«У нас еще есть земля, а в других поселках уже нет»

06-06-2018 17:24:41
Автор: Нина Авдеенко
Вокруг Симеиза закручивается спираль большой интриги. После известия о продаже его санаториев и закрытия пляжа Башмак над общедоступным курортом нависла угроза исчезновения. А над его мэром, добившимся переноса реконструкции набережной на осень, чтобы не

При Украине мэр Симеиза Игорь Дышлевой трижды избирался в Верховный Совет Крыма, входил в президиум парламента АРК, занимал должность министра труда и социальной защиты. В российские времена избрался депутатом ялтинского горсовета от Единой России, а в декабре 2014 года стал симеизского территориального муниципального органа. Дышлевой признается: он понимал, что полномочия мэра — гораздо уже, чем полномочия главы поссовета при Украине. Он лишен права выделять землю, не имеет собственного бюджета и даже печати. По сути это представительская должность, но Дышлевой согласился — хотел себя попробовать.

Спустя 3,5 года жители Симеиза жалуются: в поселке все меньше общественных пространств, санатории не работают и выставлены на продажу, не предполагающую сохранения их целевого назначения, медицинский персонал здравниц сокращают. И винят в этом, в том числе, Дышлевого. Мэр Симеиза ответил на эти претензии в откровенном разговоре с «Примечаниями».

- Игорь Иванович, жители жалуются, что вы редко с ними общаетесь.

- У меня нет приемных часов или приемных дней - моя дверь всегда открыта. И у меня в приемной больше пяти минут никто не сидит. Куда бы я не спешил, если люди ко мне пришли, я их обязательно выслушаю и постараюсь принять меры. По моей инициативе в поселке каждый вторник в 12.00 проводятся совещания с внутренними службами. Туда всегда приглашается общественность. Присутствует и хуторское казачество и ТОС «Симеиз», и ТОС «Кастрополь» и другие заинтересованные люди и организации.

Жители Симеиза общаются с мэром поселка перед началом рабочего дня

Я приглашаю всех желающих быть полезными поселку и желающих ему помочь. Всегда пешком хожу по поселку, меня не охраняет двадцать охранников. Меня часто останавливают люди на улицах, я отвечаю на их вопросы. Поэтому предлагаю задать этот же вопрос представителям общественности.

- Местные жители говорят, что единственная высотка Симеиза в разных долях принадлежит вам, главврачу санатория «Симеиз» Кобицкому и девелоперу Припутникову. Это правда?

- Нет. Это полная ложь, что касается Кобицкого и Дышлевого. Эта высотка была построена в Симеизе еще до появления Дышлевого и Кобицкого. То, что она принадлежит собственнику Припутникову, это я подтверждаю. Она построена в 2013 году, я тут появился в декабре 2014 года.

Может быть, такие слухи появляются из-за того, что я к некоторым вещам подошел принципиально. Здесь есть люди, которые заинтересованы в зарабатывании денег в поселке не совсем порядочным и честным путем. Я стараюсь, чтобы тут все было в рамках действующего законодательства. Само кресло главы, вне зависимости от того, кто в нем сидит, предполагает негатив.

- Это правда, что пляж «Башмак» отгородили забором, чтобы у жителей высотки был эксклюзивный доступ к пляжу?

- Это ерунда, пляж - муниципальный. Буны (по документам пляжи проходят в составе берегоукрепительных сооружений вместе с бунами – авт.) при Украине принадлежали Противооползневому управлению. Затем все берегоукрепительные сооружения передали ГАУ «Распорядительная дирекция» - филиалу Министерства имущественных и земельных отношений Крыма. Но они все изношены, самые новые буны были построены еще в 1972-1973 годах. ГАУ наверняка бы не потянула ремонт и обслуживание этих берегоукрепительных сооружений, это сотни миллиардов рублей. Из-за этого Совмин Крыма принял решение раздать некоторые берегоукрепительные сооружения муниципалитетам. Из предложенного списка Ялта приняла на баланс не все сооружения. Глава администрации выбрал самые целые. Ведь буны очень дороги в обслуживании, бюджета на их ремонт нет. Пляж «Башмак» был взят муниципалитетом, по кадастровой карте он числится за администрацией Ялты.

- Будет ли оформлен сервитут на дорогу, ведущую мимо высотки к этому пляжу, чтобы в будущем доступ к нему был гарантированным?

- Да. Эта работа ведется. Пляж муниципальный. Сервитут будет налагаться. Сейчас санаторий «Симеиз» переоформляет документы с украинского в российское правовое поле. Там будет учтены сервитутная зона – проход на пляж.

- Будете ли вы ходатайствовать перед администрацией Ялты о закреплении за пляжем «Нарышкинские камни» (Башмак) статуса общегородского и общедоступного?

- У него уже есть такой статус. Надо отдать должное местным жителям. Они зафиксировали факт, начали бить в колокола, писать во все инстанции. Это Комитет гражданских инициатив и общественного контроля пгт Симеиз Ирины Нечаевой, это жители Роман Малуха, Ирина Перека, Королева Маргарита, Снежана Кондратьева. Они первыми заявили о том, что им закрыли пляж, на который люди всю жизнь ходили, где выросли дети. Большое спасибо этой инициативной группе. Люди и добились того, что пляж сегодня открыт.

- Ходят слухи, что неподалеку, в Оползневом, из-за расширения санаторно-курортного комплекса «Мрия» жителям поселка рекомендуют продавать дома и освобождать территорию. Вы что-нибудь знаете об этом?

- Это ерунда. Зачем «Мрии» чтобы люди продавали свою землю в Оползневом? У них своя база есть, им этого достаточно. Если бы что-то такое происходило, я бы об этом знал.

- При Украине, Симеизу удалось сохранить историческую планировку. Да и сейчас его почти не трогает варварская застройка — в поселке выросла всего одна высотка. Что его спасло?

- Большая заслуга в том, что Симеиз не тронули зстройщики, принадлежит бывшему главе Симеизского поссовета Николаю Григорьевичу Макаренко. Он в том кресле, где я сейчас сижу, просидел почти 29 лет. Был очень осторожным, грамотным руководителем. У него не было таких целей, как у других руководителей: люди приходили и понимали, что пришли только на 5 лет, хотели как можно больше «успеть». Николай Григорьевич вел умеренную, правильную работу. Благодаря тому, что он был бессменным руководителем, Симеиз удержался.

У нас еще есть земля, а в других поселках уже нет земли. Там порезано все до сантиметра.

Сама территория Симеиза очень большая, но не густо населенная. У нас 25 километров берега, в ширину — 5 км, до Ялтинского горно-лесного заповедника. В Симеиз входит 6 населенных пунктов, из них – одно село.

У меня недавно был фонд Лихачева из Санкт-Петербурга. Руководитель фонда приезжал с иностранцами, они смотрели наши культурные достопримечательности и выразили общее мнение, что Симеиз сегодня еще не прошел точку невозврата в плане реставрации и восстановления памятников культуры.

Центральная часть Симеиза

Если восстановить эти памятники, хотя бы фасады, и подсветить их, сделать благоустройство, это будет серьезный вызов. Здесь будет туристов не меньше, чем в ведущих российских культурных центрах. Вот я был в Казани недавно, они молодцы, восстановили памятники культуры, там очень интересно, туда идет поток людей. И у нас есть все для этого: море, солнце, можжевельники, которые выделяют фитонциды. Бог создал такую красоту вокруг нас. Нам надо ее поддерживать.

- Симеиз специально законсервировали, чтобы возродить как культурный и курортный центр?

- Не думаю, что его кто-то «консервировал». Не было некой «руки», которая сверху тут управляла. Мое мнение, что все это благодаря Николаю Григорьевичу Макаренко. Он тут долго сидел и при этом не разбазаривал государственное имущество.

- По нашей информации, в этом году кто-то одновременно выкупил все здравницы Симеиза, кроме одного санатория. Вам известно, кто покупатель и что он намерен сделать?

- Мне ничего неизвестно о том, что здравницы куплены. Минэкономразвития Крыма занимается их продажей. Санаториев пять, было шесть: у санаториев «Москва» и «Симеиз» произошло слияние по распоряжению Совмина Крыма - сделали из них один санаторий. Еще есть санатории «Красный маяк», «Юность», «Пионер» и «Семашко». Все они противотуберкулезные. Два из них - детские здравницы. Знаю, что персонал там сократили.

- Когда санатории выкупят, новые хозяева смогут перепрофилировать их, превратить в частные имения - и поселок, потеряв доступ к зеленым зонам и воде, перестанет быть курортом.

- Поселок никогда не перестанет быть курортом в связи со своими географическим положением и природными богатствами. Здесь можжевеловая роща – по выделению фитонцидов мы уступаем только Долоссам. Даже просто гуляя по поселку и дыша этим воздухом, люди оздоравливаются.

В утверждаемом сегодня генеральном плане Ялты в санаториях Симеиза не предусмотрено никакого нового строительства, даже если кто-то выкупит.

Кстати, вспомним, что до 1921 года все наши здравницы были дворянскими дачами. Они были национализированы, на их базе сделали санатории. Это памятники культуры и архитектуры. Их никто не снесет, их можно только восстановить.

- Но будет ли через их территорию свободный проход? Смогут там люди ходить, наслаждаться красотой парков и старинных зданий?

- Это очень правильный вопрос. Стоит написать письмо в Минэкономразвития, чтобы наложить сервитуты для прохода. Мы это учтем обязательно.

- Каким вы видите Симеиз через год, три года, десять лет?

- Мечтаю, чтобы Симеиз был маленьким Монте-Карло. Может это кому-то покажется слишком пафосным. Но скажу честно – у этого поселка есть все, чтобы быть лучшим, и на 80% – благодаря природе. Меня иногда неправильно понимают, но я абсолютно серьезно говорю о том, что надо вернуть Симеизу былую славу. Славу Мальцовскую (промышленник Мальцов был основатель Симеиза – ред.) Царь-батюшка, когда проходил по поселку, сказал, что Симеиз - это музей под открытым небом. Вот таким я и хочу видеть Симеиз.

Восстановленные фонтаны на центральной аллее поселка – гордость мэра Дышлевого. Он отреставрировал их за свои деньги.

- Знаменитые старинные виллы в центре поселка – они чьи сейчас? Кто их реставрирует? Их тоже кто-то купил?

- Вы имеете в виду виллы «Ксения» и «Мечта»? Нет, это совсем другая история. Мы просто спасаем их от разрушения. Это же лицо Симеиза. На противоаварийные мероприятия для обеих зданий выделено 107 миллионов рублей, а на реставрацию виллы «Ксения» - 114 миллионов рублей.

Мы разработали концепцию создания там культурно-музейного центра. Говорили с главой республики, и он нам пообещал, что если ялтинский горсовет проголосует за принятие объекта в муниципальную собственность — он станет музейным фондом. Сейчас разработкой решения о передаче занимаются в Совмине у вице-премьера Ларисы Опанасюк. Культурно-музейный центр будет открытым и доступным для всех.

Идея музея построена на богатой истории поселка. Здесь жили очень знаковые личности. Одна из комнат музея будет посвящена экспозиции о семье основателей поселка Мальцовых. Еще будет экспозиция по министру обороны царской России, автору множества реформ генералу Милютину.

Виллы поселка и его генплан проектировал великий архитектор Краснов. Еще был инженер Семенов, который завершал некоторые проекта Краснова. У нас играл Рахманинов. Всем этим людям тоже будут посвящены экспозиции.

 

Кроме того, в нашей школе сейчас не хватает места музею воинской славы, а у нас воевало много односельчан. У нас есть музей археологии, у нас есть фонд из более чем трех тысяч предметов, которые мы готовы выставить. Люди сами приходят ко мне и предлагают предметы царских времен, которые они готовы пожертвовать для музея. Всему этому найдется место в новом комплексе.

- Недавно липецкий металлургический магнат вырубал можжевельники под Ялтой в Гаспре, история наделала много шума. В Симеизе тоже есть можжевеловая роща, и участки там тоже нарезаны и распроданы. Как вы думаете, там краснокнижные деревья тоже повырубают?

- При Украине в Лименской долине было выдано более 98 решений под индивидуальное строительство. Не все успели оформить эти участки. Но важно то, что в технической документации этих госактов есть подеревенная съемка.

В обременениях людям дан запрет на вырубку деревьев. Мы за этим будем следить очень жестко.

К нам неоднократно приезжал министр экологии Нараев, мы обсуждали вопрос о том, чтобы сделать эту территорию свободной от застройки, чтобы сохранить можжевеловую рощу.

Вилла «Ксения» стоит в лесах

 

Да, она частично застроена, от этого уже никуда не деться. Некоторые участки по несколько раз перепроданы – люди стали заложниками ситуации. По Лименской долине ведется очень трудная и кропотливая работа.

- Говорят, что вы лично показывали кому-то участки в Лименской долине с целью продажи.

- Это какие-то выдумки. Как я могу кому-то показывать какие-то участки в Лименской долине? Не имею к этому никакого отношения, там госакты все выданы при Украине.

- Специалисты Никитского сада предлагают создать там ООПТ.

- Поддерживаю. Мы это прорабатываем с председателем ялтинского горсовета Романом Деркачом и министром экологии Георгием Нараевым. Надо поблагодарить местных жителей, которые отправили такое предложение в Москву. В Генплане это предусмотрено.

- Помимо Лименской долины в Симеизе много уникальных деревьев. Как вы планируете произвести их пересчет, как планируете защищать их?

- Сделать пересчет для меня сегодня сложно. У меня, как у руководителя территориального органа, один главный специалист и секретарь в подчинении. Это раньше тут было 30 сотрудников исполкома, 30 депутатов и более 130 человек сотрудников ЖЭКа. Сегодня в моих функциях и в функциях главного специалиста - осуществление контроля. Если что-то с деревьями происходит, мы сразу реагируем, докладываем в Ялту, принимаем меры. Я вообще против вырубки деревьев – это наши легкие. Но документы на вырубку выдает специальный отдел в Ялте. Если они выдали разрешение, я должен соблюдать законность.

- А что с проектом реконструкции набережной?

- Это очень тяжелый вопрос. В рамках ФЦП заложено 258 миллионов рублей, это программа подписана президентом и будет выполнена.

Подрядчики уже зашли, готовы с сегодняшнего дня приступить к работам. Но дело в том, что эти набережная и пляж - единственное доступное общественное пространство в поселке. Перекроем его в сезон – будет социальный взрыв.

У Симеиза нет заводов и пароходов, большинство санаториев не работают. Единственная статья доходов местных жителей – сдача в аренду своего жилья отдыхающим. Какой отдыхающий приедет на море без моря?

Я поддерживаю население. В этом сезоне люди уже сдали жилье, взяли авансы. А вот на следующий год они должны подготовиться к тому, что не смогут пользоваться этим пляжем. Потому что набережная нам нужна, а она – разрушена.

Тысячелетние можжевельники Лименской долины

Спасибо главе республики, который при подписании инвестиционного соглашения с эколого-туристическим центром в Парковом дал им социальную нагрузку в виде реконструкции и восстановления нашей набережной. Набережная станет еще лучше.

Площадь пляжей увеличится, длина пляжной полосы будет 400 метров, ширина 20 метров. Далее по ФЦП будут сделаны берегоукрепительные сооружения районе улицы Баранова, это даст поселку еще 100 метров пляжа.

Центральная набережная будет закрыта на ремонт по окончании сезона, в сентябре - ведь у подрядчиков сроки горят. Работы продлятся 22 месяца, новую набережную сдадут в 2020 году.

- От местных жителей к нам поступило много вопросов на может быть мелкие, но чувствительные для них темы. Когда наконец появится на автобусном кольце общественный туалет? Подключат ли дома на улице Неуймина к канализации? Решат ли вопрос с парковкой для отдыхающих и где ее построят? Когда появятся новые спортивные объекты для детей?

- Все эти проблемы известны, у меня таких вопросов от людей еще больше.

Начнем с парковки. Есть идея при въезде в Симеиз, с правой стороны, сделать улавливающую парковку. Есть проект, идет работа. Ведь в сезон бывают большие пробки, машины бросают кто как хочет. Есть мнение, что на лето стоит часть поселка – центральную улицу Советскую – перекрывать и делать пешеходной зоной. При этом по поселку пустить электромобили для развозки людей на пляж и к достопримечательностям. Мы это обсудим с жителями на общественных слушаниях. Также готовится постановление о том, чтобы самые трудные для проезда улочки сделать односторонними, повесить знаки «Стоянка и остановка запрещена». Это не мое мнение, а позиция по итогам коллегиальных совещаний с жителями. Таким образом Симеиз избавится от пробок.

По туалету на кольце автобусов: у меня есть готовый помочь предприниматель. Модульный туалет мы уже заказали. Надеюсь, в ближайший месяц, максимум полтора туалет будет установлен.

Для домов по улице Неуймина при Украине был проект канализации, но на сегодня он не соответствует российским ГОСТам. Ялта об этом знает. Проблема в финансировании, надо искать целевые программы в сфере ЖКХ. Новый проект готов сделать «Крымпроект».

По детскому спорту. Наш клуб, где в разных кружках занимается 680 детей, сегодня задыхается от нехватки помещений. Для решения проблемы разработан проект пятиэтажного здания по улице Ганского, 21 – это возле исполкома. Два этажа будет отдано под спортивные залы – для волейбола, борьбы и тенниса, остальные три этажа здания займет гостиница. У Симеиза нет своего бюджета, но мы нашли инвестора, готового за свои средства это построить. Также инвестор будет обслуживать эти спортивные залы. Для детей все будет бесплатно. Я против того, чтобы из этого делать коммерцию.


Показать полную версию новости на сайте