«В театре больше всего я люблю удивляться. А импровизация — как раз такой, удивительный и непредсказуемый жанр», — описывает своё детище автор и режиссер проекта, актер «Московского театра на Юго-Западе» Максим Драченин.
В этом году серия батлов началась в Санкт-Петербурге, вторыми в игру вступили Севастополь и Крым. Поддержку проекту в Севастополе оказывало Главное управление культуры города. Завершатся игры в столице на исторической сцене музыкального театра «Геликон-опера» с участием команд из Москвы, Санкт-Петербурга и Крыма.
10 декабря состязались две команды — группа из пяти актёров Севастопольского драматургического театра имени Луначарского принимала у себя команду из Крымского академического драмтеатра имени Горького.
Ожидалось, что это будет «состязание в остроумии, находчивости и непредсказуемости, то есть в жанре импровизации». Импровизационные жанры звучали так: парные и групповые этюды, беспредметный раунд, игра без слов с помощью пантомимы и «только предлагаемые обстоятельства».
Максим Драченин (слева) и актеры театра им. Луначарского
Приблизительные сценарии для разыгрываемых сценок, как было объявлено, сочинили зрители. Кассир и покупатель, которому не дали сдачу, парикмахер и его недовольный клиент, парень, опоздавший на свидание к девушке.
Увы, актеры не смогли превратить простые истории в интересный театральный акт. Более того – примитивные, банальные ситуации, выданные зрителями, они умудрились заземлить еще больше.
Возможно, зрительскими сюжетами можно оправдать банальность рамок, в которые были втиснуты молодые актёры, вынужденные играть в неокомсомольской песочнице. Чего только стоит раунд, где актёры играют в «крокодила» и показывают друг другу мимикой и движениями то шланг, то люк.
Команда симферопольских актеров
Кто-то может сказать, что это не банальность, а универсальность, веселье, доступное всем. Но честнее охарактеризовать его как веселье разрешенное, безопасное.
Не так давно русскоязычный сегмент youtube смеялся над пародией на «Вечернего Урганта». Пародист бросал сам в себя ножи - символы острых тем, от которых Ургант старательно уворачивается. Примерно то же самое происходило на сцене Луначарского.
Актеры избегали всего «опасного». Но в отличие от шоу Урганта, юмор получился плоским и натянутым, как сова на глобус.
Да, у некоторых получались остроумные реплики, вроде того, что вместо кожи на голове Сергея Безрукова березовая кора. Но все же на выходе, из-за удушающих сценарных рамок получилось рафинированное действо, сильно напоминающее игры КВН отборочных туров. Марионетки должны двигаться строго определённым образом, произносить то, что велено. Иногда можно пошутить про шествие людей с розовыми волосами, посмеяться про ЛГБТ, но обязательно в негативном, насмешливом ключе. Искусство должно четко идти в ногу с политикой государства.
В какой-то момент стало вообще непонятно: почему актерский импровизационный батл проходит только через юмор? Почему из двух масок трагедии и комедии использована лишь одна?
Возможно, куда интереснее импровизация смотрелась бы как раз на материале трагедии. Трагическая роль, сыгранная плохо и неестественно, может хотя бы выглядеть комично, а несмешные, душноватые остроты уже ничего не спасет.
Ни название, отсылающее к модным-молодежным хип-хоп батлам с ютуба, ни гламурно-хипстерский минималистичный дизайн буклетов с жизнерадостными тегами.
Но от трагического российских зрителей, видимо, принято отучать - если речь не идёт, конечно, о Великой Отечественной. Обывателю нужно почаще напоминать, что жизнь прекрасна, иначе он перестанет в это верить, не находя подтверждений в реальности. Хотя сам же обыватель своими сценариями и просит – сыграйте жизнь, а не капустник. Простую, неказистую, но живую жизнь.
Актеры загадывают действие, взаимодействуют с предметом, а публика должна угадывать, что собственно происходит
Для этого не нужны вымученные шутки. В свое время New York Times выпустил серию роликов под названием 14 actors acting. На каждом из 14 видео один актер в пантомиме отыгрывает импровизацию по заданному ему короткому сценарию. Например – показать разговор по телефону, в ходе которого персонажу сообщают неприятную новость. Просто сильную эмоцию, самовлюбленность. Посмотрите эти видео, вы не останетесь равнодушны. Там все просто, без лубка и масляковщины.
К концу непредсказуемого и удивительного вечера (я ведь шел на актерское состязание, а попал на современный, несмешной КВН) откуда-то из глубин подсознания выплыл хитренько подмигивающий Евгений Ваганович из бабушкиного телевизора.
Мягко говоря, он не слишком уж хорошо шутит. Но его не хватало на этой сцене. Кажется, что своими старческими отработанными панчами может дать фору молодым конформистам.
Между тем, сама актерская игра была достойна похвалы. Отдельное спасибо Татьяне Скуридиной - она практически одна вытягивала это мероприятие. Спасибо и актерскому таланту Александра Порываева.
Формула «Как корабль назовешь, так он и поплывет» работает не всегда, и в случае с импровизационным актёрским «батлом» она точно не подействовала. Почему-то автор проекта решил, что нужно непременно позиционировать его трендово и броско, мероприятие ведь заявлено как молодежное и креативное, игры-то #федеральные, тегов по этому случаю расставили вдоволь, вроде #мываслюбим. Что ж, хорошо рифмуется со сложившейся политической ситуацией «двойного послания» — нам говорят, что любят, а на деле — в лучшем случае, «держитесь там».