Начнем с жителей греческих полисов, которые считали началом года день летнего солнцестояния.
Центром любых празднований для жителей античного Херсонеса являлся театр. Празднования сопровождались состязаниями. В 1903 году при раскопках на месте театра Херсонеса нашли каменную плиту первого века, где перечислены следующие виды состязаний: между авторами комедий, между авторами хвалебных стихотворений (энкомиев), между авторами эпиграмм и между глашатаями. Спортивные соревнования включали в себя бег на один стадий (около 185 метров), на два стадия, на семь стадиев (соответственно 1344 метра), борьба и кулачный бой. На плите высечены имена победителей в каждом виде.
Театр и олимпийские традиции уступили место христианскому летоисчислению. Празднование Рождества упоминается впервые в 360 году в Риме. К этому времени в Херсонесе уже был свой епископ, таким образом, город стоит у самых истоков рождественской традиции.
В византийском Херсонесе отмечали календы. Это можно считать прообразом нашего Нового года: календы праздновались с 1 января и длились от 5 до 12 дней.
На календы одевали маски, "ряженые" ходили по домам и выпрашивали подарки. Женщины часто переодевались мужчинами, а мужчины женщинами.
Перенесёмся в год 1908. Нам впору будет позавидовать этому году – в Севастополе тогда выпало много снега. Из-за снежной бури отменили традиционный церковный парад.
По Большой Морской и Екатерининской раскатывали сани-тройки.
Ёлки установили в Морском собрании и яхт-клубе. Вечером 31 декабря состоялся костюмированный бал – вход один рубль. Для членов городского собрания скидка – 55 копеек.
На Базарной площади (район улицы Сенявина) комитет попечительства народной трезвости устраивал народные обеды. Детям на представлениях раздавали подарки - мешочек со сладостями и обязательно книгу.
Детский утренник до революции
Казалось бы, сплошная ностальгия и "хруст французской булки". Не хватало только Натальи Поклонской на лошади. Но просто напомним, что в цирке нижним чинам с детьми не разрешалось садиться ближе 7-го ряда, чтобы не омрачать праздник детям богатых родителей своим видом. Ностальгия у большинства отступит.
Журналисты тоже были настроены мрачно. "Крымский вестникъ" писал в предновогоднем выпуске 1907 года: "Этот год был чреват событиями самого мрачного характера... город по-прежнему идет к разорению".
После 1917 года ёлку запретили из-за её связи с Рождеством. Вернулась новогодняя ёлка в 1935 году.
Перенесемся в 1942 год. Самый тяжелый Новый год в истории города. Но тогда как раз никто не жаловался. Разведчики предприняли вылазку за линию фронта – за ёлками для детей. Об этом писал в своей книге Владислав Микоша. Дефицита шампанского не было – в инкерманских штольнях хранились огромные его запасы.
1967 год. Елка и новогодний базар открыты в Комсомольском парке. Городская газета "Слава Севастополя" в номере от 30 декабря отчитывается о достижениях: "Закончил переработку овощей консервный цех совхоза «Красный Октябрь». За сезон изготовлено 1250 тысяч условных банок консервов. Это на 600 тысяч больше, чем в 1966 году".
Также городская газета не обошла вниманием девальвацию фунта стерлингов и уязвимость доллара, и сообщила, что наступает "трудное время для канадского народа".
И уже скоро мы из 2018 перенесемся в 2019. С Новым годом!