Конфликт губернатора Дмитрия Овсянникова с заксобранием Севастополя продолжается уже больше года: начав с демонстративного сотрудничества со сторонниками бывшего народного мэра Алексея Чалого осенью 2016 года, новый глава города уже к весне 2017-го пошел по стопам уволенного Сергея Меняйло, заключив неформальный пакт с застройщиками. В Севастополе начался очередной передел собственности, который охватывает все новые сферы. За это время федеральный центр предпринимал несколько попыток помирить импульсивного губернатора с депутатами, но глава местной исполнительной власти не склонен к компромиссам. Пика конфликт достиг в декабре, когда Овсянников урезал финансирование заксобрания на треть, фактически лишив средств досаждавшую ему Контрольно-счетную палату. Остроту ситуации придают грядущие в 2019 году выборы в заксобрание: в Москве хотели бы, чтобы они прошли без сюрпризов. Этим летом мирить стороны в город прилетали спикер Совфеда Валентина Матвиенко и секретарь Генсовета "Единой России" Андрей Турчак. Однако оба призывали к уступкам, главным образом, депутатов, и нельзя сказать, что их миссии достигли успеха.
Вчера в телеграм-канале «Крымский канал» появилась информация о том, что Дмитрий Овсянников готовит роспуск заксобрания Севастополя на октябрь этого года. Анонимные авторы считают, что формальным поводом станет судебное решение Верховного суда РФ о признании недействующей части закона 22-ЗС о денежном содержании госслужащих Севастополя.
Дело в том, что согласно федеральному закону №184 губернатор имеет право распустить законодательный орган в том случае, если парламент примет нормативный акт, не соответствующий положениям Конституции, федерального законодательства, и Уставу субъекта; если противоречия установит суд, и если заксобрание не устранит их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
По мнению авторов, именно такое решение Верховный суд РФ вынес в отношении севастопольского закона №22-ЗС. И 18 октября этому решению исполняется ровно полгода - в то же время закон депутаты так и не изменили.
В заксобрании уверены, что ситуация с законом №22 не поможет губернатору распустить заксобрание - так, чтобы никто не придрался.
«У нас есть такое решение, и не одно, когда признаны недействующими те или иные положения закона, — говорит наш собеседник в городском парламенте. — Но это не значит, что мы должны что-то принять в течение шести месяцев. Если такая история появляется, то она прямо в решении суда прописана: «обязать законодательный (представительный) орган в течение шести месяцев что-то сделать». В решениях, которые у нас имеются, самого действия нет, есть просто недействующие нормы».
В то же время, по словам нашего собеседника, слухи о роспуске заксобрания небеспочвенны и губернатор действительно может принять такое решение.
Например, чтобы отвлечь внимание от серьезного провала по реализации ФЦП или еще чего-то. В этом случае все будут погружены в тему преодоления конфликта, а не выяснением: что там у нас в Севастополе с освоением федеральных средств.
Процедура роспуска парламента губернатором проста: последний просто издает указ. Далее у заксобрания два варианта – подчиниться или оспорить указ в суде. Севастопольские парламентарии в этом случае настроены бороться.
Губернатору не придется выставлять у здания заксобрания забор и охрану — после издания указа о роспуске депутаты в любом случае продолжают выполнять свои функции до новых выборов, которые, согласно федеральному законодательству, должны состояться максимум через полгода со дня роспуска парламента.
Если губернатор Севастополя все же прибегнет к своему праву распустить парламент, это станет невиданным ранее событием для страны, считает политолог Игорь Минтусов.
«Я не припомню, чтобы в России такие решения принимались и заксобрание распускалось губернатором, — говорит Минтусов. — В любом субъекте РФ это будет уникальная ситуация, это будет серьезным прецедентом».
Нечто подобное, по его словам, чуть не произошло ровно 20 лет назад, говорит политолог. Госдума была в шаге от указа президента Ельцина о ее роспуске. Но кризиса тогда удалось избежать.
«Была яркая история в 1998 году, — вспоминает Минтусов. — Случился дефолт, в отставку отправлен тогдашний премьер-министр Сергей Кириенко (нынешний замглавы Администрации президента РФ – ред). Президент дважды посылал в парламент на согласование кандидатуру нового премьера (Виктора Черномырдина) и два раза, соответственно, Госдума отклоняла ее. Если бы Ельцин послал Черномырдина в третий раз и Госдума снова отклонила бы его, были бы внеочередные выборы парламента».
Фото: Коммерсант
«Но в третий раз президент послал кандидатуру Примакова, и Госдума согласилась, - вспоминает эксперт. - Формально это была самая близкая к роспуску законодательного органа политическая ситуация. Других таких ситуаций на протяжении последних 25 лет не было».
Однако похожая ситуация была раньше: в 1993 году тот же Борис Ельцин расстрелял парламент из танков. Собственно, это событие и установило в России нынешний баланс сил между исполнительной и законодательной властями всех уровней. После него прибегать к роспуску парламентов уже просто не было нужды.
В команде у Дмитрия Овсянникова наверняка найдутся люди, готовые на самые радикальные меры – достаточно вспомнить главу департамента общественной безопасности Владимира Татарчука, которому повсюду чудится Майдан.
Но хватит ли у Овсянникова смелости - а главное, политической субъектности - пойти по стопам Ельцина?
Дмитрий Овсянников стреляет из современной пушки на Константиновском равелине
Игорь Минтусов сомневается, что для издания указа о роспуске заксобрания в современной России достаточно одного лишь желания губернатора.
«Предположить такое [что губернатор может принять решение о роспуске заксобрания без отмашки «сверху»] нельзя, — говорит политолог. — Моей немалой фантазии не хватает, чтобы сделать такое предположение».
Напомним, 23 июля Дмитрий Овсянников заявил журналистам, что правительство найдет, «как дальше развиваться без такого неэффективного манипулятивного органа», как заксобрание.