Полгода Севастополь следил за баталиями правительства с владельцами судоремонтного завода «Южный Севастополь». Чиновники пытались во что бы то ни стало выселить арендатора с площадки в Камышовой бухте – как оказалось, ради «стратегического инвестора». И вот в Севастополь зашел рыбинский «Вымпел». Но чем он лучше дагестанцев, переваливавших на причалах зерно? И чем займутся в Севастополе судостроители? Об этом и многом другом «Примечания» узнали, прогулявшись по территории будущей верфи.
Эта фотопрогулка состоялась в мае — за два месяца до официальной передачи территории в Камышовой бухте судостроительному заводу «Вымпел», дочке концерна «Калашников». К этому времени бывшее руководство завода «Южный Севастополь» во главе с директором Патимат Алиевой на территорию больше не пускали. Будущие же арендаторы доступ к ней имели: ходили, присматривались, беседовали с персоналом, наводили мосты. Они и пустили корреспондентов «Примечаний» поснимать на территории. С одной лишь целью — запечатлеть состояние цехов для истории, чтобы потом, когда инвестиционные обязательства будут выполнены, было с чем сравнить.
Новый инвестор планирует вложить в полуразрушенный судоремонтный завод 200 млн рублей за два года. На предприятии будет создано 200 рабочих мест — не намного больше, чем при Алиевой, но, говорят, тогда завод был полон «мертвых душ». Зарплаты обещают достойные, однако суммы пока не называют. Та же Алиева в свое время в разговоре с «Примечаниями» очень гордилась, что платит своим людям хорошо — по 25-30 тыс рублей. Правда, люди не жаловались, ведь большинство работников СРЗ – пенсионеры.
Предыдущие арендаторы уверяли, что использовали завод исключительно по назначению — занимались судоремонтом. Правительство упиралось: кроме перевалки зерна и соды из Турции никакой жизни на причальной стенке нет. Однако известно, что суда на ремонт все же заходили, причем, в достаточном количестве. Почему чиновники их не видят? Возможно, имела место «черная бухгалтерия», говорят местные.
В этом помещении хранился архив предприятия
Обитателей в цехах «Южного Севастополя» много. Вот один из цехов — в аренде у частного предприятия по ремонту электродвигателей.
Рядом на территории выгородка — здесь кустарным способом варят электрические опоры. Потом, видимо, сбывают на торгах тем же чиновникам. У них, говорят, земля и склады не в аренде, в собственности.
Чуть поодаль на территории — та самая перевалка зерна. Огромные емкости пока пустуют, остатки ценного груза доедают вездесущие голуби.
У причальной стенки стоит несколько судов. Это арестованные, говорят на причале. Их сюда загоняли предыдущие арендаторы. Дело в том, что пока судно находится в аресте, его хозяин вынужден платить за его простой. Кому? Тому, кто владеет территорией, где пришвартовано судно. Доходы от простоя были подспорьем арендаторов, когда перевалка зерна сошла на нет.
У новых хозяев активов СРЗ грандиозные планы. На верфи в Камышовой бухте судоремонтный завод «Вымпел» планирует строить «Кометы», модернизировать суда ЧФ, обслуживать ракетные катера «Молния», производимые на головном предприятии в Рыбинске и поставляемые на Черное море. Немаловажно, что «Вымпел» собирается платить налоги в местный бюджет: для этого было создано региональное представительство АО с регистрацией в Севастополе.
Недавно Минтранс РФ одобрил городу покупку в лизинг катеров для запуска на пассажирских линиях через Севастопольскую бухту. Новые суда должны быть поставлены совсем скоро: два катера в 2019 году и еще три – в 2020-м. Стоимость каждого катера — 250 млн рублей.
«Вымпел» готов поучаствовать в конкурсе и построить для города эти суда — правда, если сроки передвинут. Сейчас площадка в Камышовой бухте находится в настолько плачевном состоянии, что строить здесь что-то попросту невозможно — сам завод еще ремонтировать и ремонтировать.
Но на «Вымпеле» считают, что привести активы в порядок за два года вполне реально. Для начала надо избавиться от старых станков, вычистить производственные помещения, отремонтировать сами здания.
Так выглядят помещения для рабочих
Скоро эти мрачные коридоры снова оживут
В самом большом цеху предприятия, где при Союзе ремонтировались силовые агрегаты судов, частично нет крыши. Старые бетонные плиты развалились и обрушились вниз лет 6 назад, и с тех пор свод никто не ремонтировал. Сами плиты закупили еще при Украине, но поставить их — руки не дошли.
К доку и причалам нас не пускают — пограничный режим. Приходится снимать издалека.
Вот на стапелях стоит гордость нынешнего «Вымпела» - красавица «Комета». Еще та, построенная при Союзе. Ее алюминиевый корпус абсолютно цел, но эта «Комета» больше никогда не выйдет в море, ей остается лишь наблюдать, как ее зелено-белая младшая сестра выходит на ходовые испытания в море, готовясь стать на регулярный рейс Севастополь-Ялта.
Может, это не «Комета», а ее аналог «Метеор» - на вид неспециалисту определить трудно, ведь такие суда были в ходу в Севастополе почти 30 лет назад. Как вышло, что после развала Союза мы уничтожили почти весь флот судов на подводных крыльях, а теперь, спустя четверть века строим новые? По старому проекту 1961 года, но с немецкими дизелями.
Здесь нам рассказывают, что в 90-е годы страна продала за границу почти все такие суда. Их охотно выкупили Греция и Вьетнам. Говорят, там, в далеких морях, они ходят до сих пор.
В ближайшие годы «Вымпел» построит всего пять таких «Комет» - соответствующее соглашение с Минпромторгом РФ давно подписано. Две судна почти готовы, еще одну заложат здесь, в Севастополе. И сам же будет эти «Кометы» эксплуатировать. Для этого завод создал дочку — ООО «Морские скоростные пассажирские перевозки» (МСПП). Предприятие рассчитывает на дотации бюджета, ведь нынешние цены на морские прогулки из Севастополя в Ялту расходы на содержание «Кометы» не покрывают. Реальная цена билета должна быть не 500 рублей, а 1500. Но государство обещает разницу покрывать, на это и будет существовать МСПП.
Для сравнения: расстояние между Сочи и грузински портом Батуми, где тоже ходит «Комета» — почти в четыре раза больше, чем между Севастополем и Ялтой (232 морских мили против 60), а цена на билет, по данным Сети, – 110 долларов (около 7 тыс рублей). Эти рейсы выполняются на полностью коммерческой основе, без дотаций.
Будет ли проект жизнеспособным, покажет время. Сейчас остается лишь надеяться, что бюджетные транши на морские перевозки будут щедрее, чем обещанные, но постоянно сокращаемые дотации на авиабилеты в Крым. И новые «Кометы» не окажутся через пару лет такими же памятниками на ржавых стапелях.
Но пока «Вымпел» чувствует себя неплохо — и за счет бюджетных заказов, и за счет экспорта. Катера «Молния», стоящие на вооружении у наших пограничников и МЧС, охотно покупают наши партнеры из Индии и Вьетнама. На строительство «Комет» подписано порядка десятка меморандумов с Турцией, Грецией и тем же Вьетнамом. Для стран, где много островов, цена на эксплуатацию не главное, говорят на «Вымпеле». Главное — скорость и вместимость, и здесь у «Кометы» аналогов в мире нет. Завод уже загружен заказами до 2025 года, говорят на предприятии.
Что привело «Вымпел» в Севастополь? Конечно, перспектива подмять под себя еще немного рынка, где крутятся немалые государственные деньги - в отличие от бизнеса бюджет в России более стабилен, да и нет в стране частного спроса на такие суда. Но кроме того – амбиции. За последние два года «Вымпел» выкупил в Рыбинске верфь братьев Нобелей и металлообрабатывающий завод, застолбил производственную площадку на феодосийском заводе «Море».
На верфи Нобелей уже заложили три сухогруза и основали компанию для управления перевозками зерна. В Севастополе тоже думали, что у рыбинского предприятия есть интерес к зерноперевалке — тому самому холдингу «Южный Севастополь». Но эти предположения не обоснованы, уверяют на предприятии, «Вымпел» интересует исключительно судостроение и судоремонт.
Пока новоприобретенные активы «Вымпела» выглядят удручающе. От былой славы судоремонтного завода, обслуживающего целое пароходство рыболовецкого гиганта «Атлантика», не осталось и следа. Да и сами пароходы — плавучие рыбоконсервные заводы — давно порезаны на иголки.
Кажется, проще все это разрушить, снести, распилить на металл. Но новые арендаторы смотрят на все оптимистично: главное, есть основа — цеха, причальная стенка, краны, док. Остальное приложится.
«Через два года вы завод не узнаете, - говорят нам на прощание на проходной. - Это будет образцово-показательное предприятие. В Рыбинске «Вымпел» в 1996 году начинали с того же, а теперь... Вы были в Рыбинске? Приезжайте обязательно, там есть на что посмотреть».
Рельсы в маках. Когда-то по ним везли на причал «Южного Севастополя» зерно