Из 7,6 млрд рублей федеральной субсидии, поступившей в бюджет города на объекты ФЦП в 2018 году, к 15 ноября правительство Овсянникова смогло освоить чуть больше 30%. Это следует из документов о фактической оплате по госконтрактам, которые есть в распоряжении «Примечаний». К 1 декабря, как недавно сообщил курирующий ФЦП по развитию Крыма и Севастополя заместитель министра экономического развития Сергей Назаров, этот показатель вырос до 43% (3, 3 из 7,6 млрд). Вчера Дмитрий Овсянников с уверенностью заявил, что к концу года ФЦП Севастополя будет освоена на 65 процентов. Однако в последние дни декабря губернатор открыл только два новых ФАПа в селах Гончарное и Широкое.
Впрочем, до конца года есть еще несколько дней. 24 декабря казначейство планировало прекратить прием документов, но видимо, правительство убедило казначеев продлить оплату госконтрактов еще на несколько дней.
Когда представители СМИ спрашивают Овсянникова о данных по освоению ФЦП, он чаще всего парирует — вы думаете, жителям города интересны эти цифры? Да, они нам интересны: эти цифры напрямую отражают темп развития города — или его отсутствие.
Однако разбираться в том, какие объекты в городе строятся по графику, а что из проектов безнадежно провалено, нам приходится самим. Правительство замалчивает эту информацию - чиновники в заксобрание с отчетами не приходят, департамент общественных коммуникаций не сообщает СМИ и горожанам информацию о ходе работ по объектам.
Освоены на 65% — что стоит за этой цифрой?Судя по документам с данными на начало ноября, лучше всего федеральные средства освоил департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры. Ведомство потратило на оплату госконтрактов на строительство дорог 558 млн из 1,3 млрд рублей, это составило около 40%. К декабрю дорожники улучшили показатели — был сдан большой объем работ по реконструкции Камышового шоссе.
В реальности это означает, что обновление дорожной инфраструктуры — это те изменения к лучшему, которые отмечают и жители города, и те, кто приезжает в Севастополь.
Судя по документам, строительство и реконструкция дорог, финансируемых по ФЦП, идет по графику. Так, средства, выделенные в этом году на оплату работы подрядчика на седьмом этапе трассы «Таврида» к ноябрю были потрачены почти полностью — 300 млн из 335 млн руб.
Реконструкция Камышового шоссе тоже идет полным ходом. На сегодня фактическая оплата по этому контракту составляет 635 млн руб (из 798 млн руб запланированных), в этом можно убедиться в единой системе госзакупок. Напомним, общая стоимость работ по реконструкции Камышового шоссе составляет 1 млрд 352 млн руб, срок выполнения работ — до 31 мая 2019 года
Больше всего объектов ФЦП у департамента капитального строительства. На оплату госконтрактов по их проектированию и строительству из федерального бюджета было выделено 4,5 млрд руб. К 1 ноября чиновники смогли освоить только 1,67 млрд руб, или около 37%.
В реальности это означает, что среди десятков объектов капстроя есть лишь несколько, которые строятся по графику.
Вчера, на своей итоговой пресс-конференции в числе объектов, которые точно будут сданы в ближайшие дни, Дмитрий Овсянников назвал два парка, детский сад, берегоукрепления.
Два парка — это сквер у Владимирского собора-усыпальницы и территория возле монастыря Святого Георгия на Фиоленте.
За реконструкцию сквера у собора город уже заплатил почти 40 миллионов, по данным на начало ноября федеральная субсидия в размере 44 млн руб была освоена на 82%. Если верить Овсянникову (а верить ему нужно с большой осторожностью), сейчас чиновники подписывают акты выполненных работ и проводят оплату на оставшиеся 18%. Однако информация о приемке выполненных работ и фактической оплате контракта в единой системе отсутствует.
Почти по всем контрактам капстроя отсутствует информация об их исполнении, о приемке и оплате работ.
Такая же ситуация с реконструкцией территории у монастыря на Фиоленте — работы шли в хорошем темпе, к началу ноября федеральные средства были освоены на 75% (86 млн из 115 млн руб)., но в единой системе сведения о приемке и оплате работ не размещались.
Берегоукрепление, о котором говорил Овсянников, это три госконтракта на строительство дамб на реке Черной, на реке Бельбек и на реке Кача. На первый объект деньги не поступали — жители сумели доказать властям, что нет необходимости заковывать живописную речку в бетон. Контракт на строительство дамбы на реке Кача стоимостью более 66 млн руб стал предметом судебных разбирательств между капстроем и претендовавшими на него подрядчиками. Поэтому строительно-монтажные работы даже не начинались, 66 млн из федерального бюджета так и не освоены. А вот дамбу на реке Бельбек строит компания с опытом возведения берегозащитных сооружений. Работы в течение года шли в хорошем темпе, этот объект действительно скоро сдадут.
Из социальных объектов в Севастополе в стадии строительства только детские сады и школы. Два новых садика — в микрорайоне Шевченко и на улице Хрусталева, начали строить в 2017 году, в начале этого года они были сданы. Сейчас к сдаче готовят детсад на проспекте Античный — об этом вчера сообщил уволившийся вице-губернатор Юрий Кривов, курировавший социальную сферу. Детсад на Античном тоже начали строить еще в 2017 году, однако контракт был расторгнут, первый подрядчик долго судился с правительством. Сейчас объект строит ООО «Теплостройсервис». Это проверенный подрядчик, который уже построил в Севастополе образовательный центр в Казачьей бухте. Кроме детсада, эта же компания строит школу-коллегиум на Античном и вторую очередь школы в Казачьей.
Кстати, фото представителей руководства этой компании можно найти на городской Доске Почета — это единственный пример, когда подрядчик заслужил благодарность властей города.
Документов об оплате по школам и детсадам, как почти по всем контрактам капстроя, в единой системе нет. Но детсад на Античном действительно готовят к открытию, сейчас чиновники проводят конкурсы по закупке мебели, пищеблока, оборудования для медкабинета, пианино, спортинвентаря.
Отметим, что подрядчики по таким объектам, как детский сад на улице Симонка и школа в микрорайонке Радиогорка тоже уже получили оплату за большую часть работ по контракту. Возможно, садик и школа на Северной будут открыты уже в начале следующего года.
О таких объектах писать приятно и радостно. Настораживает, что работы принимаются в последние дни декабря, в авральном режиме. Но все же здорово, что на Античном уже готовят к открытию новый детский сад, а в следующем году на месте мрачного заброшенного долгостроя школы-коллегиума появится современное образовательное учреждение.
Однако проблемных объектов в Севастополе намного больше и о них тоже надо говорить.
Так, в числе неосвоенных федеральных средств — 555 млн руб, которые должны быть перечислены в качестве аванса на строительство онкодиспансера. Напомним, в августе 2017 года Овсянников обещал президенту, что строительство этого объекта начнется в декабре того же года, хотя на тот момент даже проекта онкодиспансера еще не было. Затем контракт с проектной организацией был расторгнут, для выполнения работ нашли другого подрядчика. Им стало ОАО «Гипроздрав», которое проектирует в Севастополе еще несколько объектов здравоохранения. К концу этого года проект прошел экспертизу, однако теперь чиновники не могут найти подрядчика на строительно-монтажные работы.
Судя по тому, как спешно капстрой пытается провести эти торги, онкодсипансер снова в зоне риска.
Первый конкурс — в форме электронного аукциона - был объявлен 13 ноября. Но он не состоялся, никто из серьезных подрядчиков не подал заявок. Напомним, цена контракта — 2 млрд 396 руб, однако желающих не нашлось.
Следующие конкурсы проводили уже в форме запроса предложений, это значит, что их условия очень упрощаются. Например, компаниям, претендующим на этот госконтракт, уже не нужно подтверждать наличие опыта по строительству аналогичных объектов. 23 декабря армавирские СМИ сообщили, что
конкурс по севастопольскому онкодиспансеру выиграло зарегистрированное в этом городе ООО «Диалог Инвест», микропредприятие без опыта строительства подобных объектов.
Однако второй участник конкурса, ООО «Стройкомтех» из Татарстана, заявку которого в капстрое отклонили, сейчас обжалует итоги торгов — ФАС приостановила их проведение. Это значит, что в этом году контракт уже не будет подписан, и подрядчик без опыта строительства крупных объектов не получит сотни миллионов аванса. У чиновников капстроя, допустивших эту ситуацию, появилось время для маневра.
Кольцевой газопровод через Балаклаву и Фиолент к бухте Казачья тоже стал проблемным объектом.
Этот газопровод важен не только для снабжения крупнейшей котельной в Камышах, но и для газификации огромного массива частных домов, появившихся в последние годы на Фиоленте.
В феврале этого года Овсянников побывал на объекте, запустил его строительство и написал на трубе «Спасибо Президенту». С тех пор в правительстве молчат о том, как идут работы. В июне «Примечаниям» стало известно, что строительство встало — рабочие заявили о прекращении работ из-за невыплаты зарплаты. Позже долги по зарплате им начали выплачивать частями.
По госконтракту газопровод должны были сдать к 1 декабря этого года. Однако к ноябрю из средств, выделенных на оплату первого этапа работ, было освоено только 30%. При этом каких-либо допсоглашений об изменении графиков выполнения работ в единой системе нет.
Среди объектов ФЦП есть и не такие сложные, как новые больницы или кольцевой газопровод, однако они тоже становятся проблемными. Проектирование сельского пожарного депо на две машины в селе Терновка затянулось на год, федеральные средства в сумме 8, 45 млн руб, выделенные на оплату этих работ, остались неосвоенными. Дело в том, что департамент земельных и имущественных отношений выделил для строительства депо не подходящий по площади участок. Департамент капстроя и его подвед — ГБУ «Дирекция капитального строительства», не проверили, соответствует ли площадь выделенного участка техзаданию на проектные работы. В итоге работы по контракту в феврале 2018 года были приостановлены на несколько месяцев — пока чиновники не подобрали другой участок земли.
Срыв проектирования пожарного депо в Терновке — это не единичный случай. По этой же причине, из-за неподходящего участка земли, на Северной стороне так и не началось проектирование культурно-досугового центра.
Контракт на проектные и изыскательские работы стоимостью около 11 млн руб был заключен в декабре 2017 года, срок выполнения работ — 31 июля 2018 года
Объект был включен в ФЦП, на оплату этих работ бюджет города получил федеральную субсидию. Но в феврале этого года действие контракта было приостановлено. Допсоглашения о возобновлении работ в единой системе нет — это значит, что проектировщики все еще ждут, пока чиновники разберутся с землей.
«Примечания» уже писали о том, что проектирование сорвано по десяткам объектам — в том числе, по 14 объектам спортивной инфраструктуры.
Даже два футбольных поля оказались в числе проблемных проектов. Соответственно, субсидия, выделенная на оплату этих работ, освоена на 0%.
За счет чего капстрой подтянул свои показатели в декабре? Из-за парка Победы — за все, что там творится, подрядчику заплатили 512 млн руб. Напомним, компания «Глассок-Крым» начала реконструкцию парка в январе этого года, однако к лету работы практически встали. Несмотря на то, что нарушения по срокам и качеству работ были очевидны, Овсянников долго не мог решиться на расторжение контракта с подрядчиком.
Севастопольские блогеры и общественники не раз фиксировали халтуру и отсутствие работ в период вялотекущей реконструкции парка. СМИ тоже часто публиковали эти фото, однако Овсянников все медлил с принятием решения.
Напомним, для того, чтобы протащить «Глассок-Крым» на реконструкцию парка, Овсянников выдавил с объекта первого подрядчика. После этого чиновники провели новые торги, но их результаты отменяли — до тех пор, пока победителем не была признана именно эта компания.
В сентябре ФАС подала иск и доказала в арбитраже, что торги были проведены с нарушениями, госконтракт на реконструкцию парка стоимостью более миллиарда рублей уже признан недействительным.
Правительство расторгло контракт с подрядчиком только 24 ноября — когда уже было понятно, что скоро он будет признан недействительным по суду. Решение суда было принято 11 декабря, и пока оно не вступило в законную силу — самое время подписать акты работ и заплатить подрядчику полмиллиарда.
Кто ответит за провалы?В августе 2017 году, после очередного совещания с федеральными кураторами ФЦП, Овсянников объявил о том, что в Севастополе будет применяться «опережающее проектирование». После этого, в период с августа по декабрь прошлого года капстрой провел конкурсы и заключил контракты на десятки объектов. Общая стоимость проектных работ — около миллиарда рублей.
Было очевидно, что служба заказчика — ГКУ «Капитальное строительство» не справляется ни с подготовкой техзаданий, ни с сопровождением госконтрактов и контролем за их исполнением.
К этим выводам мы пришли, изучая судебные дела по искам подрядчиков к капстрою. О том, как специалисты госзаказчика подписывали акты на кривые фундаменты модульных амбулаторий, город сносил их за свой счет, а подрядчик потом подал иск к правительству и выиграл дело, «Примечания» писали здесь.
В начале этого года подвед правительства был значительно усилен. Бывшая казенка стала ГБУ «Дирекция капитального строительства», штат учреждения был увеличен до 160 человек. Но это было сделано слишком поздно — все техзадания уже были написаны, конкурсы проведены, участки методом тыка розданы.
Признаков того, что система стала работать лучше, после реорганизации службы-заказчика не появилось. Поиск новых участков затягивается на несколько месяцев, кривые техзадания дорабатывают уже в ходе исполнения проектных работ, а халтуру на объектах фиксируют общественники, а не чиновники.
В прошлом году Дмитрий Овсянников лично курировал работу капстроя, а также сферу архитектуры и градостроительства. Сейчас, когда по итогам года опережающее проектирование стало отстающим, отвечать за все управленческие провалы и системные ошибки Овсянникова придется вице-губернатору Михаилу Демиденко.
Недавно Овсянников анонсировал отставки в правительстве Севастополя, после этого крымские телеграмм-каналы сообщили о том, что заявления уже написали вице-губернатор по социальной сфере Юрий Кривов и вице-губернатор по капстрою Михаил Демиденко. Информацию об увольнении Кривова уже подтвердили официально, прогноз по Демиденко тоже, скорее всего, сбудется. После того, как Демиденко стал заместителем губернатора, Овсянников уже не курировал вопросы капстроя и градостроительства.
На место Демиденко пророчат либо посланца из команды Собянина, либо советника губернатора по вопросам строительства — Сергея Николаевича Смирнова. Этого совсем непубличного человека часто упоминают телеграмм-каналы в описании различных схем,
которые правительство Овсянникова выстраивает с подрядчиками. По официальной версии, в качестве советника г-н Смирнов осуществляет мониторинг строительного рынка.
Недавно издание Moscow Post вместо фото советника опубликовало фото Смирнова Сергея Александровича — бывшего директора департамента приоритетных проектов, давно уже не работающего в правительстве Севастополя.
Кстати, севастопольские журналисты тоже не раз повторяли эту ошибку — Сергея Николаевича мало кто знает в лицо. Фото «тайного советника» и бывшего директора ООО УКС «Удмуртия» можно найти в давних публикациях ижевских СМИ.
Сергей Смирнов, советник губернатора Севастополя по вопросам строительства
Подрядчики не идут, банки не рискуютВ этом году из 26 запланированных объектов сдано только восемь, 18 перейдут на следующий год. В 2019 году должно начаться строительство уже 84 объектов, однако ответа на вопрос, кто будет их строить, у Овсянникова нет.
Вчера, подводя итоги года, губернатор рассказал, что правительство не может найти подрядчиков не только для онкодиспансера, но и для других крупных объектов здравоохранения — Севастопольской больницы скорой помощи и городской инфекционной больницы.
Предложение по определению единого подрядчика для всех трех больниц, по словам Овсянникова «не получило развития». А из строительных компаний, рекомендованных Минздравом «всех обзвонили, но никто не пришел».
Отвечая на вопросы по очистным и парку Победы, губернатор рассказал, что компания «Ривьера», которая стала третьим подрядчиком по реконструкции парка, три недели не могла получить банковскую гарантию в банке РНКБ. Гарантию банка подрядчики предоставляют в качестве обеспечения по контракту, без нее госконтракт не может быть подписан.
«Ривьера», которая сделала нам три парка, которая сделала парк комплекса «Мрия» - недостойна получить банковскую гарантию», - возмутился Овсянников.
Но дело не в компании и ни в ее деловой репутации, банк оценивал другие риски.
Остановка строительства очистных, провал реконструкции парка Победы, суд с подрядчиком по контракту на проектирование Севастопольской больницы скорой помощи (эта же компания уже закончила проектирование и строит республиканский медцентр в Крыму) — такие события не проходят бесследно для репутации управленца.
Похоже, к правительству Овсянникова нет доверия ни у серьезных подрядчиков, ни у банков, выдающих им гарантии. Это главный камень преткновения, ведь в соседнем Крыму давно строятся и медцентры, и психоневрологические интернаты, и другие крупные объекты.
Пока эта ситуация не изменится, Севастополь так и будет в авральном режиме подтягивать проценты освоения и замалчивать проблемы на объектах. В этом году, несмотря на общее ощущение бардака, несколько новых соцобъектов в городе все же появилось. В следующем году на смену бардаку придет хаос — Овсянников все меньше похож на человека, способного хоть что-нибудь упорядочить.