Выбросы в Армянске (не единственные в его истории, но впервые столь серьезные) стали для жителей полуострова первым опытом переживания техногенной катастрофы. Несмотря на то, что у Перекопа расположены сразу три потенциально опасных химических завода, экология даже здесь всегда была лучше, чем на промышленном Урале. Поэтому случившееся крымчанам важно осмыслить – для понимания, как вести себя в будущем.
Напомним, первые массовые сообщения о выбросах в Армянске появились в соцсетях в ночь с 23 на 24 августа. Поверхности в городе покрылись липкой бурой влагой, разъедавшей металлы, с деревьев осыпалась листва, у детей началась аллергия, ожоги дыхательных путей.
Подозрения сразу пали на «Крымский титан» (он ближе всего к городу, хотя звучали и версии о броме с одноименного АО). Завод все отрицал, но, как выяснилось, это был он. По ночам от пересохшего кислотохранилища в воздух поднимался то ли сернистый ангидрид, то ли хлороводрод (финальная версия все еще не озвучена и зависит то ли от торгов с Фирташем и Порошенко, то ли от переговоров Трампа с рептилоидами).
Однако в нашем случае важен не источник неприятностей и даже не тип летающей в воздухе дряни - а то, как реагировали на это столпы государства.
Сам факт выбросов чиновники признали 26 августа. Решение об остановке завода и о вывозе детей в санатории приняли 4 сентября. Медики Армянска как под копирку продолжали штамповать диагноз «ОРВИ», и лишь спустя три недели, когда о выбросах заговорил весь мир, начали констатировать «химические ожоги». Перед этим премьер-министр Крыма Сергей Аксенов божился, что обстановка наладилась, а тех, кто в это не верит, называл пятой колонной и пособниками врагов. 13 сентября, когда на заводе произошел повторный выброс – да такой, что у котов облезли носы - власти Крыма признали: концентрация вредных веществ в воздухе превысила допустимую норму в 5-9 раз.
«Власти Крыма» в данном случае – лишь топоним. Ничего особенного в их поведении нет, это стандарт для чиновников Северной Евразии, именовавшейся когда-то СССР, а теперь – Россией, Украиной и т.д. Как показывает история, поведение это не зависит ни от социального строя, ни от развития технологий, ни от международной юрисдикции места бедствия.
Начало 50-х, ядерные испытания на Тоцком и Семипалатинском полигонах. По воспоминаниям жителей окрестных сел, им мало говорили об опасностях радиоактивного заражения местности. Чем и как люди после этого болели, написано много.
1957 год, Кыштымская авария. От взрыва емкости с радиоактивными отходами завода «Маяк» на Южном Урале заражена территория площадью 23 тыс км² с населением 270 тыс человек в 217 населённых пунктах трёх областей. Эвакуация населения началась через две недели.
1986 год, Чернобыль. Внешний мир узнал о взрыве реактора АЭС под Киевом практически в тот же день. Иностранные СМИ публиковали карты воздушных потоков в Европе, аккредитованные в столице УССР дипломаты спешно вывозили семьи, их примеру тайно следовали представители партийной верхушки. Но населению долго ничего не говорили. Мало того - чтобы развеять тревожные слухи и панику, граждан в пораженных радиацией городах Украины и Белоруссии организованно выводили на первомайские демонстрации. В том числе детей.
Сентябрь 2017 года, мониторинговые службы ЕС сообщают о выбросе радиоактивного рутения-106 со стороны Южного Урала. Следы ведут на все тот же завод «Маяк», считают в Европе. «Росатом» все отрицает, правительство Челябинской области называет информацию о выбросе «вбросом». Лишь в ноябре Росгидромет подтверждает экстремально высокое загрязнение окружающей среды в Аргаяше (превышение фона в 986 раз) и других селах вокруг Озерска.
Август 2018 года, Херсонская область Украины. Жители соседних с «Крымским титаном» сел, как и в Армянске, жалуются на химические ожоги и сетуют, что местное начальство ни о чем их не информирует.
Таких случаев много, и подобное поведение наших чиновников – скорее правило, чем исключение. Объяснений, чем оно вызвано, хватает: от шутливых указаний на привычку начальства «награждать непричастных и наказывать невиновных», до книги историка Александра Эткинда «Внутренняя колонизация. Имперский опыт России». Все они отмечают, что чиновничество не бережет свой народ и часто относится к нему как к туземцам чужой завоеванной страны.
Возня вокруг Армянска полностью укладывается в эту матрицу: главное, чтоб не народ не паниковал, а там хоть трава не расти (она и не растет). Отсюда первый урок: вы и ваши дети дороги лишь самим себе. Если запахло жареным - принимаем решения сами.
Показательны и новости о набегах мародеров на квартиры покинувших Армянск жителей. Они напоминают нам не только о массовых грабежах в затопленном водой Новом Орлеане, но и о том, как неохотно реагирует полиция Крыма на сигналы о попытках похищения детей. Отсюда урок второй: случись что, позаботиться о защите себя и имущества вам тоже лучше самим.
И последнее: по возможности, не живите в моногородах. Любой шок, связанный с градообразующим предприятием, обесценит ваше жилье и затруднит переселение.