Не вписались в рынок: как из детей в Севастополе делают инвалидов

02-08-2018 05:52:22
Автор: Татьяна Никитина
В обществе, где царит право сильного, место среди бесправных тоже нужно заслужить. Для этого нужно быть среднестатистически нормальным. Если у тебя или твоего ребенка есть нужды, хоть немного отличные от потребностей большинства, тебя выкинут на обочину о

В прошлом году у нас был большой материал о центре медицинской реабилитации для детей «Теремок», работающем в Севастополе на проспекте Октябрьской революции, 45 – в здании, где в 1973 году был открыт пульмонологический санаторий для детей. Этот центр, популярный далеко за пределами города, пережил постсоветский распад, выжил в «голодные» украинские годы, но в последнее время раз за разом подвергается нападкам оптимизаторов от медицины.

В 2014 году департамент здравоохранения города решил объединить «Теремок» со специализированным домом ребенка и санаторием психоневрологического профиля «Солнышко» — для оптимизации расходов. Это вызвало много вопросов у родителей: в каком объеме получат помощь их дети, когда три разнопрофильных организации станут одним целым.

В 2016 году по городу поползли слухи: «Теремок» скоро вообще ликвидируют — лечение детей в нем обходится городу слишком дорого. А здание, где он размещается, отдадут то ли Центру крови, то ли статистической службе департамента. Но главврач специализированного дома ребенка Ангелина Орехова, которой в то время подчинялся центр, успокоила: центр не только не закроют, его решили развивать и расширять. И для этих целей даже предусмотрели средства на масштабную реконструкцию и закупку оборудования через ФЦП.

Осенью 2016 года горздрав решил разделить дом ребенка и «Теремок» и создал на пр. Октябрьской революции отдельное учреждение – многопрофильный детский реабилитационный центр.

Летом 2017 года главврач центра Игорь Зарайский поднял тревогу — центр фактически лишили финансирования. Вместо запрошенных по госзаднию 40 млн рублей, учреждению выделили лишь 5 бюджетных миллионов. В итоге медикам пришлось лечить маленьких пациентов чуть ли не за свой счет — платить зарплату врачам и медсестрам было нечем.

Официальный сайт Центра медицинской реабилитации детей, Севастополь

В этом году ситуация повторяется. Центру урезали госзадание: вместо 411 пациентов, которых планировали пролечить в психоневрологическом отделении центра, горздрав одобрил всего 240. Причем цифры спустили главврачу тогда, когда центр уже принял 266 человек. В итоге врачам пришлось объявить на своем официальном сайте, что прием пациентов психоневрологического профиля приостановлен минимум до конца года — бюджет на 2018 год выбран.

Ситуация закономерно возмутила родителей маленьких пациентов. На данный момент в очереди на реабилитацию в центре записано более 100 детей с различными диагнозами. Куда им теперь деваться?

Глава горздрава Севастополя Антон Бахлыков отреагировал на официальное сообщение центра о закрытии психоневрологического отделения своеобразно.

Помните героя «Нашей Раши», консьержа Людивига Аристарховича с его коронной фразой «Ой, а кто это сделал»? Бахлыков не только проигнорировал письмо главврача Зарайского с просьбой согласовать приостановление деятельности отделения и объявить сотрудникам вынужденный простой, но и прислал в центр требование объяснить, на каком основании центр отказываются лечить детей. Мол, объяснитесь, почему вы не хотите работать бесплатно? 

Копии писем Бахлыкова есть в редакции.

Ситуация с финансированием повторяется второй год. Почему? Дело в том, что центр реабилитации детей существует за счет смешанного финансирования. Одни отделения работают по программе ОМС, другие — за счет бюджета. Психоневрология по всей России, как туберкулез и ВИЧ, вынесена из ОМС в бюджет – именно для того, чтобы обеспечить более качественное оказание медпомощи людям с такими диагнозами. Ведь лечение этих заболеваний требует значительных финансовых затрат.

Но на деле выходит, что фонд ОМС оплачивает все в полном объеме, согласно предоставленным медучреждением отчетам, а на «бюджетных» пациентах власти субъекта постоянно пытаются сэкономить.

Так в прошлом году центр пролечил 480 пациетов с психоневрологическими диагнозами, а в этом – попросил утвердить госзадание на 411 случаев. Цифра уменьшилась, а среднее количество койко-дней на одного пациента при этом выросло до 19.

В январе это госзадание не утвердили, одобрив только 156 случаев. В марте госзадание еще раз пересмотрели, увеличив до 240 случаев. Следующего увеличения медики центра ждали в июле, после внесения корректировок в городской бюджет, но не дождались — цифры так и не согласовали.

На письма главврача Зарайского департамент не отвечает, зато глава горздрава Антон Бахлыков на своих пресс-конференциях активно комментирует деятельность центра.

«Вчера была очередная конференция, - делится с «Примечаниями» Зарайский. - Я сам на ней не присутствовал, но те, кто был, рассказали. Бахлыков заявил, что мы хотели нажиться на центре, и принимали пациентов не с теми диагнозами». Что конкретно не так, чиновник при этом не объяснил, сетует главврач, все формулировки были максимально обтекаемыми.

Но Зарайский уверяет, что действовал в строгом соответствии с приказами. В частности, в приказе департамента здравоохранения №1271 от 27.12.2018 «О внесении изменений в клинический протокол оказания специализированной медицинской помощи детям с психическими нарушениями», подписанном самим Бахлыковым, четко перечислены все диагнозы. И выполнялся этот приказ, уверяет Зарайский, буква в букву.

Медики центра уверены, что горздрав плавно подводит учреждение к банкротству, чтобы реорганизовать его, а занимаемое здание придать оптимизации. В частности, пару месяцев назад прошел слух, что на санаторий «Теремок», построенный по типовому проекту детского сада, претендует департамент образования.

В густонаселенном районе проспекта Октябрьской революции не хватает дошкольных учреждений, а точечная застройка захватывает все свободные пространства как раковая опухоль. Почему бы не решить проблему за счет детей с отклонениями в развитии?

Но для этого нужно показать, что центр неэффективен и городу не нужен. И первые попытки уже есть. Сотрудники центра поделились с «Примечаниями» своими опасениями: психоневрологическое отделение хотят закрыть, а остальные — перевести на детский комплекс, где нет ни мощностей, ни помещений.

Ужас ситуации в том, что обыватель при упоминании «психических отклонений» представляет, простите за грубость, законченного инвалида с непонимающим взглядом и текущей по подбородку слюной.

Но большинство пациентов центра — обычные дети, имеющие высокие шансы на полное излечение и социализацию.

Например, в центре действует программа по коррекции дизартрии — расстройства звукопроизношения в следствии нарушения иннервации речевого аппарата. Такие дети проходят реабилитацию в центре 4 раза в год. Курс длится 21 день. Уже через два-три курса, говорят специалисты, у многих детей речь улучшается настолько, что только опытное ухо может уловить, чем она отличается от речи среднестатистического сверстника. Но у севастопольских детей шанса на продолжение лечения нет — они закончили только по 2 курса и начали третий. Конечно, из отделения их никто не выгонит, но 26 пациентов, который сейчас находятся на лечении, будут в этом году последними. А всего в программе задействовано 100 детей и больше ста – стоят в очереди.

«Увидев, сколько у нас детей с такими диагнозами, чиновники стали говорить, что такие дети могут проходить лечение в неврологии на комплексе, - говорит педиатр психоневрологического отделения Лариса Халимон, — Но там нет таких условий, как у нас. У нас в этом году появились новые методы: арт-терапия, музыкотерапия, лечение методом биологической обратной связи».

Кроме дизартрии, в центре корректируют другие расстройства речи — заикание, алалию (отсутствие или недоразвитие речи при сохранном понимании речи, вызванное повреждением речевых центров головного мозга). В школьном возрасте приходят пациенты, у которых наблюдается нарушение чтения (дислексия) и нарушение письма (дисграфия). Работает центр и с расстройствами аутического спектра, гиперактивностью, нарушением внимания.

При желании всех этих пациентов можно распихать по действующим отделениям и даже подкорректировать диагнозы так, чтобы они легли на плечи ОМС, но не зря в медицине реабилитацию выделяют отдельно. Причем в России сейчас действует подпрограмма по развитию медицинской реабилитации, в том числе детской.

Но у правительства Овсянникова на детей денег нет. Им выгоднее закрыть отделение сейчас, чтобы избавиться от проблемы недостаточного финансирования. О будущем никто не задумывается.

Хватит ли у родителей маленьких пациентов квалификации, чтобы самостоятельно заниматься с детьми, и денег, чтобы привлекать частных специалистов? Вряд ли, ведь даже банальное занятие с логопедом стоит в Севастополе 400-500 рублей за час. Эти дети рискуют стать глубокими инвалидами, несмотря на то, что специалисты уверяют: многие отклонения, с которыми приходится работать, удается скорректировать с помощью системных и последовательных действий в первые 7 лет жизни ребенка так, что во взрослом возрасте от них не останется и следа. 


Показать полную версию новости на сайте