Николаев предложил наказывать региональных чиновников за срыв нацпроектов

06-12-2018 17:44:45
Автор: Нина Авдеенко
Качественной работе над национальными проектами в регионах мешает целый ряд негативных факторов. У местных чиновников нет четкой стратегии действий, должной квалификации, инвесторов они привлекают крайне неактивно. В таких условиях необходимо разработать

В качестве примеров он привел два региона – Республику Крым и город Севастополь. В субъектах сложились выгодные условия для развития малого и среднего предпринимательства (МСП), сформировалась благоприятная конкурентная среда, ведь из-за санкций здесь нет крупного бизнеса. «Оба региона могли бы стать подходящей пилотной площадкой, чтобы отработать меры государственной поддержки предпринимателей, актуальные для всей страны. Однако на деле большинство таких механизмов здесь либо вообще отсутствуют, либо применяются, что называется, для галочки», – считает Николаев. Он рассказал, что местные банки говорят о поддержке МСП, на самом же деле избегают работы с ним. При этом один государственный банк предлагает кредит по процентной ставке, которая на восемь-десять пунктов выше, чем в других регионах. Сроки рассмотрения заявок, как правило, затягиваются, и в большинстве случаев предприниматели получают отказ без объяснений. Микрофинансовые фонды, которые финансируются государством, в качестве гарантии возврата кредитов требуют от предпринимателя стопроцентный залог и при этом снижают цену залогового имущества до 50%. А гарантийные фонды, которые предоставляют услуги поручительства по кредитным договорам, в Крыму и Севастополе пока не аккредитованы Корпорацией МСП, и соответствующие соглашения с ними не подписываются. Согласно данным сервиса «Бизнес-навигатор» Корпорации МСП, на полуострове очень мало помещений, которые предприниматели могли бы арендовать, а земельные участки отсутствуют. Инвентаризация имущества и участков не завершена, сроки постоянно затягиваются, федеральные средства расходуются. Николаев также отметил, что был принят федеральный закон о свободной экономической зоне (СЭЗ) в Крыму и Севастополе. Однако до сих пор на местном уровне не принята необходимая правовая база, чтобы этот закон полноценно заработал.

Кроме того, не действует в полном объеме федеральная норма о выделении земли без конкурсов под инвестиционные проекты в СЭЗ. Вдобавок с начала 2018 г. исчезла льгота по социальному налогу. «Все это существенно снижает привлекательность свободной экономической зоны в Крыму.

Так что, как видим, отнюдь не внешние санкции во всем виноваты, а внутренние недоработки. Очень многие предприниматели хотят работать здесь, но столкнувшись с местными реалиями уезжают в соседние регионы. Примерный отток инвестиций за год составил порядка 100 млрд рублей – серьезная сумма для полуострова.

Для сравнения, в СЭЗ на Дальнем Востоке правила игры для инвесторов не меняются, и государство гарантирует такое стабильное положение на ближайшие лет 10. Сегодня частные инвестиции там исчисляются уже триллионами рублей», – сказал Николаев. Ярким примером того, как южный регион теряет инвесторов, служит история с оптово-распределительными центрами (ОРЦ). Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин разрешил строительство с привлечением бюджетных средств в Крыму небольших ОРЦ (5 тыс. т продукции, в остальных регионах бюджетное финансирование получают проекты от 30 тыс. т). Такие объекты важны для данного региона, так как помогают решить проблемы транспортной доступности, сохранить и переработать продукты питания, способствуют снижению цен на них в торговых сетях. Однако Минсельхоз Крыма сообщил, что заявки от потенциальных инвесторов в ведомство еще не поступали. В Севастополе строительство тоже не начато, добавил Николаев. «Нацпроекты, в том числе по развитию МСП, на местном уровне всячески тормозятся. Чтобы этого не происходило, нужно разработать для региональных властей четкие KPI, то есть показатели эффективности работы по реализации нацпроектов.

И здесь крайне важен уровень квалификации местных чиновников. Нужно периодически проводить их аттестацию на профпригодность и по ее результатам принимать кадровые решения», – подчеркнул Николаев. 

Он также добавил, что контроль за этой работой должен быть многоступенчатым. Независимые мониторинги с участием деловых и общественных организаций, ОНФ и самих предпринимателей необходимо проводить на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом важно наладить хорошую обратную связь между органами власти в регионах, общественниками и самими предпринимателями, мнение которых должно обязательно учитываться при выполнении нацпроектов, заключил представитель ОНФ.


Показать полную версию новости на сайте