Куда ушли люди из «Муссона»

31-07-2018 09:23:54
Автор: Татьяна Никитина
Писать о востребованности торговых центров всегда чревато подозрениями в рекламе. Но закрытие крупнейшего в Севастополе ТЦ «Муссон» изменило структуру городского досуга. За 10 лет существования этот спорный объект стал таким же общественным пространством,

Прекращение работы самого крупного и посещаемого в Севастополе торгового центра «Муссон» связано не столько с несоответствием нормам пожарной безопасности, сколько с нецелевым использованием земли и самостроями, объясняют в правительстве. Руководство центра с обвинениями не согласно. Пока стороны выясняют отношения в судах, более 500 предпринимателей и сотрудников остаются без работы, а десятки тысяч посетителей – без привычных магазинов, спортивных секций, катка и других мест проведения досуга.

Ветер с моря дул

У предпринимателя Андрея в одной из секций спортивного комплекса «Муссон» занимался внук. Но это не единственное, что связывает его с ТЦ. В начале нулевых он арендовал одно из помещений бывшего радиозавода имени Калмыкова, – а на тот момент уже НПО «Муссон» – в той части, где прежде располагались цеха. Тогда ни торгового центра, каким мы его знаем, ни, тем более, спорткомплекса, не существовало.

«То, что дети получили возможность тренироваться, при этом тренироваться бесплатно, это, безусловно, делает честь руководству, – говорит Андрей, – но я не уверен, что это альтруизм. По своему опыту скажу, что человек, руководивший здесь всем, был, прежде всего, озабочен заработком. Как говорится: бизнес, и ничего личного».

«Те, кому довелось столкнуться с руководством «Муссона» в период его трансформации, – раскрывает Андрей свою мысль, – люди, делавшие за свой счет ремонт в арендованных ими не отапливаемых помещениях с семиметровыми потолками, бетонными стенами, выпадавшими рамами, и при этом платившие «круглые» суммы, знают, о чем я говорю».

«Поэтому, честно, – добавляет предприниматель, – мне не жалко человека, который «душил» себе подобных, если сам при этом хотел безнаказанно уходить от налогов. В украинские времена многое могло сходить с рук. Теперь, когда власть в городе сменилась, все иначе. Хотя, конечно, жалко детей и родителей, которые оказались в сложной, а для некоторых в по-настоящему безвыходной ситуации. Они, к сожалению, стали заложниками нечистоплотной игры в социальный бизнес».  

С 1967 и вплоть до 1993 года Севастопольский завод радиоаппаратуры (СЗРА) имени В.Д. Калмыкова был крупнейшим промышленным предприятием города, специализировавшимся на производстве аппаратуры морской радиосвязи. Его продукция предназначалась для военно-морского и гражданского флотов, рыбного хозяйства. Выпускалась тут и бытовая техника – тюнеры и радиоприемники. Завод имел собственное конструкторское бюро и был единственным в СССР, где производились станции спутниковой связи.

С развалом Союза продукция завода оказалась невостребованной. Перестроиться на «гражданские рельсы» в новых экономических реалиях не удалось. Тысячи людей потеряли работу, цеха опустели, а все оборудование было утеряно, вывезено, попросту разворовано. Единственным выходом для сохранения предприятия стала сдача площадей в аренду различным хозяйствующим субъектам. Так появились первые офисы и магазины. Именно здесь длительное время разливалась газировка под известной торговой маркой «Ласковая», сбывались товары, приобретенные за рубежом первой волной новоиспеченных бизнесменов. Арендовали помещения и мелкие предприниматели, занимавшиеся разного рода хозяйственной деятельностью. Спрос рождал предложение. Лавочки превращались в бутики, закусочные – в стильные кафе. Масштабы бизнес-объекта росли, росла и значимость объекта для людей. 

Более 10 лет здесь, на пятидесяти тысячах квадратных метров, успешно действовал крупнейший в городе торговый центр «Муссон». Помимо собственно торговых объектов тут нашлось место и для социально-ориентированных, в том числе образовательных и развлекательных проектов. Работал единственный в городе ледовый каток, несколько современных кинозалов с возможностью показа фильмов в формате 3D, детская игровая площадка и атмосферное арт-пространство для ценителей книг, кофе и встреч с интересными людьми от культуры, искусства и IT-индустрии. В секциях открывшегося на базе центра спорткомплекса «Муссон» занимались баскетболом, волейболом, боевыми искусствами и другими видами спорта тысячи детей, преимущественно бесплатно.

Место под солнцем

10 утра. Жара. Июль. Никаких навесов, лишь асфальтированная площадка, обнесенная забором. С мячом бегают измотанные дети, а взрослые, дожидаясь свои чад, тщетно пытаются укрыться в тени от палящего солнца. Такова участь родителей юных баскетболистов, еще недавно занимавшихся в спорткомплексе «Муссон». С недавних пор их тренировки, которые, к слову, летом ежедневные, проводятся на территории яхт-клуба «Юг». «И это, конечно, лучше, чем ничего. Правда, что будет зимой, пока неизвестно», – говорит Наталья Апраксина, мама 7-летнего баскетболиста Федора.

«Мой сын дважды в неделю занимался баскетболом в спорткомплексе «Муссон», в хорошем помещении со всем необходимым для тренировок – кондиционерами и зоной ожидания для родителей, – вспоминает женщина. – В день объявления о закрытии центра была проведена последняя тренировка. По просьбе тренера мы, родители, пришли на пикет, на котором и узнали, что по приказу губернатора Севастополя торговый центр было решено закрыть».

«Нам озвучили, что будут искаться альтернативы, где-то месяц их искали. Теперь вот вожу сына в Парк Победы, в яхт-клуб, – продолжает Наталья, –Конечно, это хоть какая-то альтернатива. Но вот, например, был дождь – как заниматься?

А если день солнечный – жара невыносимая. В последний раз забрала его – еле живой был. Он в кепке, но это спасает мало. Ждать здесь его не могу – невыносимо: жарко, присесть негде. Оставляю сыну телефон, и потом, когда заканчивается тренировка, он звонит – приезжаю я или папа».

«Бросать – не вариант. Ребенку нравится и сам спорт, и тренер. К тому же, что немаловажно, занятия, как и прежде, бесплатные. Возить, правда, дальше теперь приходится, но пока потерпим. А что будет зимой, пока никто не знает», – заключает Наталья.

Горячий лед

Создатель, руководитель и игрок хоккейного клуба «Заряд», действовавшего в «Муссоне», Александр Анатольевич Сафронов свой путь к хоккею нашел благодаря сыну. И вместе с ним его потерял.

«Сам я клюшку первый раз в жизни взял в 37 лет, когда мы отдали в хоккейный клуб «Медведи» (на тот момент они еще назывались «Гардемарины») своего старшего сына, ему тогда было 4 года, – делится Александр. – Чтобы его поддержать, пришлось самому купить форму и заняться хоккеем. Ходил на подкатки, а после, когда более-менее «встал на коньки», вместе с другими любителями решили собрать свою команду и нанимать тренера. Появился хоккейный клуб «Заряд».

«За полтора года занятий мы успели поучаствовать в двух крымских турнирах, при этом один был международный – приезжали немцы, были ребята из других городов России, команды севастопольские. А теперь – все. У нас в городе альтернативы нет совершенно никакой», – сокрушается Сафронов.

Он возмущен не только отсутствием альтернатив сегодня, но и равнодушием властей к перспективам дня завтрашнего.

«Есть люди, даже не один человек, которые были готовы построить крытые катки, каркасные катки в Севастополе, три-пять катков по городу, - говорит Александр. - Но город не дал им землю. Как я знаю, им сказали: «Вы постройте и отдайте на баланс города, а мы потом уже будем думать, кто его будет дальше арендовать, или будет городской». Люди, понятно, возмутились. Где гарантии, что их отдадут в аренду тем, кто строил? Получается, они должны были просто ''подарить'' свой проект городу».

«На данный момент не готова ни одна альтернативная площадка, и даже не ведутся строительные работы, для того чтобы какой-то каток сделать.

Приходится ездить либо в Симферополь, либо в Ялту. Но, сами понимаете, это слишком дорогое удовольствие».

Вместе с единомышленниками хоккеисты пытались исправить ситуацию разными способами, но пока безрезультатно.

«Ребята из нашей команды писали президенту и получили лишь один ответ: обращайтесь в местные органы власти. А наши местные органы власти подали запрос по катку, который находится в кадетском корпусе, к командованию флота, на что получили отказ. В принципе этого следовало ждать, потому что это режимный объект», – говорит Сафронов. 

«У инвалидов вариантов нет»

Об отказе предоставить возможность тренироваться на базе кадетского корпуса упоминает и директор ГРУ «Центр адаптивного спорта «Инваспорт», депутат законодательного собрания Севастополя Евгений Мащенко.

Занимавшиеся в «Муссоне» кёрлингом и бочче люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата такую возможность теперь утратили абсолютно.

«Хотя наше управление по делам молодежи и спорта совместно с правительством и обратились к главнокомандующему ВМФ РФ с просьбой о том, чтобы инвалиды получили возможность заниматься на базе кадетского корпуса в Севастополе, но результатов это обращение не дало, мы получили отказ.

К сожалению, на данный момент в нашем городе нет ни одного спортивного объекта, который был бы пригоден для инвалидов», – говорит депутат.

Без «Атриума»

Серьезной потерей для интеллигенции, любителей книг и творческих встреч стало закрытие вместе с «Муссоном» арт-пространства «Атриум».

«Просто печаль, – делится эмоциями Анна, – я очень любила это место. Всякий раз, когда приезжала, знала, что обязательно найду то, что мне нужно. Например, накануне Нового года я искала новую, недавно вышедшую книгу Яны Вагнер. Ее и так в продаже мало было по России, а у нас в городе не было вообще нигде. Я приехала в «Атриум», и оказалось, что книг этих было несколько, и забрала последнюю. Это был настоящий подарок».

А еще Анна жалеет о творческих вечерах, которые проводились в «Атриуме» и встречах с писателями.

«К сожалению, в связи с закрытием «Муссона» временно закрыл свои двери для посетителей и наш «Атриум», – пояснила директор магазина по маркетингу Ксения.

– Всю продукцию пришлось распределить по двум другим нашим магазинам – в Краснодаре и Симферополе. Там же теперь проводятся и встречи наших посетителей с представителями культуры и искусства.

На данный момент мы находимся в подвешенном состоянии и сами не знаем, что будет дальше. Но, конечно, надеемся на открытие ТЦ», - говорит Ксения.


Показать полную версию новости на сайте