У Акиры Куросава есть такой фильм - «Жить». Мелкий чиновник решает сделать в жизни хоть что-то полезное и построить на пустующем клочке земли детскую площадку с качелями. Но банальная, казалось бы, задача оборачивается битвой с бюрократическим левиафаном. Пытаясь докопаться до причин постоянных отказов, герой узнает, что на этот клочок земли есть планы у строительной мафии. С чем-то подобным столкнулась шесть лет назад и врач с 55-летним стажем из Севастополя Нина Дмитриевна Нехуженко.
В 2012 году владельцы квартиры №1, над которой она живет, возвели на городской земле пристройку в 50 кв м — без всяких документов. Стройка уничтожила придомовой газон, за которым Нина Дмитриевна и другие жильцы много лет ухаживали, и залили крышу вонючей смолой: в жаркие дни в квартире Нехуженко стало нечем дышать.
Внутри хозяева обустроили хостел - три комнаты с отдельными санузлами. Чтобы обеспечить постояльцам отдельный вход, они пробили дверной проем в несущей торцевой стене дома. Сваи, на которых стоит конструкция из ракушечника, возвышаются над газораспределительным узлом, питающим дом. В общем, при строительстве были нарушены все возможные нормы.
Владельцы пристройки Надежда Дышловая и Елена Осташко утверждали, что работы ведутся в строгом соответствии с законом. Но пенсионерка Нехуженко сразу после начала строительства написала запросы в различные инстанции, и выяснила – законом здесь и не пахло.
Но одно дело убедиться в нарушении закона, и совсем другое – добиться его исполнения. Начались хождения по кабинетам: прокуратура, управляющая компания, полиция, жилнадзор, ведомства, регулирующие права собственности. Украинские власти Севастополя охотно признавали – да, объект незаконный, но ничего не делали, чтобы его снести.
За эти шесть лет заслуженный врач Нехуженко пережила не только хождения по чиновничьим кабинетам, но и всевозможные каверзы соседей, недовольных активностью пожилой женщины. Ей несколько раз обрезали телефонные провода, заливали клеем замочную скважину - пенсионерка по нескольку дней не могла зайти в собственную квартиру. Доходило и до прямых угроз. Приклеенная бумажка с угрозами висит над ее дверью и сегодня.
После 2014 года разбирательства плавно перетекли из украинского правового поля в российское. И опять по новой: Государственный жилищный надзор, Департамент архитектуры и градостроительства, Земельный надзор, Горгаз, Водоканал, ГУПС «Стрелецкая бухта». Все признавали, что Дышловая и Осташко возвели пристройку незаконно и с нарушениями. Суд раз за разом выносил решения о незаконности постройки и ее сносе, но исполнять решения приставы почему-то не спешили.
Тем не менее лед тронулся - снос начался. Сегодня утром на Гагарина, 22-A появился экскаватор, рабочие и судебные приставы.
Хозяева пристройки, видимо, надеялись, что пронесет и в этот раз, потому что только после появления судебных приставов начали выносить из пристройки личные вещи. Елена Осташко, дочь владелицы пристройки, от комментариев отказалась.
Рабочие, не теряя времени, начали демонтировать крышу
Потом оконные решетки
Замначальника межрайонного отдела Службы судебных приставов Александр Синицын пояснил, что исполнительное производство по сносу пристройки возбуждено ещё в 2016 году, но поскольку хозяева добровольно ее не снесли, приставы для принудительного исполнения решения суда привлекли специализированную организацию.
На оплату демонтажа из федерального бюджета было выделено порядка 150 тысяч рублей. Позже деньги будут взысканы с хозяйки пристройки.
"Собственник не хотел добровольно исполнять решение суда, его за это штрафовали, - объяснил задержку Синицын. - Собственник штрафы оплачивал, но решение суда не исполнял. Должник (Надежда Дышловая) у нас является пенсионером, поэтому мы обратим взыскание на пенсию в размере 50%".
Теперь собственники самостроя будут обязаны привести обнажившийся фасад здания в соответствующй вид, заделать сквозные проемы, прорубленные в несущей стене - такое решение было принято судом в июле этого года. Владельцы пристройки всеми силами пытались узаконить и сохранить самострой: например, предоставляли суду некорректные заключения специалиста, злоупотребляли процессуальными правами, что сильно тормозило процесс.
Сама Нина Нехуженко говорить о шестилетней войне с самостроем и бюрократической машиной может часами. 80-летняя женщина помнит почти каждую фамилию: чиновников, силовиков, судей, с которыми ей приходилось сталкиваться за эти годы. Она в подробностях может рассказать каждый этап обивания чиновничьих порогов: обещания, пренебрежение, бездействие, отписки, решения судов. Эта глубоко пожилая женщина, врач с 55-летним стажем проделала колоссальную работу, которая под силу далеко не каждому юристу. Фактически, она сделала эту работу за чиновников Севстройнадзора.
Когда Нехуженко подошла к журналистам, в ее глазах стояли слёзы. "Я столько лет ходила по всем инстанциям, боролась, и наконец-то её сносят", - говорит пенсионерка.
Эта история – один из редких примеров успешной борьбы маленького человека с беззаконием, до которого никому, в общем-то, нет дела. Один из тех редких случаев, когда очень не торопясь, практически ползком, но справедливость всё-таки восторжествовала. Остаётся надеяться, что соседи, лишившиеся хостела в пятиэтажке, не будут мстить бабушке. И что она, в отличие от героя фильма Акиры Куросавы, проживет еще долго.