К концу этого года в Севастополе должны были построить три берегозащитные дамбы на реках Бельбек, Кача и Черная. Общая стоимость объектов — около четверти миллиарда, деньги выделяются по Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя.
Дамбу на реке Бельбек строят с января этого года. Начальная цена контракта составляла 156 млн руб, в ходе конкурса победил подрядчик, предложивший укрепить берег за 137 млн руб. По условиям контракта ООО "Дорожно-передвижная механизированная колонна "Белореченская" из Адыгеи должна закончить работы к декабрю. Как уже сообщали «Примечания», у этого подрядчика есть опыт строительства подобных объектов в прибрежных городах Краснодарского края. К августу компания закончила подготовительные работы и начала установку габионов (сетчатых конструкций, наполненных камнем), из которых и состоит дамба.
От планов по строительству дамбы на реке Черная власти отказались в июле этого года, когда жители села Черноречье выступили против проекта на общественных слушаниях. На защиту от паводков, которых в Черноречье не помнят даже старожилы, планировалось потратить 58 млн руб. Но активный протест местных жителей уберег речку.
На строительство третьей дамбы - на реке Кача, планируется потратить 67 млн. руб. Однако освоение этих средств ФЦП откладывается на неопределенный срок. Как выяснили «Примечания», ООО «Ремонтник» из дагестанского села Ахты обратилось в арбитраж с иском к Дирекции капитального строительства Севастополя с требованием заключить контракт на строительство этого объекта. Конкурс на эти работы компания выиграла в августе, предложив построить дамбу у села Вишневое за 60 млн руб. Однако контракт так и не был подписан — 4 сентября чиновники отменили результаты торгов, так как заключение контракта не было согласовано Главным контрольным управлением.
Первый конкурс на строительство качинской дамбы был объявлен еще в феврале этого года, но все поданные заявки были отклонены. Во втором конкурсе, который состоялся в апреле, победила компания ООО "АСК "ТатСтройПроект". Капстрой подписал контракт с этой компанией 26 апреля, однако через два месяца чиновники приняли решение о его расторжении. За это время выяснилось, что компания предоставила недостоверную выписку из реестра членов саморегулируемой организации (СРО). Кстати, этот же подрядчик должен был строить дамбу на реке Черная. Контракт на этот объект был подписан 13 марта, а 16 июля расторгнут по той же причине — предоставление недостоверных документов.
Примечательно, что ООО «АСК «ТатСтройПроект» утратило право участвовать в конкурсах на строительные работы еще в феврале, информация об этом была размещена на официальном сайте национального объединения строителей. На эти сведения капстрой ссылается в решении об одностороннем расторжении контракта от 26 июня. Однако чиновники проверили подрядчика только через пару месяцев после подписания контрактов.
После этого был объявлен третий конкурс, в котором победила дагестанская компания. Теперь ООО «Ремонтник» пытается получить свой контракт на 60 млн руб. по суду.
Однако недавно капстрой уже провел четвертый конкурс на этот объект. Его победителем 1 октября опять стала компания из Казани — ООО «Профстройэнерго», предложившее построить дамбу за 57, 8 млн руб. Но и этот подрядчик из Татарстана наверняка не подпишет контракт на Качу в этом году. Сразу после завершения конкурса, конкуренты из Дагестана обратились в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер по иску. На прошлой неделе суд удовлетворил это ходатайство и запретил чиновникам правительства заключать контракт с новым подрядчиком.
Интересно, что представители дирекции капстроя даже не появились на этом заседании. «Ответчик не обеспечил явку своего представителя, о наличии уважительных причин неявки не сообщил, возражений на иск и заявление об обеспечении иска не предоставил» - говорится в определении суда.
В соответствии с проектом, качинскую дамбу длиной 525 метров должны построить по обоим берегам реки между селом Вишневое и автодорожным мостом. Планируется, что ее стенки тоже возведут из габионов.
Известно, что проект дамбы был разработан авторами аналогичного проекта на реке Черная. Оценку воздействия на окружающую среду проектировщик дамбы ООО «НПЦ «Берегозащита» заказывал в Керчи у специалистов Южного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ЮгНИРО). Чтобы восстановить ущерб от строительства, специалисты ЮгНИРО предлагают выпустить в Качу тысячи единиц молоди осетра и стерляди.
Помнится, жители Черноречья на общественных обсуждениях были очень удивлены аналогичным разделом проекта — планировалось, что в Черную речку тоже выпустят мальков стерляди и осетра. Эти компенсационные мероприятия включены в многомилионные сметы проектов отдельным разделом.
Но, похоже, дагестанский подрядчик решил бороться за объект до конца, и теперь Кача не скоро дождется своих осетров.