«Я ем просрочку»

10-11-2018 17:22:12
Автор: Нина Авдеенко
Все больше людей разделяют идеи сознательного потребления: носить свою бутылку под воду, одеваться в секонд-хендах и не покупать лишние товары. Есть те, кто и вовсе отказался от покупки продуктов в магазинах. Они исследуют мусорки за ресторанами и дружат

ВИРГИНИЯ ГЛУШИЦКАЯ, 36 ЛЕТ

Занимается фриганством год

Однажды я увидела, как в мусорные контейнеры сбрасывают ящики с хлебом, и заплакала. Тогда семье было сложно с финансами: родился третий ребенок. Я вытащила хлеб, сложила в большой пакет и отнесла домой. По дороге половину раздала соседям. Меня возмутило кощунственное отношение к продуктам, и я начала интересоваться этой темой — помогли тематические сайты и знакомства с фриганами. И была в шоке, когда узнала, что выброс нормальных продуктов — повсеместное явление.

У меня нет машины, поэтому мусорки искала в шаговой доступности наугад. Выбирала две-три недалеко друг от друга и изучала: следила за временем выброса продуктов, расспрашивала работников, но они редко делятся информацией. Зато я узнала, что в некоторых магазинах еще пригодные для еды продукты складывают в коробки на территории, но чаще упаковывают и выбрасывают. Некоторые даже запирают свои контейнеры на ключ и ставят охранников на периметр. Сейчас я хожу за фригой (просроченной едой. — Прим. ред.) несколько раз в неделю и трачу на каждый рейд до трех часов.

Меня поддерживает старший сын — ему 14. Раньше он спрашивал, почему я кормлю его едой из мусорки, но я смогла донести свою точку зрения. Друзья тоже меня не осуждают. А другим я не рассказываю о своем увлечении. Все равно ни я не смогу их переубедить, ни они меня. Но те друзья, кто ходит со мной на рейд, сильно удивляются находкам в мусорках. Например, я встречала там экзотические фрукты и радужную форель. Из вещей — огромное кожаное кресло. Также я часто подыскиваю для себя и детей хорошую одежду.

Попадаются продукты с неистекшим сроком годности. Хотя я убедилась, что на деле он гораздо часто больше указанного. Поэтому есть просрочку не боюсь, но заранее ее проверяю. Для себя выделила несколько правил. Молоко не портится пару дней после указанного срока, а кисломолочка отлично простоит и неделю. Хлеб съедобен четыре-пять дней и не плесневеет. Подпорченные фрукты и овощи я промываю горячей водой с мылом, очищаю и превращаю в компоты, джемы, соусы и суповые заправки.

С рыбой и мясом нужно быть осторожнее: лучше понюхать и не рисковать, если запах показался неприятным. Охлажденное мясо быстро приходит в упадок — но я кладу его в морозилку и выигрываю еще две недели. Также всегда следую совету: колбасные, молочные и мясные продукты лучше брать в закрытой упаковке. Лекарства на мусорках не беру, тем более — с истекшим сроком.

За время фриганства я ни разу не отравилась. Денег стало больше, но я не отказываюсь от продуктов из мусорки — мне неприятна сама ситуация с выбросом. Люди забыли, что такое война, блокада и голод. И если в Европе магазины раздают нуждающимся негодные к продаже продукты, то в нашей стране такого еще нет. А это могло бы решить проблемы нищеты.

ЯН ЛИСИЦКИЙ, 27 ЛЕТ

Занимается фриганством два года

Мне надоела рутинная жизнь, поэтому два года назад я начал путешествие автостопом из Омска по России. Узнал о фриганстве еще в своем городе, но в нашей сибирской глуши это редкость: просрочку списывают, отвозят на свалки, или она расходится по домам продавцов.

Вплотную я познакомился с фриганством в Екатеринбурге. Так как денег было немного, путешествуя, я вписывался к людям бесплатно и экономил на продуктах. Но отблагодарить хозяев все же хотелось. Поэтому я спросил местных фриганов, и мне показали мусорки. Я бы поражен количеством выбрасываемого. Первое время мне везло: я приносил много юзабельной фриги, и хозяева радовались.

Но позже я понял, что это энергозатратно — нужно много сил и времени. От нахождения точки до полной уверенности в том, что там будет фрига, проходит около двух месяцев. При этом атаковать точку приходится ежедневно — так можно узнать больше о времени выброса продуктов.

Когда я набрался опыта в Екатеринбурге, я стал заранее искать сообщества о фриганстве в каждом городе, где путешествовал. Все зависит от случая: никогда не знаешь, открыта ли мусорка, на территории ли она магазина или снаружи. Но для меня это не препятствия. Я пытаюсь договориться с сотрудниками. Реагируют неоднозначно — но это зависит не от сети, а от людей. Некоторые смотрят как на дебила, а кто-то помогает. Работников, видимо, наказывают за подсказки.

Также я фриганил на рынках: где-то продавцы сами выставляют мешки с просрочкой. Находил много вкусного: апельсины, авокадо, бананы. Однажды попались мешки с картошкой по 50 килограммов, и из нее только половина сгнила. Оставшуюся я обрезал совсем немного. Также я напрямую подходил к продавцам вечером и спрашивал, что они хотят выкинуть. Они часто шли навстречу и отдавали продукты, в основном овощи: помидоры и огурцы.

Мне доставалась перемороженная рыба, у которой срок годности заканчивался только на следующий день. Попадались и отличные фриги: мне как-то подарили пять килограммов хорошей рыбы.

Я ни разу не травился фригой. Овощи и фрукты мою проточной водой, больше с ними ничего не нужно делать. Иногда вырезаю гниль или плесень. Качество молока, йогурта, кисломолочки определяется по первому глотку. Если запах творога неприятный, можно использовать его для приготовления сырников, оладий и других вкусностей. По опыту: если срок годности закончился вчера, то пить еще можно.

Мясо попадается реже, и определить его свежесть сложно. Нужно проверить упаковку, запах, вид. Обычно протухшее мясо становится серым, так как краситель уже не работает. Если совсем протухшее, можно срезать верхнюю часть и съесть остальное. Колбасы со сроком, истекшим два-три дня назад, тоже ел, и ничего не случилось.

Если попалась удачная точка, у фриганов работает негласное правило: не брать больше, чем необходимо. Я всегда оставляю часть продуктов для нуждающихся. У меня оно пропадет, а другим может пригодиться.

МАРИЯ ПЕТРОВА (ИМЯ ИЗМЕНЕНО ПО ПРОСЬБЕ ГЕРОИНИ), 25 ЛЕТ

Занимается фриганством год

Я заинтересовалась фриганством в августе 2017-го. Не из-за экологии — я устала тратить много денег на продукты. Тогда мои подруги-феминистки впервые отвели меня на первый фриганский рейд. Они показали мне точку у продуктового магазина, в которой можно взять еду. Я увидела кучу никому не нужных продуктов и сильно воодушевилась.

Я искала информацию о просрочке в тематических сообществах во «Вконтакте» и Google. Также хотела найти там компанию для фриганства, но не получилось. Поэтому хожу одна или с друзьями, которых посвятила в увлечение. Но они не фриганят постоянно: нужно много сил, времени и мотивации.

Обычно я нахожу продукты возле супермаркетов: «Магнит», «Дикси», «Пятерочка». У каждого магазина свои мусорки: во дворах или на их территории, и если они не закрыты на замок, то сотрудников штрафуют — особенно в дорогих супермаркетах, таких как «Азбука вкуса». Некоторые фриганы договариваются с работниками точек, и те в определенное время выносят им еду. Но в моей практике такого не было. Обычно работники в магазинах достаточно враждебны. В относительно элитных спальных районах — например, в Тропарево-Никулино — контейнеры не оставляют открытыми: жители не должны видеть, сколько продуктов идет на выброс.

Я дружу с дворниками. Например, в Чертаново они показали мне мусорку, о которой я не знала. Тогда мы обменялись телефонами, и они временами приносили мне еду: звонили и просили ее забрать.

Принесенные с мусорок овощи и фрукты я не обрабатываю специальными средствами — так вероятность отравиться больше. Тщательно мою их горячей водой, а подпорченные части вырезаю. Ни разу за год я не испытывала интоксикации или других проблем: это даже меня поражает.

Те молочные продукты, которые я нахожу, обычно просрочены на день, реже — на несколько. Бывает, что в запасе остается еще время до конца хранения. Но я ела просроченные на неделю продукты, и со мной ничего не было. Перед употреблением нужно полагаться не только на срок: он обычно короче, чем реальный, — но и на внешний вид, запах и на вкус. Если продукты вызывают подозрение, лучше их выбросить. Все-таки здоровье важнее.

Также я составила карту для фриганов (сейчас удалена. — Прим. ред.) и отметила места, где можно найти хорошую выброшенную еду. Там было около 15 пунктов. Отбирала по одному критерию — места, где просрочка появляется регулярно. Неважно, находится продуктовый магазин в Химках или на проспекте Мира — я проверяла его и после добавляла на карту. Карта развивалась, но потихоньку идея заглохла. Фриганы неохотно делятся своими точками, не хотят постоянно ездить в новые места и проверять их. Но я вспоминаю себя и думаю: если бы у меня перед глазами была такая карта в начале фриганства, мне было бы легче.

Фриганство — не только про мою выгоду, но и про спасение из контейнеров пригодных продуктов. Я стараюсь не пропускать походы к мусоркам, выходит несколько раз в неделю. Для меня это серьезная внутренняя работа, я делаю что-то полезное.

Я понимаю, что выкидывать еду — это продуманная политика хозяев крупных ритейлеров. Больше всего вреда от X5 Retail Group, к которым относятся «Перекресток», «Карусель» и «Пятерочка». Они закупают больше продуктов, чем необходимо, и закладывают небольшой процент на выброс. Это крайне лицемерно: сейчас люди питаются ужасно и тратят всю зарплату на еду, а богатые так по-свински обращаются с едой. Это раздражает больше всего.

Продукты с помойки бывают лучше, чем россияне позволяют себе на заработанные деньги. Я находила ананасы, авокадо, маракуйи. Также под Новый год мне попадалось много новых хлопушек и новогодних игрушек в упаковках и зубная паста. Лекарствами я не фриганю, так как не болею. Но знаю, что есть сообщества обмена препаратами.

Я надеюсь, что правительство примет закон о запрете выброса продуктов и их распределении в ближайшее время. И проблема голода решится щелчком пальцев. Такой опыт есть во Франции: магазины не имеют права выкидывать свой ассортимент, а обязаны заранее отвозить его в социальные фонды, а те — отдавать нуждающимся. Если реализовать такую схему у нас, сначала прибыль сетей упадет, но ненадолго.

АНДРЕЙ, 26 ЛЕТ

Занимался фриганством три месяца

Пару лет назад я решил съехать от родителей и снимать квартиру. Потратил все деньги на аренду, залог и обустройство, и не мог позволить себе сходить в кино или купить одежду. Тогда мне попалась статья про фриганов, которые собирают еду, выбрасываемую ресторанами. Оказалось, что многие из них хранят продукты не больше 24 часов, потом просто выкидывают. В статье указали несколько заведений, но из сетевых — только Prime. По расположению нам были удобны точки на Маросейке, Солянке и Кузнецком мосту.

В тот же вечер пошел посмотреть, что там происходит. Схема оказалась такая: еду привозят ночью, весь день она продается, а после закрытия, около 23:00, — выбрасывается. Работники сгребают все остатки с полок в целых упаковках и кладут в одноразовые пакеты. Через полчаса уборщик отвозит их на тележке в контейнер. Насколько он был чист — не знаю, но ощущения грязи и мусора не возникло.

Основная категория людей в таких точках — бедные. Не бомжи и не алкоголики, просто живут в центре и не работают. Я познакомился с таким мужчиной, ему около 55 лет. Пока мы ждали, когда вывезут просрочку, он рассказал, что сейчас без работы и собирает марки. Ему удобно: он живет почти в соседнем дворе и делает так постоянно.

Я занимался этим примерно три-четыре месяца. Мне было странно и неловко от того, что люди выкидывают свежую еду. Это вызвало внутренний протест: какого хера, давайте я доем, если никому не нужно. Мой рацион составляли салаты, роллы, смузи, диетические блюда, позиции с имбирем и просто острые, экспериментальные или невкусные штуки. Мяса почти не попадалось, только разная рыба. Мне кажется, эта еда изначально вряд ли хорошо продавалась.

Наловчившись, я набирал ужины примерно на полторы тысячи за раз — Prime все же достаточно дорогое место. А потом рассказал об этом знакомым. Это и стало ошибкой. Когда я потом пришел в точку на Солянке, во дворе кроме двух-трех фриганов стояла толпа молодых людей. Они громко смеялись, пили пиво. Крики нарушили налаженную инфраструктуру, и кто-то вызвал полицию. Началась заварушка.

Когда мы пришли в следующий раз к кафе, увидели вскрытые упаковки: работники перед тем, как выбросить еду, рвали ее. Смысла в этом не было. Видимо, просто не хотели кормить бомжей. Позже так стали делать в других точках: вскрывали, иногда протыкали ножом или ножницами упаковки и содержимое выкидывали.

Я понимаю, что фриганство никогда не перестанет быть чем-то маргинальным. Нельзя снимать квартиру, общаться с друзьями и каждый вечер идти не в магазин за продуктами, а копаться в мусорке рука об руку с бомжами. И вроде ты их не касаешься, упаковки чистые и проблем нет. Но факт: ты роешься в контейнерах. Это взращивает комплексы. Должен быть сильный внутренний стержень и характер, чтобы существовать в этом режиме и не чувствовать себя изгоем.


Показать полную версию новости на сайте