Только здесь летним вечером можно выйти из дома, миновать пустырь, пробежать мимо поджаренных тел, сбрызнутых пивом, потом пробежать «шашлычную зону» на дикой Омеге и оказаться там, где только рыжеватая глинистая земля, каменистый обрыв, море свободы и небо, которым не надышаться. Кажется, что эти тропки ведут куда-то далеко-далеко и ты можешь бежать по ним бесконечно долго, хотя на самом деле - только еще несколько десятков метров до набережной Андрея Первозванного.
На дикой ОмегеВ межсезонье мы любили Омегу еще больше — за лебедей, за отсутствие поджаренных тел с пивом и сигаретами на спортплощадке, за то, что море, небо и соленый ветер холоднее, строже и как бы подгоняют — давай, шевелись. За странную климатическую аномалию на спортплощадке в конце пляжа - здесь всегда затишок, нет пронизывающего ветра, и даже когда температура всего 0 +2, можно заниматься в легком джемпере, без куртки.
Но теперь я уезжаю бегать в Стрелецкую бухту — на Омеге в этом году даже лебедей почти нет. Только мрак и свинство.
За порядком на пляже и набережной должен следить оператор, получивший их на 10 лет и гарантировавший взамен миллионные инвестиции в инфраструктуру мест отдыха. По документам правительства города, которые «Примечания» публиковали здесь, оператором пляжа является ООО «Де-ви Крым» (директор - Расул Мусаев).
В первые январские дни Омега удивила горожан антисанитарией — помойки из смеси мусора и водорослей, переполненные урны, отсутствие освещения. К Рождеству урны почистили, мусор и водоросли начали собирать в кучи, освещение частично восстановили.
После жалоб жителей района глава администрации Гагаринского района Алексей Ярусов пытался воздействовать на оператора, тот пообещал ему привести пляж в порядок к Крещению. Понятно, почему — накануне праздника на пляжи, где будут организованы крещенские купели, придут проверяющие. Перед ними надо отчитаться, а потом снова можно «забить» на поддержание порядка в этой общественной зоне - до того, как начнется сезон, денежный поток и стрижка барышей с арендаторов мест под НТО.
Спасибо муниципалам Гагаринского округа за попытку, но мы понимаем: местная администрация ничего сделать не может. Договор у оператора - с правительством города. Конкурс по выбору операторов для пляжей проводил департамент городского хозяйства, который возглавляет давний знакомый Овсянникова по Ижевску Михаил Тарасов.
Водоросли на пляже после шторма появляются на Омеге каждый год. В прошлом году их нанесло как раз перед майскими праздниками. В этом — в новогодние праздники и перед Крещением. Несмотря на обещания, все, что сделал оператор к вечеру 17 января — попытался собрать водоросли, смешавшиеся с мусором, в кучи.
Детям лучше не играть на этом пляже, который все больше походит на свалку: не зря ведь в прошлом году в бухте погибло так много птиц.
Именно поэтому в погожие дни мы уезжаем из Камышей в Стрелецкую, в парк им. Анны Ахматовой.
Самое чистое место в городеКачество работ по реконструкции парка им. Анны Ахматовой севастопольцы давно оценили и часто критиковали. Ржавчину перил, размытые местами грунтовые дорожки и разномастность элементов благоустройства (лавочки-урны) сложно не заметить. Все эти погрешности уже много раз описывали, но до сих пор не исправили и уже не исправят.
Но, несмотря на это, в отличие от перерытого парка Победы и загаженной Омеги, в межсезонье это - идеальное место для прогулок и пробежек на свежем воздухе. Парк и пляж содержат в такой чистоте, что сюда, в Стрелку, нужно привозить детей из Камышей — чтобы не привыкали к свинству.
Планировалось, что сын увлечется детской площадкой, а я побегаю по прямой туда-обратно, не выпуская его из вида. Поэтому первым делом оценила площадку с точки зрения безопасности: игровой комплекс сделан качественно, ржавых и слабых креплений не заметно даже на вспомогательных конструкциях, вроде колясочной. Жаль, что остальные детские площадки, которые в прошлом году устанавливали по всему городу, делала совсем другая компания.
Но играть с малышней сыну оказалось неинтересно, а «активностей» для детей постарше в парке нет — только возможность погонять на самокате по центральной аллее и набережной. Да, гулять летом по этому плацу (так эту часть парка прозвали севастопольцы) наверняка не очень комфортно. Но зато как здорово бегать здесь сейчас, причем вместе с детьми — ровное пространство, отличная видимость и то, чего так не хватает в других общественных местах — чистота.
Чисто на набережной — и на самом «плацу», и во всех до единой урнах. Точно так же чисто на боковых аллеях и между деревьями. И даже в биотуалетах нет признаков антисанитарии.
За состояние парка отвечает ГБУ «Парки и скверы». Репутация этого предприятия стала скандальной из-за ситуации вокруг Матросского бульвара. Кроме того, именно через это госучреждение правительство Овсянникова заключает госконтракты в сотни миллионов на санитарную очистку с компанией «Чистый город», связанной с депутатом прогубернаторского блока Ильей Журавлевым. Но изначально этот подвед правительства создавался для другого — для вот такого содержания общественных мест и для того, чтобы по весне город расцветал красивыми клумбами.
За пляж Солнечный тоже отвечают «Парки и скверы» - здесь чисто и родители вполне могут разрешить детям играть на песке и на гальке.
В прибое видны водоросли, их выносит на берег, но они не смешиваются с мусором и не копятся кучами.
Заметно, что оператор старается поддерживать порядок и заметно, что посетители парка ценят это. Даже не верится, что у нас так бывает: чтобы в популярном для прогулок месте — ни одного окурка или плевка, только одинокий листик, принесенный ветром.
Мы приехали сюда ради тренировки, но каких-нибудь специальных возможностей для занятий физкультурой, кроме огороженных площадок для игровых видов спорта, не нашли. Эти площадки, кстати, открыты — и на них тоже идеальная чистота.
Зато в парке можно отрабатывать танцевальные связки между столбами волнообразного навеса. Можно делать стойки на руках и колеса. Да в конце концов, здесь можно просто поставить рюкзак, не опасаясь во что-нибудь вляпаться.
Этот разновысотный барьер между набережной и пляжем дает массу возможностей для тренировки. Со стороны пляжа он выше — его можно использовать для зашагиваний или как станок для растяжки. Со стороны набережной — ниже, здесь высота подходит для разных отжиманий. На обратном пути можно снова пробежаться, но уже в горку — если силы останутся.
Здесь часто можно встретить организованные группы спортсменов из секций и клубов, а вот «зожников» не так уж много, в основном это пожилые люди с палками для скандинавской ходьбы. Тех, кто выгуливает питомцев, намного больше. Все более-менее крупные собаки были на поводке — видимо, предупреждающие таблички все же действуют.
В парке очень не хватает хотя бы одной точки с питьевой водой и горячими напитками — это понимаешь, если приезжаешь из другого района и не на часок. Местные рассказали, что в новогодние каникулы пляжное кафе еще работало, но сейчас оно закрыто.
На набережной есть два НТО - одно стоит открытым, в другом уже возятся арендаторы, обещают скоро открыть кофейню.
В открытый пустой киоск к вечеру забрались предприимчивые стрелецкие пацаны и организовали «бизнес».
«Хотите, мы вам фокусы покажем? Цена билета — 15 рублей». Мы отказались от фокусов, «зазывала» помчал на самокате к «фокуснику» в киоске и прокричал ему, не теряя надежды - ты не вылазь, 30 рублей у нас уже есть, все равно еще на один сникерс насобираем.
Денег мальчишкам дали — за предприимчивость. Пацаны не похожи на тех, кто купит на эти деньги сигареты, хотя мне все же было бы спокойнее самой купить им по шоколадке. Вот только сейчас во всем парке нет такой возможности — даже воды не купишь, если забыл взять из дома.
Возвращались мы домой через Омегу — там все те же грязь и мрак.
В прямом смысле - в начале набережной нет ни одного работающего фонаря, свет только от фар машин, которые ездят туда-обратно по «пешеходной зоне».
Поэтому теперь мы всегда будем сбегать в Стрелецкую и другим жителям Камышей советуем: не пожалейте времени на дорогу, увозите детей гулять туда, где светло и чисто, не приучайте их к тому, что жить в грязи — это норма. Хочется верить, что парк им. Анны Ахматовой - не единственное такое место в городе. Если в своем побеге от свинства, мы обнаружим такие же зоны чистоты, обязательно о них расскажем.