За годы нищей украинской независимости зеленые зоны города потихоньку пришли в запустение. Даже популярные у севастопольцев общественные пространства вроде Малахова кургана, сквера 60-летия СССР у Московского рынка и парка Ахматовой приобрели удручающий вид. А те зеленые зоны, что планировались в середине 80-х, вообще превратились в пустыри.
Поэтому обещания чиновников возродить славные традиции озеленения Севастополя – южного приморского города, его жители приняли с воодушевлением. Наконец, их борьба с извечной точечной застройкой, пожирающей каждый свободный метр, приобрела смысл. На благоустройство выделяются бюджеты, а значит Севастополь превратится скоро в город-сад.
Так, под конец 2017 года департамент городского хозяйства разыграл тендер на капитальный ремонт парка в селе Родниковом, сквера «Депортированных народов Крыма», сквера у школы №57 на Шевченко, парка в селе Андреевка, сквера у ДОСААФ на Острякова, парка возле остановки «Виктория» на проспекте Победы, парка Новикова-Крестовского, сквера у кинотеатра «Моряк» - все 8 единиц одним лотом. Сумма контракта — более 26 млн рублей.
Все работы по благоустройству скверов должны были быть выполнены до 1 декабря 2017 года. И подрядчик, выигравший торги, компания ООО «Севстройгрупп» рьяно принялся за их выполнение. Еще в октябре, в самом начале дождливого сезона, жители микрорайона Шевченко обнаружили, что техника срыла обе ведущие к 57-й школе самодельные бетонные дорожки, проложенные через непролазные лужи еще в 90-х.
Два месяца ученики, спешащие на уроки, месили грязь, а рабочие планировали будущие дорожки. Наконец, началась укладка плитки, и проблема грязных сапог была решена.
Дорожки подняли, а плодородный слой так и не насыпали
Ближе к концу декабря в сквере высадился мебельный десант: будущие аллеи оккупировали два десятка новых лавочек и полсотни урн. Тогда, в самый «урожайный» для специалистов по торгам период – в канун Нового года, нам показалось, что над городом пролетал военный самолет, перевозивший парковую мебель. И у него неожиданно открылся бомболюк: во многих, ранее пустынных скверах, например, в «Каменном цветке» у «Муссона», лавочки поставили через каждые два метра.
Потом с этими лавочками на Шевченко случился какой-то конфуз. Под каждой из ног в плитке проделали дыры, а сами лавки утопили в них так, что невозможно было присесть – лавочки возвышались всего на 30 см над тротуаром. Когда жители района подняли шум в соцсетях, им объяснили: лавочки будут антивандально укреплять, чтобы не украли.
Фото: Подслушано в Севастополе
Но ничего антивандального с ними на вид так и не произошло, просто дыры в плитке закрыли бетонными латками.
В этом парке вообще происходило много интересного. Например, когда все дорожки уже были закончены, к границе сквера неожиданно подвезли плодородную землю. И песок привозили, и еще какой-то материал. Все это доставлял к месту назначения и рассыпал небольшой трактор, проложивший себе путь прямо по свежевыложенным дорожкам — на них до сих пор видны его грязные следы.
Большинство урн в парке уже сломали. И не потому, что вандалы, а потому, что выглядят урны откровенно хлипко
В центре сквера рабочие установили небольшую детскую площадку — горка, песочница, теннисный стол.
Рядом сделали еще одну, спортивную, но, судя по тому, что работы там еще не закончены, делал это другой подрядчик.
Озеленение тоже было. Большую часть уже подросших деревьев высаживали школьники несколько лет назад. Поэтому рабочие лишь кое-где высадили совсем крошечные деревца, многие из которых, к сожалению, не прижились, как сосенки на фото.
В таком виде сквер был брошен. Сейчас здесь заросли травы по пояс, большинство урн уже поломано, на газонах не хватает плодородного слоя. Границ у сквера нет: с одной стороны он смотрит на рынок, с другой — переходит в грязную, необустроенную парковку.
Но даже в такой он невероятно привлекателен для жителей района. Во время учебного года сквер был настоящим спасением для родителей школьников. Каждый день они собирались под дверью 57-ой школы, чтобы встретить детей с учебы. На территорию их больше не пускают – покой учителей и учеников тщательно бдит школьная охрана. И если раньше им приходилось простаивать по полчаса на ногах, то теперь хотя бы есть где присесть в тени.
Летом по утрам и вечерам здесь собираются мамочки с детьми, а в полдень в кустах прячутся от солнца бомжи и алкоголики, следы жизнедеятельности которых — пустые пузырки от «Септола» и бычки от сигарет - разбросаны здесь же, на газонах. Мусор в сквере никто не убирает, и выглядит он совсем заброшенным.
«Примечания» пытались выяснить, кто отвечает за дальнейшее благоустройство сквера. Подрядчик «Севстройгрупп» в телефонном разговоре заявил, что все работы завершены, акты подписаны, и объект передан горхозу. По его словам, заниматься сквером в дальнейшем должно ГБУ «Парки и скверы». Но директор ГБУ Александр Федяков заявил, что ничего об этом сквере не знает, это не их объект. Выходит, горхоз работы у подрядчика принял, но никому территорию не передал?
Существует мнение, что любая социальная инфраструктура — лишь надстройка над развитой экономикой. Какой смысл тратить средства на строительство больниц, школ, парков в депрессивных регионах, если эти самые регионы не смогут потом их содержать. Вот и в Севастополе парки строят, но никто не хочет за них отвечать. Правда, говорить об этом вслух как-то не принято, ведь недаром материк вкладывает в город миллиарды. Здесь же четверть века ничего не делалось, Севастополь надо спасать.
Чиновники не только не в силах освоить федеральные транши, но и там, где осваивают, делают это лишь номинально. Скажите, ну зачем в малюсеньком сквере такое количество плохого качества урн, большинство из которых уже поломано? Ответ простой: чтобы списать деньги. Но если все это понимают, то почему вы продолжаете уверять нас, что все происходящее — для нашего же блага? Честно, от вашего очковтирательства нас всех уже тошнит.