18 мая правительство Севастополя в очередной раз внесло на рассмотрение заксобрания прогнозный план приватизации местных ГУПов. Один из них — ГУП «Управляющая компания оптово розничных торговых комплексов». Предприятие объединяет четыре рынка: Центральный, Юмашевский, Комплекс рынков 5 км, Зоологический рынок. Вскоре к ним добавится еще один — рынок «Чайка», который в суде отобрали у владельца Александра Красильникова.
Вскоре на очередном заседании сессии заксобрания депутаты будут этот законопроект рассматривать. В «Примечания» обратились обеспокоенные предприниматели, которые опасаются, что приватизация ГУПа лишит их рабочих мест.
По словам индивидуального предпринимателя Анны Волощук, в следствии приватизации, акционирования и дальнейшей продажи частным коммерсантам ГУПа может сильно вырасти арендная плата — брать по госрасценкам частному владельцу может быть невыгодно.
«Рынки превратятся в частные, и что будет с 5000 предпринимателей — не ясно, — говорит Волощук. — Приватизации подлежит предприятие с имуществом. У нас заключены договора аренды с ГУПом, и аренда невысокая. На пятом километре цена около 200 рублей за квадратный метр, рынок Юмашевский — 600 рублей за квадрат. Если бы мы могли платить большую арендную плату, мы бы ушли работать в торговые центры. Мы не можем. Мы боимся, что частник поднимет аренду, пересмотрит назначение земли или вообще рынок уберет».
По словам предпринимателя, 18 апреля состялся совместный круглый стол правительства с частниками. Власти аргументируют необходимость приватизации тем, что у ГУПа нет средств на реконструкцию рынков, которую требуется провести до 2020 года согласно ФЗ №271.
«У предприятия есть часть денежных средств, — сообщила Волощук «Примечаниям». — Можно взять возвратную процентную субсидию, можно взять кредит. ГУП уже может начать строиться и приводить например пятый километр в порядок. После акционирования скорее всего будет продажа. При этом в правительстве о продаже пока ничего не говорят, говорят: «акционируемся, город даст деньги». Но как говорят юристы — ничего не изменится.
Предприятие как принадлежало правительству, так оно и останется в собственности правительства. Это если акции не будут проданы. Зачем менять форму государственной собственности? Ответ очевиден — чтобы продать.
Почему они не преобразуют в ГБУ? Потому что опять же ГБУ нельзя продать».
ГУП «УК оптово-розничных торговых комплексов» действительно убыточным не назовешь. Хотя и сильно прибыльным он тоже не является. Согласно документам, размещенным на сайте предприятия, баланс ГУПа по итогам 2017 года составил 1,5 млн рублей. Чистая прибыль — 43,7 млн рублей. Налоговые отчисления (на прибыль) в бюджет: 2,1 млн рублей.
Общая цифра по поступлениям средств — 197 млн рублей. В то же время, в ведомости почему-то нет данных об арендных платежах. Чистые активы [реальная стоимость всего имущества ГУПа] на 31 декабря 2017 года — 134 млн рублей. Если учесть, что речь идет о четырех городских рынках (это еще без «Чайки»), то цифра очень невелика.
Но все же деньги на реконструкцию в общем-то есть — хотя бы для одного рынка. Просто прибыль от ГУПа не сиюминутная и долгоиграющая, размазанная по бюджету. С «Чайкой» в кармане предприятие станет еще привлекательнее для будущего покупателя.
«Практика в Севастополе по [сносу] НТО показала, что предприниматели практически в одну ночь лишаются рабочих мест, а вместо них приходят другие», — говорит Волощук.
В то же время начальник Главного управления потребительского рынка и лицензирования Вадим Кирпичников сообщил «Примечаниям», что опасения предпринимателей беспочвенны, и привел в пример ту же «Чайку».
«Там обратная ситуация, и тоже предприниматели очень опасаются, — говорит чиновник. — Они боятся, что при переходе из рук частника в государственные руки на рынке будут повышены цены на аренду. Государственные цены фиксированные и всем известные. И предприниматели, которые платили частному лицу, очень опасаются, что они платили намного меньше, чем государственные расценки. Сейчас предпринмиатели этого рынка качают по СМИ эту тему — что коммерческие расценки гораздо ниже государственных.
Поэтому на примере рынка "Чайка" можно судить о том, что частные лица устанавливают цены на аренду ниже, если апеллировать к этим опасениям».
Кирпичников не смог ответить на вопрос — действительно ли ГУП ведут к продаже: «Не знаю, абсолютно не готов ответить».
Согласно данным законопроекта о прогнозном плане приватизации, одна из целей документа — стимулирование привлечения инвестиций в экономику города Севастополя. Такая формулировка дает все основания полагать, что хотя бы часть акций будет продана.
По словам Волощук, частник частнику — рознь, и ряд рынков «ломит» довольно высокие цены на аренду. Она привела пример Воронцовского рынка, где по ее сведеньям стоимость аренды маленького павильона [ларька] достигает 30 тысяч рублей в месяц. Подобные расценки может ввести и будущий владелец акционированного ГУПа.
К слову, о Воронцовском рынке. Правительство пыталось отсудить его, как и «Чайку». У арендатора закончился срок аренды территории, и в продлении договора правительство ему отказало. В то же время, собственник успел построить на территории рынка несколько объектов недвижимости, а потому сохраняет приоритетное право на приобретение этого земельного участка.
Суд пришел к выводу, что «указанные [ДИЗО] обстоятельства не свидетельствуют о том, что расположенные объекты недвижимости размещены безосновательно, поскольку принадлежат ответчику на праве собственности, зарегистрированном в ЕГРП, что не оспорено истцом, а потому отсутствуют основания обязать ответчика возвратить земельный участок».
Позже ДИЗО проиграло апелляцию этого решения суда, а в апреле этого года и кассацию в арбитраже Центрального округа в Калуге.
Предприниматели не понимают, зачем надо приватизировать прибыльный ГУП. Не понимали этого депутаты, а также прокуратура, когда в январе этого года вопрос рассматривался на сессии заксобрания.
«На мой взгляд, часть предприятий, которые правительство предлагает приватизировать, вообще не должна быть в списке, — говорил вице-спикер Александр Кулагин. — В перечень включены предприятия, выполняющие важные государственные, стратегические функции. Например, ЕДРЦ. Ведь приватизируется не бизнес, а помещения. Потом люди станут не нужны, а нужны будут помещения. К таким рискам относятся ГУПы «Пансионаты Севастополя», «Севастопольский морской порт», «Севавтотранс», «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя». Рано еще принимать решение об их приватизации».
На пробелы и недостатки в прогнозном плане приватизации на 2018-й и плановый период 2019-2020 годов указала и прокуратура города Севастополя.
«Как в прошлом году, так и в этом мы не услышали доводов о том, что корпоративизация государственного унитарного предприятия создает для него некие иные условия, в которых оно способно работать как эффективное юридическое лицо, — сказал помощник прокурора Севастополя Борис Неудахин. — ГУП имеет возможность вести эффективную коммерческую деятельность, что подтверждается как на федеральном, так и на региональном уровнях».
Есть известная либеральная мантра о том что якобы частная собственность всегда управляется эффективнее, чем государственная. Однако пример ГУП «ГАЗК» Севастополя показывает обратное. Несмотря на эффективное управление и рост прибылей, правительство закрыло ГУП, чтобы передать его активы заправке и нефтебазу неизвестному пока частному собственнику.
Очевидно, что в данном случае передача государственного имущества частнику является самоцелью. И это государственная политика: огласно распоряжению правительства РФ, соотношение преобразованных в хозяйственные общества предприятий к общему количеству ГУПов в субъекте должно быть около 75%. Эту информацию на одном из аппаратных совещаний озвучивал глава ДИЗО Рустэм Зайнуллин. Однако в публичных документах такое распоряжение не находится.
Медведев действительно говорил о необходимости приватизации ГУПов. С одной поправкой — неэффективных.
Вот дословная цитата премьера: «Нужно убрать неэффективные муниципальные предприятия, эти МУПы и ГУПы. Если они плохо работают или деньги воруют, их нужно убрать, вытащить из этой цепочки, а руководителей наказать. И, кстати, эти процессы сейчас довольно активно происходят».
Опять таки, если бы у Севастополя был курс на развитие убыточного, то почему оно не национализируется? Почему происходит отъем довольно прибыльной частной собственности? Может быть, потому что она хорошо продается?
Веры в то, что держателем 100% акций будет правительство, тоже нет. Подобные заявления, к слову, в свое время делал крымский премьер Сергей Аксенов, указом которого был приватизирован завод «Новый Свет». Изначально он уверял, что все 100% акций будут принадлежать государству. По его словам акционирование было необходимо для ухода от системы госзакупок по 44-ФЗ, чтобы завод мог без ограничений покупать все необходимое для развития. Форма собственности "унитарное предприятие" мешает привлекать инвестиции, говорил Аксенов точно также, как сейчас говорят у Дмитрия Овсянникова. Но не прошло и двух месяцев, как завод выставили с молотка. Его обладателем стала дочерняя компания банка «Россия» бизнесмена Юрия Ковальчука.
Во всех историях с приватизацией конечной целью является обогащение избранных частных лиц. Никакой невидимой руки рынка не существует. Это происходит ни по чему. И это не имеет отношения к эффективности. Зато имеет отношение к людям с административными рычагами.