На внеочередное повышение арендной платы владельцы торговых палаток на рынке 5-го км пожаловались уполномоченному по правам предпринимателей в Севастополе Тимофею Смирнову. По их словам, в этот раз арендная плата была повышена незаконно.
Дело в том, что при распределении мест на рынках города и НТО договоры заключаются на 11 месяцев — чтобы избежать государственной регистрации, которой подлежат все обязательства, длящиеся больше 1 года. Можно было бы заключать договор на 364 дня, но последний месяц без одного дня сильно усложнит бухучет.
В 2017 году договоры на места на рынке 5-го км были заключены в октябре. При этом аренда была повышена в очередной раз — до 221 рубля за кв. м в месяц. В сентябре 2018 года их перезаключили уже в новой ценой — 300 рублей за кв. м. Эта цифра зафиксирована в договоре. А спустя два месяца, предпринимателям «Вещевого рынка» объявили: с Нового года они будут платить по 350 рублей за кв. м. И это при торговле промтоварами, за реализацию продуктов питания нужно платить еще дороже — 400 рублей.
На рынке «Южный», через дорогу от «Вещевого», тарифы подняли до 500 (промтовары) и 600 (продтовары) рублей за кв. м.
Причин повышения арендной платы торговцам не объяснили, уверяют они. Показали лишь бумагу о том, что уборка рынков дорожает — в связи с ростом НДС до 20%. И если раньше предприниматели легко соглашались на все, понимая, что цены растут, налоги повышаются, стоимость топлива увеличивается (удивительно, но у нас этот показатель влияет даже на недвижимость), то теперь они ищут защиты у бизнес-омбудсмена.
Летом 2018 года, когда в Севастополе разгорелся скандал вокруг перехода частного рынка «Чайка» в рыночный ГУП по решению судов, глава управления потребительского рынка и лицензирования Вадим Кирпичников говорил, что арендная плата повышается, но не для отдельных предпринимателей, а для рынка в целом — в соответствии с кадастровой стоимостью. Отдельных ларьков это не коснется. Чиновник даже приводил в пример рынок на 5-м км, мол, там аренда не растет.
Но он лукавил — аренда там пересчитывалась неоднократно. Причем в последние годы изменилась сама схема оплаты. Раньше, при Украине, торговцы платили только за ларек, а выносные прилавки, вешалки, выставочные конструкции оплачивались отдельными «местовыми». Их брали лишь тогда, когда товар выставляли. А например, в дождь, когда все внутри ларька, под крышей, можно было не платить.
Сейчас в расчет включают все, в том числе асфальт перед ларьком, куда ты можешь выставить свой товар или положить примерочную картонку. Соответственно, месячные платежи выросли в разы.
Мало того, на той же «Чайке» после захвата предпринимателям тут же объявили о повышении.
Поведение правительства понятно. Как в любом дотационном регионе, чтобы получить в следующем году больше денег от федерального центра, чиновникам нужно не только хорошо осваивать (хотя на этот показатель смотрят в первую голову), но и демонстрировать, что инвестиции не пропали втуне. Как? Повышая собственные сборы в бюджет.
Этим подчиненные Овсянникова и занимаются, увеличивая платежи для предпринимателей.
То, что непосильная фискальная ноша душит малый и средний бизнес и в итоге приводит к снижению налоговых сборов, чиновников не интересует. Не годами же им здесь сидеть.
Хотя, возможно, у арендного бремени есть и другая функция. В Севастополе уже не раз заходила речь о том, что рынок на 5-м километре нужно снести как несоответствующий стандартам. Но это потом.
Сначала чиновники хотят протащить через заксобрание прогнозный план приватизации государственных предприятий. Среди них есть и ГУП «Управляющая компания оптово-розничных и торговых комплексов Севастополя», занимающийся почти всеми рынками города. Предприятие прибыльное, но его почему-то настойчиво толкают в частные руки, хотя правительство РФ рекомендовало приватизировать, прежде всего, активы убыточные.
Поэтому, поделились с «Примечаниями» владельцы точек на рынке, чиновники и вводят высокую аренду, чтобы торговцы сами ушли с насиженных мест. Рынок опустеет, перестанет функционировать, и его, уже после продажи, объявят лишним. А потом площадку в престижном районе города просто застроят, как происходит в Севастополе с любой свободной землей.
Но если для чиновников договор не указ, то предприниматели должны соблюдать его буква в букву. Иначе получится как у сувенирщиков Балаклавы, которые осенью этого года едва не лишились бизнеса из-за странных указаний чиновников.
Весной 2018 года предприниматели Балаклавы добились, наконец, разрешения стоять на набережной. До этого правительство неоднократно заявляло, что все НТО там незаконны. В результате с чиновниками удалось договориться: вместо 24 ларьков у причалов, где швартуются ялики с туристами, оставили всего 10, приведя их к единому стилю.
Новые ларьки на набережной Балаклавы привели к единому стилю
Торговцы рассказали «Примечаниям», что когда им предложили подписать договоры, никто не вчитывался, что там написано. Оказалось, на одном из листов был список допущенной к реализации сувенирной продукции.
Все, что за рамками списка, должно быть убрано с прилавков. Под запрет попал текстиль — футболки, полотенца, кепки. Детские игрушки — сачки, пенопластовые самолеты, светящиеся в темноте безделушки. Пляжный инвентарь — коврики, круги, шлепанцы. В общем, самый ходовой товар. Чиновники посчитали, что прилавки с ним выглядят неэстетично.
«Исчерпывающий» перечень допущенной к реализации сувенирной продукции — всего 13 позиций. В Балаклаве говорят, что в центре Севастополя, где тоже торгуют сувенирами, такого маразма нет
Предприниматели теряли в сезон деньги, туристы возмущались — как так, на набережной нельзя купить кепку? Но чиновникам было все равно. Точнее, не все равно: они регулярно приходили с проверками и стращали расторжением договора тех, кто осмелился вывесить над прилавком тельняшку.