В Севастополе освободили из-под стражи предпринимателя из Воронежа Юлию Спорыхину, директора фирмы «За Рулем-Тендер», которая была незаконно арестована 30 августа этого года. Женщина стала фигурантом уголовного дела, возбужденного отделом внутренней безопасности УМВД по городу Севастополю по статье 159 УК РФ «Мошенничество».
Спорыхина выиграла конкурс на поставку автошин для нужд полиции Севастополя и заключила контракт с управлением материально-технического обеспечения ГУВД Севастополя. Уже после подписания контракта выяснилось, что в договоре не были прописаны технические требования к поставляемой продукции. По словам адвоката Спорыхиной Оксаны Железняк, она сообщила руководству управления, что не сможет поставить те шины, которые они хотят, но есть другие. Руководство предложенный Юлией вариант устроил, и контракт был выполнен. Правда, на беду женщины, все переговоры велись в устной форме.
«Они не расторгали с ней контракт, не озвучивали свои претензии по техническим характеристикам, не обратились в суд, - говорит Железняк. - Они просто завели уголовное дело и незаконно арестовали Спорыхину».
По словам Железняк, поводом для возбуждения дела стал рапорт, поступивший в службу внутренней безопасности МВД от одного из новоназначенных в управление обеспечения руководителей. Дело завели против должностных лиц МВД и других неустановленных лиц. Юлия Спорыхина, директор компании, выигравшей тендер, поначалу в нем не значилась. Но позже один из основных фигурантов, сотрудник полиции, отказался от дачи показаний и был отпущен под домашний арест. А правоохранители переключились на Юлию.
«Нам совершенно ясно, что это дело — часть «палочной» системы, - говорит юрист. - Юлия изначально была здесь ни при чем, так как никакой материальной выгоды она не получила. Что касается качества поставленных шин, никакой экспертизы не было. Однозначного вывода, что поставленные шины хуже или дороже, чем те, что требовались, эксперты не делали. Ущерб государству — около 800 тыс рублей — был вычислен на глазок».
Однако полицейские отправились в Воронеж, задержали молодую женщину, мать двоих детей, и доставили в Севастополь. 30 августа судья Ленинского районного суда Татьяна Брыкало избрала Юлии меру пресечения в виде ареста.
Но перед арестом Спорыхина успела написать жалобу воронежскому уполномоченному по защите прав предпринимателей. Бизнес-омбудсмен, в свою очередь, обратился к своему коллеге, недавно назначенному Тимофею Смирнову. Юристы Севастопольского центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» провел экспертизу дела Юлии. Выяснилось, что ее арест был незаконным.
«Пленум Верховного Суда РФ неоднократно высказывался, что по статьям, напрямую связанным с ведением предпринимательской деятельности, арестовывать предпринимателей до решения суда нельзя, – пояснил «Примечаниям» глава центра «Бизнес против коррупции», адвокат Александр Молохов. - Столь строгая мера пресечения может быть избрана только в особых случаях, если преприниматель скрывался от следствия, препятствовал следствия, угрожал свидетелям. Ничего этого в случае со Спорыхиной не было».
Заручившись аргументами юристов, уполномоченный по правам предпринимателей выступил в качестве общественного защитника в апелляции, которая состоялась 12 сентября в Севастопольском городском суде. Благодаря совместным усилиям правозащитников, Юлию Спорыхину освободили из-под стражи.
Это первый случай, когда грамотная, слаженная, а главное быстрая работа недавно избранного бизнес-омбудсмена и экспертов-правозащитников, позволила освободить незаконно арестованного человека, говорит Молохов. Он считает, что случай Юлии — это частное проявление давно отлаженной на материке практики репрессий, когда государственные органы, заметив расхождения результатов закупки с документацией, предпочитают не обращаться в арбитражи, а воздействовать на предпринимателей силовыми методами. «Предприниматели становятся белыми и пушистыми», - говорит Молохов.
Александр Молохов и Тимофей Смирнов
«Само дело [по факту мошенничества] не закрыто, неизвестно как оно обернется, - продолжает Молохов. - Но практика, которая существует на материке, когда фактически гражданско-правовые отношения выливаются в уголовные преследования, здесь, в Севастополе, не состоялась. Важно обратить на этот случай внимание, чтобы силовые органы боялись применять незаконные меры, чтобы судьи не выносили незаконные решения».
Молохов считает, что за делом надо пристально следить не только правозащитникам, но и общественности, и СМИ. «Полицейские были очень обескуражены, когда она была освобождена, - комментирует он произошедшее. - Поэтому, считаю, возможны какие-то провокации, чтобы ей отомстить. За то, что посмела куда-то пожаловаться».
Несмотря на то, что ряд местных предпринимателей к институту омбудсмена относятся критично, этот случай доказывает: свой правозащитник севастопольскому бизнесу необходим.
«К сожалению работа ведется на голом энтузиазме, – сетует Молохов. - Городские власти г-ну Смирнову не помогают: помещение до сих пор не предоставлено, а финансирования его аппарата нет. Это неправильно, учитывая что он занимает государственную должность уже второй месяц с момента принятия присяги».