В 2014 году Россия стремилась показать своим новым гражданам, как разительно она отличается от Украины. Врачам и учителям Крыма ненадолго подняли зарплаты до $1000, федеральные светила ездили в районные больницы делать операции на сердце, а чиновники обещали восстановить гигантов крымской индустрии. В числе первых называли и Севастопольский морской завод им. Орджоникидзе — некогда одно из градообразующих предприятий, визитной карточкой которого было строительство плавкранов. Гарантами восстановления завода выступило правительство РФ и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Ей под управление и передали «национализированные» активы. Зрелище открылось печальное.
Марину хочуВ советские времена Севморзавод строил плавкраны не только для всего Союза, но и отправлял их на экспорт. За 53 года на предприятии было построено 72 самоходных полноповоротных плавкрана, грузоподъемностью от 50 до 500 тонн, и крановое судно грузоподъемностью1600 тонн. Они и сейчас работают на Кубе, в Польше, Румынии, Германии, Китае, России и на Украине. Помимо краностроения завод занимался судоремонтом - преимущественно военным, доля гражданских судов была невелика.
Плавкраны от СМЗ советской постройки
Кроме того, производственное объединение «Севастопольский морской завод» выпускало огромное количество товаров народного потребления — от кастрюль и сковородок до отопительных котлов и мебельных гарнитуров. Общий штат работников составлял более 12,5 тыс человек.
С началом перестройки, в 1985 году, на СМЗ перестали делать капремонт станков и обновлять оборудование. С тех пор производственная база не обновлялась ни разу. В нынешних цехах, управляемых ОСК, стоят все те же собранные из 5-6 отживших свое собратьев, станки.
В начале 90-х завод был приватизирован и уже в 1993 году заводчанам перестали платить зарплату. Сотрудников целыми цехами отправляли в отпуска без содержания. Менеджмент взял курс на раздел предприятия. Так завод потерял складскую базу на площадке «Инкерман-2» и судоремонтную площадку на Северной стороне с крупнейшим в Крыму машиностроительным цехом (там делали палубные механизмы, теплообменные аппараты и другую продукцию для 20 стран). Со временем она превратилась в перевалочную базу Рината Ахметова «Авлита» (принадлежит украинскому олигарху и поныне).
Чудо, что за прошедшие 30 с лишним лет заводу удалось сохранить основную производственную площадку в Южной бухте. Старожилы предприятия говорят, что Петр Порошенко, выкупивший более 50% акций завода через кипрский офшорный фонд, планировал достроить заложенный при Кучме плавкран-тримаран на 1200 тонн, но быстро потерял к проекту интерес, потому что в деиндустриализованной стране для крана не нашлось ни денег, ни комплектующих. Впоследствии Порошенко рассчитывал отдать территорию СМЗ под яхтенную марину и застроить апартаментами. Эти планы сорвал кризис. Но то, что не добил будущий президент Украины, рискует умереть сейчас, при России.
Тряхнуть стариной больше некомуВсе 23 украинских года СМЗ жил за счет ремонта иностранных и отечественных теплоходов. Его услугами любили пользоваться греки, привыкшие эксплуатировать свои посудины до последнего. Ветераны завода вспоминают, что на одном из греческих паромов палуба для долговечности была закатана в асфальт.
Пытались строить и краны. Так, СМЗ обещал осчастливить Украину речным краном-тримараном грузоподъемностью в 1200 тонн для строительства мостов на Днепре. Но деньги на мегапроект быстро кончились. Два понтона крана спустили на воду с перерывом в несколько лет. Они так и стояли у причала, пока Россия не нашла им весьма символичное применение. Но об этом позже.
2011 год, спуск на воду одного из понтонов для плакрана-тримарана. Журнал «Судостроение и судоремонт»
В СМИ упоминается еще один плавкран, сданный заказчику «Севморзаводом» в 2004 году. Сообщалось, что он был заложен еще в 1993 году. Но специалисты завода процесс строительства этого крана почему-то не помнят.
Речь идет о кране ПК-400 «Севастополь» грузоподъемностью 400 тонн по проекту 15202 от ЦКБ «Коралл». Он был построен по заказу «Газпрома» и работал на шельфе в Баренцевом море, пишут СМИ. Он и сейчас в строю: в 2014 году его эксплуатировало ПАО «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске. Именно этот, последний из выпущенных на СМЗ кранов, приводят в качестве примера того, что будет построено на обновленном Севморзаводе к весне 2020 года.
ПК-400 «Севастополь». Сейчас он носит имя «Юрий Кондрашов». Фото: "Северный Рабочий"
На машиностроительных форумах проскакивают куски отчетов, свидетельствующих о деятельности судоремонтного предприятия в начале нулевых.
К весне 2014 года из реальных производственников на заводе остал ась лишь одна бригада в 25-30 человек. Да и та собиралась лишь под заказ. В основном штат «Севморзавода» составляли административные работники и охрана — всего около 250 человек. С этим СМЗ вступил в Россию.
Тень Порошенко под Крымским мостом28 февраля 2015 года в 23:15 «Севморзавод» был «национализирован» губернатором Сергеем Меняйло. Он был преобразован в городской ГУП. Потом по прямому распоряжению Минпромторга РФ завод передали под управление Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Шефство над заводом взяла северодвинская «Звездочка».
На заводе отнеслись к шефству с недоумением: «Передать площадку СМЗ предприятию, строящему атомные подводные ракетоносцы, которые сложнее космических кораблей, - это как в советские времена нас заставляли делать кровати».
В июле 2018 года, писал «Коммерсант», имущественный комплекс завода был передан в федеральную собственность.
Но национализировать завод — это еще полдела. Нужно его как-то загрузить, а для этого — обновить оборудование. С этим у «Звездочки» ничего не получилось, говорят сотрудники из ИТР.
Единственное, что закупили для СМЗ — несколько плазморезов. Все станки, как и раньше, заводчане ремонтируют своими силами. Дошло до того, что сами делают ремонт и на портальных кранах, куда по правилам должны иметь допуск лишь специально обученные люди.
Зато «Звездочка» занялась переподготовкой кадров. Рабочих направляли на повышение квалификации и освоение смежных специальностей.
В 2016 году завод получил первый крупный заказ. Севморзавод должен был построить два понтона для строительства Крымского моста. Именно на них перемещали арки пролетов строящегося моста со стапелей к месту установки.
На деле Севморзавод понтоны не строил. Правильнее будет сказать, что он собрал их из украинских понтонов, заказанных под речной тримаран при Порошенко. Два готовых понтона, стоявшие на приколе у причалов СМЗ, скрепили вместе — вот и все судостроение.
Второй понтон собрали тоже из двух элементов – из одного незаконченного украинского понтона и сделанного заново, соединив их вместе.
Отправка понтонов для Крымского моста. Фото: korabel.ru
Эту работу СМЗ выполнил в рекордно короткие сроки именно потому, что элементы были на 75% готовы. Но рабочим все равно пришлось буквально дневать и ночевать на территории. Местных кадров заводу не хватило — прослойка рабочих в городе исчезла как класс. Поэтому резчиков, сварщиков, сборщиков добирали по всей России. Севастопольским платили по 2,5 тыс рублей в день, приезжим — по 5 тыс, плюс оплачивали жилье, жалуются на дискриминацию севастопольские рабочие. Руководство обещало всем премии, но слово не сдержало. Хотя деньги за понтоны для моста завод получил в полном объеме, уверены рядовые сотрудники.
Тогда с Севморзавода со скандалом ушла последняя бригада сборщиков и сварщиков — они хорошо устроились на Дальнем Востоке, где работают вахтовым методом за очень достойную зарплату.
Сейчас в администрации СМЗ сидят менеджеры с материка, многие из которых в судостроении никогда не работали, а если работали, то только на отдельных участках, и слабо представляют процесс в целом. Зарплаты у них высокие, ведь помимо оклада и премии им положены суточные выплаты и компенсация аренды квартиры. Местные сотрудники тоже получают по местным меркам неплохо: рабочие 28-45 тыс рублей ''грязными'', цеховые ИТРовцы тысяч 30, административный аппарат — около 70-100 тыс. При этом завод практически ничего не производит.
А еще на заводе говорят о госзакупках. И приводят совсем уж ошеломляющие примеры. «Скажем, нужно было закупить 1,5 км оцинкованного троса диаметром 18 мм, - рассказал один из наших источников. - В интернете такой можно купить по цене от 450 рублей за погонный метр. Завод закупил в 20 раз дороже — по 10 тыс рублей». Продолжать можно долго.
Севморзавод ждет застройка?Неудивительно, что деньги, заработанные на понтонах, быстро кончились. Но тут подоспел новый заказ. В конце октября 2017 года на СМЗ торжественно заложили новый полноповоротный плавучий кран грузоподъемностью 400 тонн — по тому самому проекту 15202 ПК-400 «Севастополь», разработанному ЦКБ «Коралл» еще в 1990 году. На строительство крана бюджет готов потратить 2,7 млрд рублей. Срок сдачи — весна 2020 года. Сначала собирались сдать в декабре 2019 года, но даты все время переносятся.
Фото: Пресс-служба заксобрания Севастополя
Чтобы новость о закладке крана хорошо смотрелась в СМИ, на одну из производственных площадок СМЗ привезли немного металла, пригласили сварщиков, рассказывают источники
Камера снимает, искры летят — город и вся страна увидели возрождение Севморзавода. Но после выхода сюжетов процесс заглох и вплоть до марта 2018 года на площадке, где собирают кран, ничего не происходило.
Сейчас работы идут, на заводе варят корпус будущего крана. Главная проблема — нехватка кадров. Севастопольские сварщики после истории с понтонами разбежались, новых набрать негде.
Всего рабочих на заводе — около 100 человек, а нужно несколько сотен. Администрация обещает рекрутировать 150 человек на материке, опять же — под разовый заказ и за большие зарплаты с суточными и проживанием.
Первое время на заводе думали, что краны действительно запустят в серию. ИТРовцы даже стали готовить по пилотному образцу технолого-нормировочные карты. Но потом работу с подобного рода документацией остановили — видимо, он не нужна. Заводчане поняли, заказов на серийное производство ПК-400 «Севастополь» у СМЗ не будет. Хорошо, если не откажутся от планов построить еще один, 700-тонный кран, проект которого уже заказан ЦКБ «Коралл». Дальше — неизвестность.
Кстати, за проекты двух кранов на 400 и 700 тонн ЦКБ «Коралл», управляемому кипрским офшором, получит по госконтракту 360 млн рублей. Часть этой суммы уже выплачена: первый транш на 120 млн прошел в декабре 2017, второй, на 50 млн — в июне 2018.
На Севморзаводе говорят, что документация по проектам на предприятие действительно поступает. Правда пока только по корпусу и станочным работам.
Чем кран будет оборудован, пока остается загадкой, ведь с момента разработки проекта ПК-400 «Севастополь» прошло почти 30 лет. Большая часть номенклатурного ряда необходимого оборудования — двигателей, лебедок, палубного оснащения, вентиляторов, насосов и т.п. — в России давно не выпускается.
Если конструкторы планируют закупать все это за границей, то будет ли итоговая стоимость изделия конкурентоспособной, задаются вопросом заводчане.
Все идет к тому, рассуждают наши источники, что заказ так и не будет выполнен. Кран попытаются собрать, но, столкнувшись с нехваткой комплектующих, проект заморозят. Что будет с предприятием дальше, никого не интересует, главное — осваивать выделяемые сейчас бюджетные средства и изо всех сил пиарить имиджевый проект.
СМЗ – это самый центр Севастополя. Место хорошее, дорогое. most.life/Инфоцентр
И к нему уже вплотную подходит многоэтажная жилая застройка
Между тем, телеграм-канал «Крымский канал» опубликовал свою версию развития событий. По его сведениям, президент Украины Петр Порошенко продал акции Севморзавода российской девелоперской группе - «предположительно, бенефициарам ''Севастопольстроя''». Эта компания в скором времени, считают авторы канала, обратиться за возмещением убытков от национализации в специально созданную губернатором Севастополя спецкомиссию. Компенсировать убытки городу предсказуемо будет нечем, и тогда судьба завода будет предрешена.
Почему акции выкупила именно девелоперская группа? Все просто: никакого другого «развития», кроме застройки в Крыму не существует. Любой клочок земли у моря рано или поздно поглотят высотки.
Все изложенное выше — результат попыток «Примечаний» выяснить, как продвигается строительство заложенного в 2017 году крана. Мы пытались выйти на сотрудников Севморзавода, и говорить с нами согласились лишь севастопольцы — те, кто помнит, каким завод был при СССР. Мы искренне надеемся, что все это — лишь проявление пессимизма местных жителей, уставших от десятилетий украинского безденежья и отсутствия перспектив. Возможно, России СМЗ действительно нужен. Но тогда почему высокопоставленные покровители завода командуют «вира помалу»? Ведь за три года завод можно было полностью обновить и загрузить.
В 2012 году нынешний премьер Крыма Сергей Аксенов говорил, что Россия принципиально мало чем отличается от Украины, только нефти больше и территория обширнее. После Крымской весны политика не раз попрекали этим видео, а сам он предпочел о нем забыть. Но кажется, между прошлым и настоящим СМЗ больше общего, чем различий.