Минувшей весной родители детей, занимающихся плаванием в одной из групп севастопольской спортивной школы №1 олимпийского резерва, заметили, что их дети жалуются на неприятные симптомы: затяжной кашель, зуд кожных покровов, резь в глазах, жжение на слизистых. Кроме того, пловцы отмечали, что вода в бассейне на ул. Вакуленчука, где проходят тренировки, визуально грязная, а в помещениях нечем дышать — вентиляция не справляется.
Родители попытались выяснить, что происходит в бассейне, и обратились к руководству бассейна и директору спортшколы Олегу Вечирко. Но внятных ответов, по их словам, не получили. «Это все оттого, что дети в воду мочатся», — вспоминали они одно из последовавших объяснений. Тогда родители обратились к главе управления молодежи и спорта Сергею Резниченко, сходили на прием к вице-губернатору по социальным вопросам Юрию Кривову, написали заявление в прокуратуру и Роспотребнадзор.
В результате выяснилось, что часть оборудования, смонтированного во время украино-российского капремонта, закончившегося в декабре 2016 года, уже не работает. Поэтому после многочисленных жалоб в августе бассейн закрыли на ремонт.
20 сентября 2018 года он открылся снова — в день начала чемпионата Севастополя по плаванию. Сейчас вода в бассейне визуально чистая, а здоровье большинства детей нормализовалось (правда, некоторые продолжают болеть довольно серьезными дерматологическими заболеваниями). Но диалога с руководством бассейна по-прежнему нет, говорят родители.
Как часто проводятся замеры остаточного хлора? Каковы результаты анализов воды и почему они недоступны родителям? Чем и как часто моют бортики бассейна? Как контролируется температура воды? Все эти вопросы они задали директору спортшколы Олегу Вечирко во время круглого стола по вопросам функционирования бассейна на площадке ОНФ.
На встрече в ОНФ Вечирко признал, что в октябре 2017 года в системе фильтрации воды действительно произошла авария — вышел из строя один из трубопроводов, подводящих воду к песочному фильтру. Оборудование это было поставлено из Франции, запчастей на него в Крыму нет, поэтому ремонт затянулся. Кроме того в марте 2018 сломался французский робот, моющий чашу бассейна. Пришлось покупать новый.
Один из блоков приточно-вытяжной вентиляции не работает до сих пор. И заменить его не могут — купить запчасти негде. Но система полностью дублируется. Вентиляцию в бассейне включают по требованию тренеров, так как в зимнее время года она может значительно охладить воздух в бассейне.
Количество уборщиц, дезсредства, качество уборки помещений — все соответствует нормам, утверждал директор. Но родители продолжали спрашивать: почему бортики пахнут и выглядят грязными? Почему у детей появились подошвенные бородавки?
Постепенно дискуссия перешла к другому важному вопросу: родители просили не расформировывать бригаду тренеров, занимающихся с их детьми. Дело в том, что один из тренеров группы совершенствования спортивного мастерства, Аркадий Власенко, получает выговор за выговором.
Последний выговор Аркадий Власенко получил на следующий день после встречи в ОНФ — за то, что отказался везти за свой счет спортсмена на соревнования в Саранск.
Родители утверждают, что причины для взысканий — надуманные, а началось все после того, как были написаны жалобы. Они переживают, что тренера скоро уволят «за разговорчивость».
А вчера в спортшколе прошло собрание коллектива. Формальная повестка — итоги года. Фактическая — «разговор о поведении Власенко». Накануне ForPost выпустил заметку с итогами встречи в ОНФ и комментариями руководства школы. И ее решили обсудить — в лучших традициях «швондеровщины».
Олег Вечирко и его зам Владимир Чигарев прямо заявили, что жалуются на воду всего 13 родителей из ста, и большинство занимаются у бригады тренеров Аркадия Власенко и Виктории Матвеюк. Именно от них, считает администрация, и исходит кляузная инициатива.
«Откуда родители могут знать, что работает, а что не работает у нас в бассейне? — спрашивал у присутствующих Чигарев. — Откуда они знают, сколько фильтров, что с вентиляцией? Это все с подачи тренеров происходит. Из-за них весь сыр-бор, они ведут себя неподобающе».
«Это они [Власенко и Матвеюк] мешают вам тренироваться», — заявили в президиуме. Они не умеют работать с родителями так, чтобы те никуда не жаловались. В итоге руководство споршколы страдает — им приходится отвечать за все перед вышестоящим начальством. И вообще, считает администрация бассейна, жалобами можно добиться только одного: закрытия бассейна. Ведь денег на ремонт как не было, так и нет.
Внезапно Вечирко поднялся и предложил, в качестве резюме, подписать коллективное письмо с извинениями в адрес правительства города и управления молодежи и спорта.
«Мы должны извиниться перед нашим губернатором и вице-губернатором, перед управлением за то, что в нашем стаде из 20 тренеров есть такая вот паршивая овца, — заявил директор. — Мне жалко [сотрудницу управления молодежи и спорта], которая вынуждена писать отписки на каждую жалобу. У людей много работы, а они их отвлекают».
Возмутили его и журналисты, написавшие заметку со слов родителей, «даже не побывав в бассейне». Но оказалось, что и ForPost, и «Примечания» на собрание пришли и сидят в первом ряду.
После мероприятия Вечирко и Чигарев устроили для корреспондентов мини-экскурсию: показали фильтры, датчики, измеряющие показатели воды, журналы, куда записываются результаты, сам бассейн. Почему такие же разъяснения не дали родителям? Вечирко говорит, что такой обязанности у него нет.
Странная картина: директор обвиняет тренера в том, что он плохо работает с родителями и не гасит конфликты в зародыше, но сам тоже не хочет с ними встречаться.
В чем проблема — взять список, обзвонить родителей, пригласить их в бассейн и все показать? «У меня полно другой работы», — отмахивается Олег Вечирко.
Такая же ситуация с компенсацией расходов на командировки, из-за которой тренер Власенко схлопотал последний выговор. В прошлый раз поездку на чемпионат России оплачивали родители пловца, и спортшкола отказалась возмещать стоимость билетов, купленных «не на то число». Мама парня забронировала более ранний вылет, чтобы сэкономить 3,5 тыс рублей бюджета спортшколы, а в итоге не получила ни копейки. На новую поездку ни у нее, ни у тренера денег не оказалось. И Власенко решили за это наказать.
«У меня есть приказ, в соответствии с которым спортсмены и тренеры должны убывать на соревнования, — говорит директор спортшколы. — Копия его отправляется в управление молодежи и спорта. Билеты на другую дату я не могу оплатить.
Я много раз говорил родителям: «Найдите мне законный способ, и я верну вам эти 18 тысяч».
Получается, весь административный штат спортшколы — директор, замы, методисты и 35 человек штата управления молодежи и спорта (при Украине их было всего 4) не могут найти лазейку в законах, чтобы вернуть матери спортсмена, представляющего Севастополь на чемпионате России, честно заработанные 18 тысяч рублей. Чиновники работают, получают зарплаты, премии, а родители должны обивать пороги, выпрашивать, скандалить, будто они летали не на соревнования, а просто погулять.
У Власенко это уже третий выговор в этом году, и о предвзятости их вынесения судить трудно — в этом вопросе разберется суд, куда тренер уже обратился. Но ясно одно: происходящее в споршколе прекрасно иллюстрирует суть чиновничьей системы, теряющей остатки здравого смысла.
За 38 лет работы тренером Аркадий Власенко воспитал 31 мастера спорта, из них 19 в России и 12 на Украине, троих призеров чемпионата России, четырех призеров чемпионата Украины. Из 27 человек сборной Севастополя по плаванию шесть тренируются у Власенко и Матвеюк.
Но чиновников от спорта эти показатели мало интересуют, тем более что у олимпийского резерва Севастополя звезд по плаванию пока нет – в сборную России наши спортсмены не входят. Их интересует лишь одно: возможность сохранить свои кресла. Хороших тренеров мало, сказали Олегу Вечирко родители на собрании в ОНФ. Хороших директоров еще меньше, отозвался он.