Севастополь зачищают молча

25-06-2018 13:16:54
Автор:
За два года команде Овсянникова мало что удалось построить, зато удалось посеять в городе смуту и страх. Сначала земля, теперь бизнес... Люди не понимают, почему одним собственность оставляют и дают еще заработать, а других таскают по судам. Нюансы позици

Инкерманский винзавод, совхоз «Качинский», завод «Южный Севастополь», торговые центры «Муссон» и «Добрострой», рынок «Чайка», клуб «Дайв» - все эти, такие разные по объемам и видам деятельности предприятия в скором времени могут прекратить свое существование. Правительство Севастополя вступило с нынешними собственниками земли и активов в бюрократическую войну. Тактические приемы разнообразны. Одним департамент имущественных и земельных отношений под руководством Рустэма Зайнуллина выкатывает иски о прекращении договоров аренды – то за недоимку арендной платы, то за утрату имущества. Другим грозит сносом «незаконных», еще советских строений. Третьим – отказывает в приоритетном праве продлить договоры на аренду земли.

Губернатор Дмитрий Овсянников называет этот процесс «наведением порядка в сфере имущественно-земельных отношений». Курирует направление правая рука Овсянникова Илья Пономарев. На сайте правительства официально сообщают о «бескомпромиссности и принципиальности» в этой работе. Но если изучить каждое дело, то можно увидеть: правила игры для всех разные. Пока у одних предприятий пытаются отсудить землю под виноградниками, с другими — заключают мировое соглашение на застройку участка в историческом центре (так закончился суд правительства с ООО «Консоль ЛТД» по стройке на улице Гоголя).

Некоторым предпринимателям, как Сергею Лисейцеву, удается договориться с чиновниками. На днях, после встречи за закрытыми дверями было объявлено об утверждении «дорожной карты» по урегулированию правового статуса ТЦ «Добрострой». Правительство, подав иск о сносе здания, вскоре передумало и предоставило компании возможность привести документы в порядок. Другим, как в случае с уникальным дайв-центром Бориса Поротова, говорят: куда хотите, туда и жалуйтесь, вам уже сам бог не поможет.

В арбитраже уже десятки, если не сотни исков ДИЗО к севастопольским компаниям и предпринимателям. И речь идет не только о земле, полученной в аренду при Украине, но так и не освоенной по назначению — участки и активы отнимают у работающих и благополучных предприятий.

Проблемы, с которыми уже столкнулся или скоро столкнется каждый севастопольский бизнес, можно поделить на три категории: иски правительства о сносе зданий, иски о расторжении договоров аренды и возврате земельного участка и иски самих предпринимателей, оспаривающих решения ДИЗО об отказе в продлении таких договоров.

Цена «конструктивного диалога»

Тем предпринимателям, на кого еще не подали в суд, расслабляться рано. Как только срок договора аренды подойдет к концу, велика вероятность того, что предприятие получит отказ в его продлении. Судьба любого бизнеса в Севастополе сейчас зависит от того, кто как сможет договориться. 

К примеру, иск к ООО «Добрыня Дар» о сносе здания ТЦ «Добрострой» был подан 5 июня. А уже через две недели, 19 июня, вице-губернатор Илья Пономарев провел в правительстве совещание по вопросам сохранения торгового центра и заключения мирового соглашения. 21 июня на аппаратном заседании Рустэм Зайнуллин объявил: правительство отказывается от исковых требований в обмен на обещание собственника привести документы в соответствие с законодательством РФ. Вот так, без проволочек, за пару дней, решаются вопросы с теми представителями бизнеса, которые, по словам Пономарева «готовы к конструктивному диалогу».

Выходит, десятки предприятий и предпринимателей, у которых правительство сейчас отжимает бизнес, имущество или землю — от Инкерманского винзавода до ларьков на 5 км, просто не проявили такой готовности?

На эти противоречивые факты накладываются слухи о коррумпированности чиновников, которые перерастают в открытые заявления. Так, директор СРЗ «Южный Севастополь» Патимат Алиева выступила в СМИ с обвинениями в адрес губернатора, которые она якобы предварительно озвучила в правоохранительных органах. Но пресс-служба правительства на выпады г-жи Алиевой не отреагировала.

Пиарщики команды Овсянникова и сам губернатор гораздо охотнее комментируют мелочи. К примеру, слух, прошедший в СМИ и телеграм-каналах, что Овсянников Д.В. паркуется на местах для инвалидов и пытается оспорить выписанный за это штраф. «Да я вообще машину в Москве оставил», - заявил губернатор, намекая, что сутяжничает его однофамилец. А по поводу московских заявлений Алиевой предпочел отмолчаться.

Безысходность и унижение

В Севастополе сейчас полная неизвестность и неопределенность для предпринимателей любого уровня — от собственника «Муссона» Владимира Плотки до владельца ларька. Историю семьи Минаевых, которая растит троих детей и вот уже много лет торгует надувными кругами, нарукавниками и всякой мелочью для малышей в самом начале пляжа «Омега», недавно рассказал канал НТС. Торговали они законно, все документы на руках. Но это не спасло их от потери своего маленького бизнеса, слез и унижения.

Власти словно нарочно делают все, чтобы это унижение, которое накладывается на ощущение безысходности и несправедливости, испытало как можно больше людей.

Предпринимателей с рынка «Чайка» сначала приглашают к разговору о сотрудничестве, а потом просто посылают подальше от здания правительства. Разве будет эффективный менеджер Пономарев тратить время на торгашей с их павильонами? Им все давно уже объяснили. Рынок у прежнего владельца, Александра Красильникова, отсудили под предлогом строительства на этом месте то ли стадиона, то ли парковки. А может, торгового центра. Или ледового дворца...

Но пока эти прожекты вилами по воде писаны, «Чайку» отдали ГУП «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя». Однако ГУП зайти на рынок не может: мелкие предприниматели чиновникам не верят и опасаются заключать договора. Теперь сотням предпринимателей и самому Красильникову грозят полицией и прочими неприятностями. Из заявлений Пономарева о деятельности рынка за прошлые периоды понятно, что административный рычаг собираются использовать по полной программе, подключат фискальные органы и силовиков. На совещании ГУПу дали две недели, чтобы зачистить «Чайку» от непокорных. И полиция, по словам вице-губернатора, подтвердила свою готовность оказать поддержку для установления «физического контроля за этой территорией».

Этот разговор чиновников и силовиков также проходил за закрытыми дверями. Ни бывший хозяин рынка, ни предприниматели на нем не присутствовали. Александр Красильников пришел к зданию правительства со своими ларечниками (их тоже приглашали поучаствовать в обсуждении), но когда в зал предложили пройти лишь ему одному, отказался, заявив, что «всегда был командным игроком». Правительственный телеканал потом сообщил, что обиженный бывший собственник не соизволил присутствовать на совещании. А СМИ, которым правительство платит за статьи из бюджета города, рассказали о том, что Красильниковым займутся правоохранительные органы. Его ломают и встать за него некому. Большинству все равно, что будет с «барыгами», а в предпринимательской среде выжидают, что будет дальше — каждый боится за свой бизнес.

Владельцу «Муссона» Владимиру Плотке тоже грозили уголовным делом, но он не испугался, организовал людей на сбор подписей, достучался до президента. В итоге Овсянников прямо на заседании правительства через СМИ пригласил г-на Плотку занести в ДИЗО необходимые документы.

За Плотку вступился Путин. За Михаила Хоша, чьи виноградники в совхозе «Качинский+» сейчас пытаются отнять в пользу города, вступиться некому. И за Бориса Поротова, которому в его 81 год хватает стойкости биться за судьбу дайв-центра для детей-инвалидов и судиться с ДИЗО, вступиться некому. Ни Хошу, ни Поротову не предлагают мировое соглашение, не приглашают занести документы. Они не хотят и не могут договориться?

Кому праздник, кому штурм

Город лихорадит слухами и митингами, а департамент общественных коммуникаций отвечает нам фестивалями. Хорошо, когда в Артбухте весело и празднично. Но ни настроение вечного праздника в центре города, ни блокировка негатива из региона на федеральном уровне, ни госконтракты, по которым публикации в лояльных СМИ оплачены из бюджета Севастополя, не помогут снизить социальную напряженность, если правительство не начнет объяснять свои шаги по «наведению порядка в сфере имущественных и земельных отношений».

Разбираться в судебных делах и тонкостях земельного законодательства, в судьбе каждого предприятия, попавшего под молот ДИЗО, пиарщикам правительства, конечно, сложно. Это ведь не в телеграм-каналах спорить с общественниками по поводу все тех же фестивалей или депутатов обличать пламенными спичами. Но тиражировать через ручные СМИ общие слова Пономарева об открытости для конструктивного диалога с бизнесом, приводить в пример историю с «Добростроем» и замалчивать судьбу других предприятий — значит, провоцировать все новые слухи о мутных «представителях» и их «предложениях».

По словам директора ООО «Дайв» Бориса Поротова, Овсянников вместе с Зайнуллиным встречались с ним и пытались разобраться в земельных проблемах клуба. Хочется верить, что желание губернатора помочь было искренним. Тогда почему в итоге Овсянников сказал Поротому в личной беседе: «Обращайтесь куда хотите, вам сам бог не поможет»?

И сколько еще предприятий ждет такой же вердикт?

Необходимость разъяснить городу, почему одним предпринимателям - «дорожные карты», мировые соглашения или договоры аренды на 49 лет на участки у самой воды, а другим — штурм с полицией и божья помощь, давно назрела. Процессы, которые сейчас происходят в бизнес-сегменте, меньше всего похожи на наведение порядка. Зато очень похожи на банальный передел.

Путин за каждое предприятие, за каждого предпринимателя не заступится, следующая «прямая линия» не скоро. Можно рискнуть, припугнуть бизнесменов уголовными делами, полицией, измотать по судам, и они отдадут землю, собственность, покинут рабочие места. Но что будет с людьми? Куда они пойдут?

Игнорировать потребность местного бизнеса в диалоге больше нельзя. Люди и так на пределе. А теперь еще грядет пенсионная реформа, которая выведет на улицы не только тех, кто теряет свое дело сегодня, но и тех, кто потеряет свой хлеб завтра. Недавний митинг предпринимателей на площади Нахимова показал – бизнес в Севастополе готов бороться за место под солнцем. Но и договариваться и играть по правилам люди тоже пока готовы. Просто те, кто меняет правила, должны об этом рассказать.

Примечания в Telegram


Показать полную версию новости на сайте