В ожидании большого обвала

13-05-2018 08:04:52
Автор: Татьяна Никитина
Оползень у вокзала в Севастополе в ночь на 9 мая разрушил железнодорожные пути и ливневку, идущую от спуска Котовского. Пострадала дорога, гаражи, дома. На очереди —обвал 150-тонной глыбы известняка, нависшей над Красным спуском. Если опасность не устрани

В ночь с 8 на 9 мая на Севастополь обрушился тропический ливень. К утру многие улицы выглядели как после бомбежки — вода повредила дорожное полотно, сорвала асфальт и брусчатку, вынесла на проезжую часть грунт и камни. В результате спуск Котовского пришлось перекрыть — восстановительные работы на нем займут минимум два месяца, сообщили «Примечаниям» рабочие Севавтодора. Но это лишь часть последствий невиданного ливня.

Из балки под спуском, куда уходит вся стекающая с Котовского вода, в ту ночь выкачали около 400 кубометров — во дворах уровень был по пояс. Ливневка, собирающая воду со спуска больше, по-видимому, не функционирует.

Оползень на другой стороне балки, в районе ул. Тенистой, много лет движущийся со склона в сторону железнодорожных путей севастопольского депо, в эту ночь проснулся вновь.

Массы грунта снесли подпорные стены, деформировали рельсы и раздавили ливневую канализацию, проходящую в этом месте под поверхностью земли.

Вот так участок на Тенистой выглядел в 2013 году

Круговую подпорную стену на участке построили предыдущие хозяев

А вот так оползень выглядел в начале 2018 года

Этот оползень активизировался в последние годы, когда началось освоение склона. Предыдущие владельцы земельного надела, чтобы уберечь свой участок от оползня, построили массивную бетонную стену, пригрузившую его и лишь ускорившую движение пород.

Нынешний владелец решил склон террасировать, чтобы разровнять участок. Но грунт, образовавшийся после снятия верхнего слоя, не вывез, а складировал тут же. Эти 1,5 тыс лишних кубометров насыпных пород и стали последней каплей — в марте склон пополз.

Трещины на склоне, образовавшиеся на склоне в марте 2018 года

Гаражи под склоном в марте 2018 года

Так в марте 2018 года выглядела подпорная стена участка

А это подпорная стена над жд путями

Видны трещины между блоками на подпорной стене, март 2018 года

Ливень в ночь на 9 мая привел к катастрофическим последствиям. Оползень разрушил подпорную стену из массивных бетонных блоков, выдавил грунт и деформировал железнодорожное полотно (хорошо, в настоящий момент оно практически не используется), уничтожил ливневую канализацию, собирающую осадки со спуска Котовского.

 Выше по склону, на террасах, расширились трещины.

А вот так склон выглядит сейчас

Стоящие на склонах гаражи практически разрушились.

Трещины на подпорной стене расширились, на ней появились характерные выпячивания — скоро, видимо, она рухнет.

Подпорная стена участка, май 2018 года

«Чтобы остановить оползень, необходимо всего ничего — вывезти эти 1,5 тыс кубов лишнего грунта, - рассказал «Примечаниям» ведущий специалист «Крымгеологии» Алексей Федоров. - И, насколько мне известно, владелец участка на это согласен. Но нужно, чтобы ему подсказали, куда всю эту массу грунта вывозить, а в правительство не реагирует. Кроме того, нужно разобрать эту подпорную стену, чтобы убрать излишнее давление».

Оползень разрушил подпорную стену, деформировал рельсы

Железнодорожники роют грунт, ищут место, где проходит ливневка

«Примечаниям» удалось связаться с владельцем участка. Он посетовал, что практически в одиночку борется с оползнем.

«Я общался с теми людьми, которые имеют отношение к ситуации — и с оползневой службой, и с железной дорогой, и с «чрезвычайными ситуациями», - говорит мужчина. - Они приезжали, смотрели, но никто не мог никаких решений принять, потому что оползневая зона находится не только на моем участке – она занимает всю площадь, включая железную дорогу».

В результате геологи оползневой службы, утверждает землевладелец, посоветовали ему снять шапку насыпи и равномерно распределить грунт, чтобы он не давил точечно на тело оползня, и снести часть подпорной стены — что и было сделано.

Движение грунта продолжается

«Грунт лишний, который там образовался, теперь нужно вывезти, - поясняет владелец. - Но никто не может сказать мне куда. Один раз мне предложили вывезти небольшую часть — четыре или пять машин — аж за Балаклаву. Но вывоз туда будет стоить очень дорого».

Хозяин участка намерен самостоятельно заказать в оползневой службе экспертное заключение, которое планирует передать и в правительство города, и в управление крымской железной дороги. «Я готов произвести демонтаж стены, собрать грунт, но в вывозе и складировании мне нужна будет помощь», - говорит мужчина.

Мужчина считает, что вопрос требует немедленного вмешательства властей, однако все существующие ныне механизмы слишком забюрократизированы. Ситуация усугубляется еще и тем, что в чиновничьем штате сегодня нет ни одного квалифицированного инженера-геолога.

С ним согласен и специалист оползневой службы Федоров. «В США в штате Калифорния есть много городков, расположенных на рельефе, схожем с севастопольским, - приводит пример геолог. - И там в каждом городе есть собственный специалист-геолог, принимающий решение, где можно строить, а где нельзя, где нужно предпринять срочные меры, чтобы избежать катастрофы. А у нас такого специалиста нет, хотя оползней в Севастополе предостаточно».

Мало того, чиновники не реагируют на письма и предупреждения, которые ГУП РК "Крымгеология" регулярно направляет в адрес правительства.

В 2016 году институт писал письмо на имя врио губернатора Дмитрия Овсянникова с предупреждением о возможном обвале на еще одном опасном участке — Красном спуске, идущем с площади Суворова к железнодорожному вокзалу. В этом месте ночью 9 мая тоже произошел обвал — на дорогу выкатился камень весом около тонны.

За этим оползнем служба тоже давно наблюдает. В 1969 году на этом участке произошел крупный обвал. На дорогу обрушилось около 25 кубометров грунта, на несколько часов движение было парализовано. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал.

Сейчас на этом склоне нависла новая угроза — блок горных пород объемом около 50 кубометров (около 150 тонн). И держатся они, по признанию геологов, на честном слове.

Если эта скальная нашлепка обрушится, будет повреждена опора контактной сети. А если при этом внизу окажутся машины или троллейбус, могут погибнуть десятки людей.

Поводом для обрушения может послужить аномально большое количество осадков — как это случилось 8 мая, небольшое землетрясение или просто динамическая нагрузка на дорогу: каждый день по Красному спуску проходят десятки троллейбусов весом в 20 тонн.

Но пока на все обращения геологов ответ один - «кирпич», висящий на правой полосе дороги. Его установили несколько лет назад, но те же троллейбусы на знак внимания не обращают. Пропуская более быстроходный транспорт, они жмутся к правой стороне дороге, подвергая опасности пассажиров.

Дорожный знак — это полумера. По-хорошему, склон нужно чистить от крупных камней пару раз в год, а этот кусок нависшей породы срочно удалить.

«Нужно перекрыть движение по улице, демонтировать стоящую рядом опору, и аккуратно, механическим способом, не взрывая, удалить породу», - объясняет Алексей Федоров.

Это не единственный опасный участок дороги. Чуть ближе к Корабельной, на Героев Севастополя в районе подъема к ул. Матроса Кошки ночью 9 мая произошел обвал подпорной стены. Она была построена некачественно, поэтому рано или поздно должна была рухнуть, и хорошо, что ее падение ущерба не нанесло. Но проблема осталась: поверхностный сток на горке над этим подъемом не организован должным образом, и во время ливней большие массы воды размывают обвалоопасный склон.

Однако, по словам Федорова, письмом Крымгеологии по поводу Красного спуска, отправленным в 2016 году, в правительстве Севастополя не заинтересовались. Чиновники не удостоили ученых даже формального письменного ответа.

К сожалению, признает специалист, к оползневой службе уже давно мало прислушиваются. Тенденция эта получила развитие еще в 80-х годах прошлого века, а с переходом к дикому капитализму только усугубилась. Об оползневиках вспоминают только тогда, когда что-то случается, да и то к мнению крымских ученых с 40-летним стажем работы не прислушиваются, выбирая на конкурсах заезжих специалистов, не знакомых со спецификой региона и историей наблюдений за оползнями. А положенные по закону при любом масштабном строительстве геологические и гидрогеологические заключения и вовсе становятся атавизмом: зачастую подрядчики их во внимание не берут — делают как проще и дешевле. Или дороже — если речь идет о бюджетном финансировании.

«Вот этот оползень на Симферопольской трассе в районе спуска к Верхнесадовому, наделавший много шума, - вспоминает Федоров. - Меня приглашали туда, я посмотрел и предложил вариант, как отремонтировать дорогу в разы дешевле. Я предложил пригрузить язык оползня на дне балки, чтобы грунту попросту некуда было двигаться. Положить там ряд тяжелых бетонных блоков, укрепить — и все. Там не такая большая масса».

Но в правительстве приняли решение укрепить участок сваями — по совету питерских проектировщиков. Что тоже верно, но потребовало гораздо больших вложений.


Показать полную версию новости на сайте