хотят разыгрывать на конкурсах одним блоком, чтобы перевозчик был заинтересован в соблюдении всех требований, а это, как минимум: увеличение времени работы, обновление автопарка, регулярное движение четко по графику. Правда, прогнозируют сами разработчики проекта, ужесточение конкурсных требований неизбежно приведет к повышению цены проезда из-за низкой конкуренции: не все захотят бороться за маршруты, в которые придется только вкладывать — обновлять автопарк, нанимать новых водителей и закупать системы навигации, чтобы соблюсти график.
Нынешняя версия проекта оптимизации маршрутной сети — далеко не окончательная. До 8 мая Общественный совет принимал от жителей Ялты замечания. Их, по словам секретаря совета Алины Даниловой, поступило довольно много — и в письменной форме, и по телефону, и через facebook. В основном все замечания касались конкретных маршрутов. «Люди, не увидев в схеме своего, удобного им маршрута или остановки, возмущались, - поделилась с «Примечаниями» Алина Данилова. - Приходится объяснять, что неподалеку будет новая остановка или новый маршрут, на котором они смогут добраться».
Что касается разгрузки центра, отмечает Данилова, тут многое упирается в возможности «Крымтроллейбуса». Пока у организации не хватает машин и персонала, чтобы обеспечить комфортные перевозки строго по графику.
«Основное условие для нас — соблюдение графика, - пояснят Данилова. - Но центр загружен, постоянные пробки, поэтому гарантировать его соблюдение пока трудно. Кроме того, у «Крымтроллейбуса» не хватает машин — ялтинские улицы у них считаются горной местностью, и к троллейбусам здесь предъявляются более строгие требования, чем, к примеру, в Симферополе. Не хватает и штатных водителей, и техников — если троллейбус на улице встанет, некому будет быстро его починить. У нас вся оптимизация в центре построена на троллейбусах, мы все эти вопросы обсуждаем, и «Крымтроллейбус» работает над тем, чтобы выполнить свою часть обязательств».