Почти две недели пользователи севастопольского провайдера ReedLan сидят без интернета и кабельного телевидения. Перебои со связью начались, когда государственное АО «Севастополь Телеком» отключило оптоволокно провайдера. Причина — многолетний отказ «Ридлана» платить за пользование подземной инфраструктурой связи, находящейся в оперативном управлении у «Севастополь Телекома».
Коммутационные колодцы принадлежат городу, но еще в украинские времена главным их эксплуататором был «Укртелеком». После того, как севастопольскую часть украинской компании национализировали и преобразовали в ГУП «Севастополь Телеком» (позже стал АО), инфраструктуру связи передали ему в оперативное управление.
Государственное предприятие тут же подняло плату за использование кабельных колодцев в 40 раз по сравнению с украинскими временами — с 0,13 до 4,80 руб./м с НДС, приведя тарифы к «экономически обоснованным».
Частных интернет-провайдеров, основных пользователей инфраструктуры, столь резкое подорожание вначале шокировало, ведь счета за эксплуатацию подземных коммуникаций выросли до нескольких миллионов рублей. Кроме того, к этому моменту главные игроки рынка, к примеру, провайдер «Севстар», добровольно избавились от своих воздушных сетей, переведя коммуникации под землю — в рамках внедряемой во многих городах России концепции «чистое небо».
Провайдеры были вынуждены поднять абонплату для своих пользователей и перезаключить договоры с «Севастополь Телекомом» по новым тарифам. Кроме одного — компании «Ридлан».
«Ридлан» предпочел судиться с «Севастополь Телекомом», а также пожаловался на монополиста в ФАС.
В 2015 году антимонопольная служба оштрафовала ГУП на 300 тыс рублей, по-видимому, по жалобе ООО «Корад Плюс», владельца бренда ReedLan, сообщало comnews.ru. «Корад Плюс» указал, что «Севастополь Телеком», используя доминирующее положение по предоставлению доступа к каналам кабельной канализации сторонним операторам связи, необоснованно повысил плату за такой доступ, а также навязывает дополнительные услуги, не выгодные контрагенту.
Разбирательство в судах продолжалось более трех лет. Все это время владелец ReedLan уклонялся от заключения договора на использование инфраструктуры и оплаты фактически предоставляемых ему услуг, утверждает «Севастополь Телеком».
Предприятие обратилось с иском в суд и потребовало взыскать с «Ридлана» задолженность. В ноябре 2018 года суд вынес окончательное решение в пользу «Севастополь Телекома», которое уже вступило в законную силу — апелляция «Корад Плюс» была отклонена.
«Закон РФ «О связи» и Постановление Правительства РФ №1284 от 28.11.2014 г. «О недискриминационном доступе к инфраструктуре» устанавливают единые Правила пользования операторами связи инфраструктурой для размещения сетей связи, в соответствии с которыми эти услуги должны оказываться на платной основе и на одинаковых для всех пользователей инфраструктурой условиях, – комментируют решение суда в «Севастополь Телекоме». – Однако ООО «Корад Плюс» почему-то считало, что для него могут быть сделаны исключения из общего правила и общих для всех операторов условий. Суд и антимонопольная служба не разделили это мнение и приняли справедливое и законное решение».
9 ноября 2018 года «Севастополь Телеком» приступил к демонтажу оптоволокна провайдера в кабельной канализации города.
Скриншот сайта reedlan.com
«Сотрудниками монтажных бригад, возможно с привлечением подрядных организаций, более 70 км подземной оптики были разделены на части путем пореза и демонтажа соединительных муфт. В 2016-2017 г.г. аналогичные порезы были осуществлены в Нахимовском и Ленинском р-не города. При бездействии правительства города и правоохранительных органов, руководство АО «Севтелеком» почувствовало свою безнаказанность», — сообщил «Ридлан» на своем сайте.
Сейчас провайдер прокладывает новые линии — на этот раз воздушные.
Пока неясно, как вся ситуация отразится на финансовом состоянии компании и счетах конечных абонентов. Многомиллионные долги ReedLan'а «Севастополь Телеком» собирается взыскать принудительно, а использование опор, принадлежащих Горсвету, Севэлектроавтотрансу и Севэнерго, для прокладки воздушных коммуникаций тоже платное.
Комментировать ситуацию владельцы «Корад Плюс» отказываются, единственное, о чем сообщили «Примечаниям» в call-центре провайдера – «связь почти восстановлена».
Однако абоненты ReedLan продолжают жаловаться в соцсетях на отсутствие Интернета и кабельного ТВ.
По данным портала comnews.ru, в 2015 году абонентская база «Ридлана» оценивалась приблизительно в 6 тысяч домохозяйств. Согласно оценкам украинской консалтинговой группы E&C, на конец 2013 года провайдер контролировал 6,73% рынка в городе.