Распродажа Севастополя: Овсянников, куда вас несет?

27-11-2018 06:26:34
Автор: Татьяна Никитина
Губернатор называет депутатов, сенаторов и предпринимателей бестолковыми, потому что и впрямь за дураков держит. К такому выводу «Примечания» пришли, сравнив планы по приватизации городского имущества с Крымом и материком. Такой тотальной распродажи госим

Через неделю, 4 декабря, законодательное собрание Севастополя вернется к рассмотрению скандального законопроекта, утверждающего план приватизации госимущества города на следующий год.

На внеочередном заседании, созванном по требованию губернатора, депутаты не смогли рассмотреть проект закона, потому что правительство внесло его без заключения Контрольно-счетной палаты. На переносе рассмотрения настаивали депутаты прогубернаторского блока — Борис Колесников, Татьяна Лобач и еще несколько их коллег. Эта группа из девяти депутатов подготовила письменное обращение, чтобы зафиксировать свою просьбу — на случай, если потом будет суд. В итоге Екатерина Алтабаева приняла решение о переносе рассмотрения плана приватизации на 4 декабря.

Если вы посмотрите это заседание закса, вам станет скучно — закон так и не рассматривали, обсуждали только, стоит ли переносить его первое чтение.

Но на самом деле мы наблюдаем, как Овсянников, с помощью лояльных ему депутатов, водит Алтабаеву по минному полю и ждет, когда она ошибется. Управленческие качества Овсянникова можно оценивать по-разному, но одно несомненно — он мастер кадровой, аппаратной и судебной интриги.

Поэтому сейчас спикер заксобрания оказалась в сложном положении, ей нужны и выдержка, и осторожность. Помните, как спустя три месяца после утверждения бюджета на 2018 год, зацепившись за процедурные вопросы, губернатор подал иск в отношении спикера заксобрания? Это была первая, неудавшаяся попытка, ситуация может повторится в любой момент.

Пожалуй, так же непросто сейчас Вячеславу Аксенову, председателю бюджетной комиссии парламента. Все поправки в законопроекты о бюджете Севастополя на следующий год и о приватизации госимущества города рассматриваются сначала на его комиссии, в которой работает шесть депутатов — трое из группы Чалого и трое из губернаторского блока.

Во многом благодаря упорству и последовательности Аксенова чиновники все еще не могут реализовать свои схемы — сначала накачать ГУП имуществом, затем преобразовать ГУП в ООО и через год продать долю города. 

Губернатор утверждает, что приватизация госпредприятий необходима для сбалансированности бюджета города — продажа госимущества может принести 1,6 млрд рублей в его доходную часть. Его зам Илья Пономарев давит на парламент, обвиняя группу Чалого в «глухом, безграмотном противодействии».

Депутаты стоят на своем, хотя заявляют, что они сторонники приватизации — но против ее поспешности и непрозрачности. Так почему же они не могут договориться?

В плане приватизации на 2019 год речь идет о 13 предприятиях.

Это ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию города Севастополя»; ГУП «Агентство «Союзпечать»; ГУП «Единый информационно-расчетный центр»; ГУП «Пансионаты Севастополя»; ГУП «Севавтотранс»; ГУП «Севастопольский морской порт»; ГУП «Управляющая компания Гагаринского района-2»; ГУП «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя»; ГУП «Управляющая компания «Инкерман»; ГУП «Управляющая компания Нахимовского района»; ГУП «Управляющая компания «Север»; ГУП «Управляющая компания «Стрелецкая бухта»; ГУП «Севастопольгаз». 

До этого, в 2017 году, чиновники приватизировали еще семь ГУПов.

Таким образом, всего за три года Овсянников и Пономарев хотят вывести из собственности города 20 предприятий.

Рустэм Зайнуллин, глава департамента имущественных и земельных отношений, не лукавит, когда говорит о том, что есть поручение федерального центра о постепенной приватизации госпредприятий. Это общий тренд, которому следуют во всех регионах.

Но при этом в других городах и субъектах приватизируют, например, комбинаты питания, но не транспортные предприятия. И не 20 предприятий за три года, а одно за такой же период времени.

«Примечания» изучили этот опыт и убедились — у законодателей есть веские причины, чтобы препятствовать тому, что задумал Овсянников.

Причина 1: нет понимания последствий для города и горожан

Мы знаем только, какие предприятия планируют приватизировать чиновники. Но никто в Севастополе не понимает, какими будут последствия вывода этих ГУПов из собственности города. 

Против включения в этот перечень Севморпорта, осуществляющего катерные и паромные пассажирские перевозки на Северную сторону, активно возражает вице-спикер Александр Кулагин. 

Помните, как два года тому назад частная компания заявила о нерентабельности перевозок и сняла паромы с линии Артбухта — площадь Захарова? Проблему решили только через пять месяцев простоя: власти выкупили паромы за 59 млн руб. Однако сейчас Овсянников настаивает на приватизации порта.

О том, что объекты транспортной инфраструктуры необходимо исключить из законопроекта, депутаты говорили еще при первом его рассмотрении в январе. С тех пор прошел почти год, план приватизации вносят уже в четвертый раз, однако чиновники упорно включают в него Севморпорт. 

Не меньше вопросов вызывает и приватизация ГУП «Севавтотранс», который обеспечивает работу севастопольского автовокзала и трех автостанций. Мы не знаем, в каком еще городе власти дошли до приватизации предприятия такого профиля.

Против передачи в частные руки управляющих компаний выступают не только депутаты. В правительстве есть дальновидные хозяйственники, которые понимают, что приватизация УК только добавит проблем в городском ЖКХ — но их мнение Овсянников не слышит.

В конце прошлого года был составлен рейтинг управляющих компаний. В него вошли 43 УК, среди которых на тот момент было 10 ГУПов. По данным рейтинга, хуже всего дела были именно у частников.

По информации горхоза, частные компании попали в конец рейтинга в связи с тем, что у них были задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, большое количество штрафов от Госжилнадзора и много неотработанных жалоб жителей. На директора государственной УК можно воздействовать, вплоть до увольнения. А с частной компанией недовольным горожанам что делать?

Причина 2: в других городах распродажи нет

Севастополь часто сравнивают с Сочи, поэтому «Примечания» поинтересовались судьбой сочинских муниципальных предприятий. Все они вполне успешно функционируют в форме МУПов, никто их не преобразовывал в ООО. На сайте администрации есть список.

Вот МУП «Сочиавтотранс» и даже  МУП «Лазаревскоеавтотранс» (это примерно как если бы в Каче у Николая Герасима был свой отдельный автотранспортный МУП). Городской расчетный центр, кинотеатр — все в муниципальной собственности. 

Деятельность Анатолия Пахомова, возглавляющего Сочи много лет, оценивают по-разному, но он, безусловно, не временщик, а хозяин в городе. Поэтому Пахомов даже баню — МУП «Бодрость» — в частные руки не передал. Нужна она муниципалитету для осуществления функций городской власти? Видимо, нужна, там по средам пенсионеры моются по льготному тарифу.

Матерого и опытного Пахомова никак не назовешь молодым технократом, но вот в Нижегородской области к власти пришли именно такие управленцы. В прошлом году губернатором в этом регионе стал 40-летний Глеб Никитин, бывший коллега Овсянникова по Минпромторгу. После этого мэром Нижнего Новгорода стал его ровесник, бывший депутат Госдумы Владимир Панов. Так мы узнали, что технократы могут не только планы приватизации рисовать, но и быть вполне себе олдскульными хозяйственниками, лично по ночам проверяющими уборку снега.

Список МУПов Нижнего Новгорода тоже обширен. Мы проверили аналогичные по профилю предприятия —  МУП «Городская управляющая компания», МУП «Нижегородпассажиравтотранс» - все в городской собственности.

Но это - муниципальная собственность, к ней у федералов меньше требований по приватизации, чем к государственной. Севастополь, будучи субъектом федерации, в этом плане оказался в противоречивой ситуации. Предприятия города — это госсобственность, хотя выполняют они те же функции, что муниципальные предприятия в других городах.

Поэтому интересен пример другого города федерального значения  - Санкт-Петербурга. Вот перечень ГУПов по состоянию на 2018 год.

Питерский ГУП пассажирского автомобильного транспорта никто не приватизирует. Завод по переработке ТБО тоже остается госпредприятием. И даже ГУП «Продовольственный фонд», специализирующийся на закупке зерна и производстве муки, тоже в собственности города.

А что же приватизируют в Питере? В плане на 2017 год и период 2018-2019 гг. был указан только один ГУП — «Комбинат социального питания «Юность».

Если вы захотите узнать, сколько предприятий в собственности Севастополя — не думайте, что так же легко найдете эту информацию. У Овсянникова на сайте правительства в соответствующем разделе значится всего пять ГУПов — видимо, в понимании чиновников, столько собственности и должно остаться у города. 

Причина 3: в Крыму тоже не торопятся

У главы республики Сергея Аксенова нет проблем во взаимодействии с Госсоветом, и он мог бы согласовать любой план приватизации. Но, в отличие от нашего молодого технократа, Аксенов демонстрирует разумную осторожность в этом вопросе.

В плане на 2017 год было пять предприятий. Среди них три завода — Симферопольский фурнитурный, Евпаторийский авиационный и Феодосийский оптический, один институт (НИИ по разработке парашютов) и одно стройуправление. Кроме них — несколько зданий и объектов незавершенного строительства, в разных районах республики. На 2018 год добавили еще ГУП «Крымгеология» и Симферопольский винзавод.

В 2019 году Крым планирует приватизировать все те же ГУПы, преобразование которых в хозяйственные общества не было завершено  в прошлом году. В октябре Совмин и профильный комитет Госсовета рассмотрели план на 2019 год — в нем всего шесть предприятий.

Для сравнения — в небольшом Севастополе только в 2017 году спешно было приватизировано семь предприятий, сейчас их готовят к продаже.

Приватизирует ли Аксенов ГУП «Крымавтотранс» или ГУП «Крымские морские порты»?  Нет, ему далеко до размаха наших господ-концессионеров.

«Примечания» посмотрели и планы крымских муниципалитетов — в основном в городах, в том числе и в Симферополе, приватизируют помещения. Важных для жизнедеятельности городов транспортных и коммунальных предприятий мы в этих документах не нашли.

Причина 4: госимущество можно продать только однажды

Приватизировать и продать госпредприятия можно только один раз —  после этого город утратит права на эту собственность.  Потом могут и судебные процессы, и уголовные дела — но ущерб, нанесенный городу, уже вряд ли будет возмещен.

В прошлом году ГУПы  «Севгеоцентр»,  «Благоустройство»,  «Управляющая компания», УК «Центр», «УК Гагаринского района-1», «УК Балаклавского района» и «Севтелеком»  стали хозяйственными обществами.

Представляя этот законопроект в начале 2017 года, Илья Пономарев акцентировал внимание депутатов на том, что в ближайшем будущем город останется собственником акций и долей этих обществ.

Однако сейчас чиновники планируют продать сто процентов долей и акций всех семи предприятий — это следует из прогнозного плана, внесенного губернатором на рассмотрение депутатов.

Вот таблица распродажи.  Согласны ли жители Севастополя с такими темпами вывода городской собственности? 

Хозяйственные общества, акции (доли в уставном капитале) которых планируются к приватизации в 2019–2021 годах:

Причина 5: приватизация или схема дерибана?

Самая важная причина, по которой депутаты сопротивляются эти планам  — отсутствие доверия именно к этой команде чиновников. «Приватизацию должны проводить люди, которые могут работать прозрачно, открыто и честно», — заявил вице-спикер Александр Кулагин. Можно ли назвать Овсянникова, Пономарева и Зайнуллина именно такими управленцами?

Вокруг деятельности инициаторов приватизации 20 севастопольских ГУПов все больше коррупционных скандалов. 

Одно из последних задержаний чиновников правительства — в сентябре по обвинению во взяточничестве был задержан заместитель Зайнуллина Сергей Прямков. 

Недавно на сайте, который в городе считают медиа-партнером правительства, появился материал, в котором следователей Следкома обвиняют в том, что они используют Прямкова и заставляют его подставить Зайнуллина.  Эти наезды на Следком через СМИ говорят о том, что силовики подбираются все ближе к тем, кто принимает решения. 

Дмитрий Овсянников верно сформулировал опасения заксобрания: депутаты заявляют, что мы все по карманам распродадим. Но не привел ни одного доказательства, что этого не случится.

Что мы вообще слышим от правительства о необходимости приватизации? Что от ГУПов надо избавляться по распоряжению федерального центра. Но, как показывает опыт других субъектов, никто не велит срочно передавать в частные руки рыночные или транспортные предприятия.

Еще один аргумент Овсянникова — неэффективная работа ГУПов. Так расскажите нам об эффективности предприятий после их преобразования в хозобщества.

Почти год тому назад правительство уже приватизировало одну из крупнейших управляющих компаний города — ГУП «УК» стало ООО «УК», однако доля в сто процентов этого ООО все еще принадлежит городу. Директором остался все тот же Игорь Валис – депутат из губернаторского блока.

И что, намного эффективнее стала работа этой управляющей компании? Что вообще изменилось в ее деятельности, кроме того, что ее готовят к продаже, и УК со всем ее имуществом окончательно перейдет в частные руки? 

Мы посмотрели, как процесс вывода государственной и муниципальной собственности проходит в других городах — от Сочи до Нижнего Новгорода, от Симферополя до Санкт-Петербурга, и у нас только один вопрос к губернатору: г-н Овсянников, куда вас несет с приватизацией? К чему такая тотальная, беспрецедентная распродажа?

Есть вопросы и к муниципалам — вас ведь севастопольцы тоже выбрали для защиты своих интересов. Депутаты муниципальных округов, как вам приватизация УК? А приватизация Севморпорта? Так и будете молчать?

И в самом деле — давайте все помолчим. Не будем мешать господам-концессионерам бестолковыми вопросами. И дадим им закончить красивую игру с рынками, автостанциями, паромами, зданиями в городе, домами на ЮБК и другой городской собственностью.


Показать полную версию новости на сайте