Напомним, 8 ноября США опубликовали новый санкционный список. В него попали: крымские санатории «Ай-Петри», «Дюльбер» и «Мисхор», компании «КрымТЭЦ» («Крымтеплоэлектроцентраль»), «Гарант-СВ», курорт Mriya Resort & SPA, ООО «УКИП», ООО «Южный проект», а также Министерство госбезопасности самопровозглашенной Луганской республики.
Первые три санатория попали в список формально потому, что летом этого года они были приватизированы крымскими властями и проданы частному покупателю – компании ООО «УКИП», возглавляемой генералом Владимиром Зарицким. И фирма и сам Зарицкий тоже оказались в этом санкционном списке. В январе этого года "УКИП" выиграла тендер на застройку территории близ «Ласточкиного гнезда» на ЮБК, структуры Зарицкого рассматривались в качестве инвестора гражданского аэропорта «Бельбек», а также фигурируют в реализации застройки Балаклавы в Севастополе.
Генерала неоднократно связывали с братьями Ротенбергами – тоже находящимися под санкциями.
ООО «Южный проект» учреждено банком «Россия» олигарха Юрия Ковальчука. Эта фирма попала в поле зрения СМИ в декабре 2017 года, когда победила в торгах и выкупила один из крупнейших в Крыму винодельческих заводов «Новый Свет».
Согласно сообщениям СМИ, Ковальчука называют другом Владимира Путина. Считает его таковым и правительство США, ранее включившее Ковальчука в санкционный список как человека из «ближнего круга» президента РФ. Банк «Россия», также в свое время попавший под санкции, является единственным крупным федеральным банком, открывшим отделения и сеть банкоматов в Крыму.
С «Мрией» и фирмой «Гарант-СВ» все сложнее. Минфин США аргументирует внесение в список отеля и фирмы тем, что «Гарант-СВ» является собственником отельного комплекса, конечный учредитель которого (через одну фирму-прокладку) – «Сбербанк». В сообщении американского министерства также сказано, что банк инвестировал в строительство отеля 300 млн долларов. В то же время финансирование, как и само строительство, состоялось еще при Украине, и отель вместе со своим собственником не должен был попасть в список.
Пояснение дает сам Минфин США.
Поводом для внесения в список является то, что в «Мрии» ежегодно проходит Международный экономический форум, на площадке которого собираются потенциальные инвесторы. То есть фактически американское правительство не устраивает вполне открытое сотрудничество отеля с властями РФ.
Итак, никаких реальных экономических препятствий компаниям, включенным в последний санкционный список, США не создала. Да и, по всей видимости, не собиралась. Большинство фигурантов списка и так под санкциями, так что ноябрьский «стоп-лист» можно считать техническим.
Реальный посыл нового списка – показать крупным российским инвесторам: США прекрасно осведомлены о том, кто из россиян, куда и сколько инвестирует в Крым. И чтобы неповадно было.
Кроме того, санкции в очередной раз высветили всем известный факт:
крупные активы в Крыму покупают либо государство, либо подсанкционные бизнесмены, максимально близкие к нему.
Все крупные игроки, зашедшие в свое время, моментально попали под санкции. Это и строитель трассы «Таврида» компания «ВАД», и Ростеховский «Технопромэкспорт», и концерн «Алмаз-Антей», открывший в Севастополе свой филиал, «Стройгазмонтаж», строивший Крымский мост и многие другие.
Поэтому опасения российских компаний, отказывающихся работать в Крыму, небеспочвенны. Осваивать полуостров идут лишь те крупные игроки, которым опасаться уже нечего.