Кидок, еще кидок: строители ТЭС в Севастополе не получают зарплату с июля

26-12-2018 05:42:35
Автор: Татьяна Никитина
«Помогите, мы в заложниках!» — с этой фразы начинается письмо строителей ТЭС в нашу редакцию. Субподрядчик задолжал им около 6 млн рублей — обманутые рабочие не могли даже уехать и жили на 350 рублей суточных. На днях четверым купили билеты, остальные ст

В России не существует корреляции между важностью стройки и отношением начальства к ее строителям: можно строить космодром, кидать рабочих на деньги, а потом удивляться, почему освященные попами ракеты падают. Что уж говорить о такой банальной скрепе, как тепловая электростанция в Севастополе. Подрядчики и субподрядчики, гроздьями висящие на каждом этапе работ, кидали работяг уже не раз — и вот новая история.

Строительство Балаклавской ТЭС (Севастопольская ПГУ-ТЭС) — парогазовой электростанции в Севастополе мощностью 450 МВт началось в 2015 году. Заказчиком стройки является ООО «Технопромэкспорт». Проектировщик — группа компаний «Тэпинжениринг». 

В январе 2016 года подрядчиком при строительстве главного корпуса ТЭС была выбрана компания «Севзапэнергомонтаж» (далее – «СЗЭМ»). Стоимость работ составит 5,3 млрд рублей. 1 октября сообщалось о запуске первых блоков.

В свою очередь, компания «СЗЭМ», как рассказали «Примечаниям» рабочие, наняла несколько субподрядных организаций. Среди прочих это компании «Стройтермоизоляция» (далее — «СТИ») и «ИТР».

Работники этих фирм занимались, в частности, теплоизоляцией — утепляли резервуары, трубы, закатывали в металл.

 Все они приехали в Севастополь на заработки с материка: из Тольятти, Оренбурга, с Алтая, Самары и так далее.

Фото «Примечаний», весна 2017 года

Как выяснили «Примечания», почти все уехали на Новый год к семьям без денег, более того — с долгами.

Работникам «СТИ» не платят зарплату с октября, а в «ИТР» некоторые сотрудники не видели денег с июля, говорят они.

Только в «СТИ» без денег сидит восемь человек. Все это время люди жили на суточные выплаты — это 350 рублей в день. Аренду жилья, служебный транспорт подрядчик «СЗЭМ» оплачивать тоже перестал.

По словам рабочего «СТИ» Сергея Загороднева, его зарплата насчитывает около ста тысяч рублей в месяц — с момента его трудоустройства в октябре выплат не было. Другой рабочий сообщил, что ему не платят с июля. Зарплата порядка 80 тысяч в месяц.

Назвали рабочие и общую задолженность перед рабочими — это порядка 6 млн рублей.

На вопрос почему — рабочие ответить затрудняются. Один из наших собеседников, пожелавший остаться анонимным, сообщил, что изначально в смете были заложены цифры, несоответствующие реальным потребностям.

«Изначально сложилось: сметы, которые были составлены и по которым был подписан договор, были занижены с самого начала, — говорит рабочий.

— Получилось, что расход денег по зарплатам, содержанию жилья, транспорту и командировочным расходам превышал поступления на организацию. И получилась вот такая ситуация – фактически тратиться должно больше, чем заложено в смете. Пытались с подрядчиком («СЗЭМ») пересчитать, но ничего не получилось».

С суточными выплатами тоже вышла странность – по словам Загороднева, рабочие видели платежки, в которых значилось, что им выплачивается 750 рублей суточных. Там же стояли подписи рабочих — поддельные, говорит Сергей.

«На деле мы получали 350 рублей. Жить на эти деньги, конечно, невозможно, занимали. Из-за отсутствия зарплаты фактически мы стали заложниками, уехать не могли, сидели на вахте по три месяца. Сейчас назанимали, уехали домой. Четверым билеты купило начальство».

Анонимный собеседник пояснил это расхождение так: «Платежки — это внутренние документы, подавались на компенсацию командировочных расходов. Цель платежки: показать, что была выдана сумма. По законодательству организация не может платить меньше 750 командировочных в день. Но изначально была оговорена цифра 350 рублей в день. Рабочие это знали и на это ехали. Второе — подрядчик компенсирует расходы из расчета 100 рублей на человека. 250 добавляла уже сама субподрядная организация.

Организация не могла предоставить сумму, предусмотренную  законодательством. Рабочие видели сумму 350 рублей, их это устраивало. Когда они увидели платежки – загорелись глаза. Поэтому эти ведомости – это ерунда».

Не ерунда, по словам анонима, это задолженность по зарплате, которая уже у многих сильно превышает три месяца.

«Непонятно, когда и как эти деньги будут выплачиваться. Люди жили на командировочные. Сейчас многие заняли денег у родных, друзей и поехали домой – на материк. Четверым купили билеты. Денег при этом не было. Технический директор занимал деньги и покупал».

По информации собеседника, вернутся после праздников не все. Многие ставят ультиматум: обратно — только после выплаты долга по зарплате.

Фото «Примечаний», весна 2017 года

Это уже не первый скандал с невыплатой зарплат рабочим, занятым на строительстве Балаклавской ТЭС.

В апреле 2016 года к журналистам телеканала НТС обратились родственники рабочих из Феодосии и Кабардино-Балкарии, которым подрядчик — фирма «Энтэр» четыре месяца не платит деньги. За неуплату за жилье рабочих выселили из общежития, кто-то ночевал в чистом поле, возле стройки. Группа компаний ООО «НСК ЭНТЭР» давно сотрудничает с госкорпорацией «Ростех». Компания более чем солидная, о чем свидетельствует и ее сайт, и список завершенных проектов.

Но корреляции между солидностью фирмы и ее отношением к работникам в России тоже нет. Об этом свидетельствует тот факт, что ООО «НСК ЭНТЭР» — фигурант нескольких «черных списков» работодателей России. 

В декабре 2017 года начали забастовку из-за долгов по зарплате строители участка газопровода, идущего к новой Севастопольской ТЭС. Задолженность составляла по 200-300 тысяч рублей на каждого рабочего. Не платил им подрядчик «Черноморнефтегаза» — ООО «Самара-Спецстроймонтаж». Там, в свою очередь, говорили, что виноват в этом «Черноморнефтегаз»:

«не подписывалась исполнительная документация, не выдавались разрешения на производство работ, не принимались фактически выполненные работы», труды приходили с задержкой в 4 месяца, приемка объектов и оплата — с задержкой 8 месяцев.

Весной 2017 года мы побывали на строящейся Балаклавской ТЭС. К сожалению, в силу различных обстоятельств, мы не смогли тогда выпустить наш фоторепортаж. Во время визита мы пообщались с замдиректора филиала «Технопромэкспорта» Сергеем Никитенко. И, среди прочего, затрагивали тему условий, в которых работают строители.

«У нас девять основных подрядчиков, а у них еще несколько десятков субподрядчиков, — говорил Никитенко. — Вот серые клеточки с названиями, это те подрядчики, которые с кем контракты остановлены по разным причинам. Особенность работы с госконтрактами — компания должна иметь большой «подкожный жир», ведь оплата производится по факту выполненных работ. Так, что не все справляются, остаются только достойные».

Во время написания уже этого материала мы попытались связаться с Никитенко, но абонент оказался недоступен. Не удалось дозвониться и до директора фирмы «СТИ» Александра Белкина — он не берет трубку.


Показать полную версию новости на сайте