Почему из Крыма уезжают айтишники, и почему они вряд ли вернутся

14-01-2019 18:14:05
Автор: Жанна Александровна
Пока чиновники на полуострове грезят Силиконовой долиной, программисты массово уезжают в другие регионы, на Украину или за рубеж. И дело не только в санкциях — Россия сама закручивает гайки последним оставшимся здесь разработчикам.

Мне 30 лет, и я один из тех немногочисленных «айтишников», оставшихся пока еще в Крыму. Не буду уточнять, в какой именно сфере я работаю, скажу лишь, что доработал до квалификации senior и считаюсь профессионалом в своей области. Но вряд ли я смогу здесь задержаться, несмотря на родной дом и любовь к крымской природе. Просто потому, что работать по профессии здесь не помогают уже никакие танцы с бубном.

При Украине IT-индустрия в Крыму и Севастополе была развита больше: здесь было выгодно открывать конторы из-за более низких, чем в Киеве и других крупных городах, зарплат. Здесь было много офисов, был высокий спрос на специалистов. 

Принято считать, что как-то на это влиял и влияет единственный технический ВУЗ на полуострове – СевНТУ, а теперь уже – СевГУ, но это не так. СевНТУ не готовил профильных программистов. Фактически выпускались настройщики, ремонтники и строители техники, сетей и связи на кораблях. Хотя рынку они были не нужны. Нужны были разрабы, поэтому фактически нынешние крымские спецы – самоучки.

Но затем случился 2014-й год. После первой волны санкций многие компании сразу покинули полуостров, предложив программистам работу в офисах других городов.

Я часто читаю комментарии вроде «вертели мы эти санкции», рассуждения про то, как хитрый крымчанин все равно всех обманет и все ограничения обойдет. Люди, которые рассуждают подобным образом, далеки от IT.  Сейчас я расскажу, с чем сталкивается программист и IT-компания в Крыму.

Проблемы

IT-бизнес чаще ориентирован на международный рынок. Программисты могут как напрямую выполнять работу для клиентов из других стран, так и продавать свои продукты на международном рынке (частному разработчику несложно зарегистрироваться в Apple Store или Google Play Market и напрямую продавать свои приложения пользователям всего мира). Но из-за санкций зарубежные компании опасаются заключать договора с разработчиками или компаниями из Крыма.

Да, можно зарегистрировать фирму на Кубани или еще где-нибудь. Но если все юридические и финансовые вопросы нужно решать в другом регионе - зачем вообще физически находиться в Крыму?

Единственное логичное решение – это основной офис в другом регионе и «тайный» крымский филиал, который будет выполнять основную работу. Фактически все крымские компании работают сейчас по такой схеме.

На такое могут решиться в основном российские компании. Но и российским разработчикам необходимо множество онлайн-сервисов. А они в основном предоставляются иностранными компаниями, которые не продают услуги и программные продукты в Крым.

Ограничения касаются лишь коммерческих продуктов, но часто на программном уровне деление на бесплатные и платные услуги в сервисах настолько тонкое, что иностранной компании проще отрубить их все, чем разделять их.

Например, именно поэтому у жителей Крыма бывают проблемы с загрузкой бесплатных приложений из Google Play Market. Бесплатные почтовые ящики на Gmail остаются доступными, но платные функции почты для компаний тоже недоступны.

Неприятно и то, что для Крыма недоступны сайты на серверах Гугла App Engine. Вы можете не знать, что сайт расположен там, но в любом случае получите ошибку 403. Например, программистам из-за этого недоступен основной сайт с документацией по разработке приложений для android – developers.android.com.

Недоступность сайтов – сама по себе не проблема, это препятствие, которое можно обойти. Чаще всего программисты вынуждены использовать платные VPN-сервисы для того, чтобы постоянно просматривать недоступные интернет-ресурсы.

Хуже обстоят дела с сервисами, которые блокируют и удаляют аккаунты крымских разработчиков моментально после первого же захода с местного ip-адреса.

Основанием для разблокировки может служить оплаченный счёт за коммунальные услуги по адресу не из Крыма или скан паспорта с пропиской опять же не из Крыма. Причём паспорт не всегда является основанием для разблокировки, так как во многих странах отсутствует понятие прописки.

Обойти проблемы с такими сервисами тоже можно, но сложно из-за необходимости длительных выяснений обстоятельств с техподдержкой, и из-за внезапности таких блокировок. Для компаний это выливается в трату времени и колоссальные финансовые потери.

Сервисы могут работать с крымчанами годами, а потом внезапно заблокировать их. Одна из недавних таких блокировок – корпоративный чат Slack, который разработчики используют для общения.

Кто захочет отвлекаться от работы на несколько недель или экстренно переводить всю команду на другие средства коммуникации?

Далёкие от IT-люди могут сказать: зачем вообще использовать иностранные сервисы? К сожалению, в нынешних реалиях ни одна страна не может позволить себе использовать только лишь отечественные продукты. Часто аналогов у нас или не существует, или же сервис настолько дорог, что разрабатывать и поддерживать его исключительно для отечественных разработчиков невозможно.

Что бы там ни говорили наши чиновники - но сам Роскомнадзор размещает вакансии для поиска сотрудников в заблокированном им же LinkedIn.

Государство не хочет принять и признать тот факт, что отказ от использования иностранных сервисов для программистов сегодня невозможен, и необходимо маскировать «крымский» трафик от мира. Вместо этого, государство ведет совсем другую политику. Вносится законопроект о создании дублирующих корневых DNS-серверов, чиновники качают идею изоляции Рунета в целом.

Крыму это никак не помогает. Например, в период активной борьбы с Telegram страдали сервисы, которые давали доступ крымчанам: Роскомнадзор блокировал их за использование адресов, на которые «перескакивал» неугодный мессенджер. Или объявлено незаконным использование иностранных VPN-сервисов, которые отказываются сотрудничать с Роскомнадзором. А это практически все возможные. Но без них вся работа разработчика в Крыму моментально «схлопывается». Да, все обходят – фактически нарушая закон.

В итоге закрадывается нехорошее ощущение, что завтра новый неприятный закон, ухудшающий положение разработчиков в Крыму, может быть принят как по инициативе США, так и по инициативе России.

Деньги

В России к фрилансерам относятся как к чернорабочим, считая их чем-то средним между подрабатывающим студентом, на которого можно свалить какую угодно работу, и халтурящим на основной работе хитрецом. Поэтому разработчики стараются фрилансить на иностранцев. Частным клиентам по большому счёту всё равно, где находится работник, но привычные им способы оплаты недоступны, потому что сотрудник из Крыма ограничен в получении средств из-за рубежа.

В Крыму работают только банковские карты, эмитированные в России, снять наличные или расплатиться с иностранной карты нельзя. А некоторые крымчане не могут получить даже услуги российского банка.

Официально банки отрицают, что не работают с крымчанами, но некоторые просто отказывают в услуге без объяснения причин. Получить же оплату из-за рубежа на карту «Мир» или «Про100» невозможно. Владельцы таких карт могут воспользоваться онлайн-обменниками, заплатив «барыге» 10-15% за услугу перевода денег на карту, работающую в Крыму.

Ещё один вариант – криптовалюты. Но использование неконтролируемых анонимных переводов ставит программистов в один ряд с международным криминалом. Кроме того, я уверен, что власти и здесь попробуют поставить блок: Telegram тому отличный пример.

А как быть фрилансеру с уплатой налогов? Ведь клиент не может официально перевести деньги в Крым, а программист без официального перевода не может официально сказать, как он заработал эти деньги. Единственный способ работать легально - опять же, уехать из Крыма.

В общем, работать программистом из Крыма, имея крымскую прописку можно. Но для этого придётся отказаться от части удобных сервисов, всегда быть готовым к росту списка недоступных тебе услуг, к посещению других регионов для решения проблем, к работе через посредников, к постоянной маскировке своего пребывания в Крыму – вплоть до полной чистки соцсетей.

Возможно, программисты слишком амбициозны. У них зарплата выше средней по региону и стране, они востребованы в мире, часто в силу требований профессии владеют английским языком и могут путешествовать на конференции, посвященные новым технологиям и разработкам. Они не всегда готовы отказываться от всего этого только ради того, чтобы жить и работать в Крыму. И их можно понять.

Отъезд

Все это ведет к тому, что программисты уезжают с полуострова. Они мобильны, молоды, многие не обременены семьёй, а необходимые для переезда вещи иногда – это лишь ноутбук и рюкзак с комплектом одежды. И вряд ли кто-то из них вернется сюда работать. 

То же касается компаний: если фирма уходит с полуострова, просто так обратно она не вернётся. Для возвращения нужны очень веские причины - просто отмены санкций и возврата к состоянию «как было раньше» уже будет недостаточно.

Важно и то, что пока Крым деградировал под санкциями, другие регионы развивались. В итоге при прочих равных там работать выгоднее.

Поэтому для меня порой удивительны заявления властей о создании некой Силиконовой долины в Крыму. Пока что делается все, чтобы отсюда выветрились последние программисты – и не только силами Запада.


Показать полную версию новости на сайте