Новость о выходе последнего, 35-го тиража журнала «Полуостров сокровищ», каждый выпуск которого мы всей семьей зачитывали до дыр, я узнала еще в начале декабря. Но долго не решалась на разговор с редактором – все ждала хороших новостей. Для меня это была и личная потеря: за последний год я написала для «Полуострова» пару незатейливых заметок, и, признаюсь честно, выпуски с ними было не стыдно показать коллегам и друзьям.
Но перед самым Новым годом Лилия Грант приехала в редакцию «Примечаний» и сказала: «Все, я устала, этот номер точно последний». И тут же намекнула: это еще не конец.
- Сколько лет вы выпускали журнал?
Почти 9 лет. Первый номер вышел в июне 2010 года, мы готовили его заранее. Символично, что он начинался у меня в квартире, и последний номер мы тоже заканчивали у меня дома. Я уже закрыла редакцию – у меня нет средств содержать офис, попрощалась с сотрудниками. Мы с дизайнером дистанционно верстали номер, она приезжала ко мне домой. Было неудобно, но мы доделали номер. Он вышел, как и прошлый, ограниченным тиражом, потому что нет средств. Такое вот печальное завершение.
Последний 35-й номер «Полуострова сокровищ» вышел ограниченным тиражом
- Можно ли купить историю? Номера в продаже остались?
Не все. Только с 15-го по 35-й. Коллекции мы отправляем по всей России. Люди хотят иметь полную подборку, но ее уже нет. Самый раритетный 15-й выпуск. Он пока еще есть в наличии.
- Это конец?
Надеюсь, нет. Мы сейчас будем активно развивать соцсети и думать над созданием электронной версии. Начнем с того, что переведем в электронный вид прошлые выпуски. Контент 35 номеров остался, не считая того, что осталось за бортом при создании каждой статьи – это масса интересного материала. Это все мы и собираемся включить в электронную версию.
Вторая моя идея, под которую я сейчас активно ищу инвесторов, - это книга, альманах «Полуостров сокровищ», в который войдут избранные статьи со всех выпусков.
Дальше – спецвыпуски по темам: археология Крыма, крепости Крыма, флора и фауна и т.д. Возможно, мне придется лоббировать финансирование в русле грантов и субсидий, научиться в этом разбираться. Потому что, как выяснилось, просто хорошего продукта для успешного существования проекта недостаточно.
Обидно. Создать с чистого листа, сдвинуть с места этот паровоз, 9 лет толкать вручную – и вот так бесславно закончить. Больше всего обидно за то, что потенциал, заложенный в этом проекте, не был оценен и не был реализован. Аудитория у нас узкая, специфическая – это не каждый крымчанин, и даже не каждый пятый крымчанин. И все же она есть. Но мы не смогли без денег до нее достучаться.
- Мы видели ваши журналы в Артеке, в крупных библиотеках, на стойках отелей. Их приятно было ставить на полку, приятно было показать, что в Крыму такое есть – это прекрасный имиджевый продукт. Но поддержать, получается, было некому?
Подобные проекты, если они без рекламы и без политики – исключительно качественный контент, создаваемый совместно с учеными – даже в теории не может существовать без поддержки. Я встречалась с коллегами из подобных краеведческих журналов в других регионах России, например, из Казани или из Якутии. Они смотрели на меня круглыми глазами и удивлялись, как мы умудряемся делать журнал такого уровня исключительно за свой счет. Все они дотируются либо из регионального бюджета, либо из федерального – по-другому никак.
Еще один вариант: найти постоянного мецената, который будет поддерживать журнал из номера в номер. Но нам это не удалось. Была лишь разовая поддержка. С периодикой никто не хочет связываться, потому что это обязывает.
- Сколько раз в год выходил «Полуостров сокровищ»?
Четыре раза. Это больше альманах, чем глянцевый журнал.
- На местном уровне со стороны властей никто не заинтересовался? Ни Минкульт, ни Минобр Крыма, ни министерство туризма?
Никто. Я обращалась ко всем. Отвечали, да, действительно, у вас социально значимый проект. Да, действительно, он очень нужен Крыму. И на этом все. Были обещания конкретные: «Мы будем помогать и поддерживать» - но на деле никакой финансовой или какой-либо другой помощи мы не получили.
Причем, я бомбила обращениями не только крымские власти, но и разнообразные федеральные комитеты по нашему профилю, различных депутатов – всех, кто как-то связан с культурой, образованием и просвещением. Но приходили отписки. И эти отписки спускались в Крым, в профильные министерства, и дубликаты отправлялись мне. Как правило, профильным было министерство информации.
- С курирующим информполитику вице-премьером Крыма Дмитрием Полонским не удалось договориться?
Нет. С самого начала не получилось. Все мои мытарства, походы по инстанциям и обивание порогов в итоге вылились в то, что Мининформ создал свой журнал, копирующий нашу концепцию. И назвали его «Крымский журнал». Вместо того, чтобы готовый, хороший продукт немного поддержать – я же не просила взять нас на бюджетное содержание целиком… Я просила лишь закрыть окошко – небольшую брешь между доходами и расходами.
- Хорошо, сколько нужно денег, чтобы содержать журнал?
Один номер, который создается 3 месяца, нам обходился примерно в миллион рублей. Это при том, что все, что касается творческого наполнения, создавалось практически бесплатно. Авторам мы платили символические гонорары в 500 рублей, ученые и фотографы работали вообще без оплаты. Если говорить о бизнес-проекте, то нужно эту часть тоже монетизировать. Тогда номер будет стоить не миллион, а, скажем, полтора. Чтобы все были довольны, потому что люди у нас годами работали на чистом энтузиазме, они выдохлись уже. Я тоже не могу, как три-четыре года назад, заражать всех энергией, чтобы все это существовало на чистом альтруизме.
Люди устают, тем более, что любое дружеское сотрудничество обязывает. Я многим теперь обязана этим людям, мне приходится идти на многие компромиссы. И я тоже устала от этого: ходить, унижаться, просить.
- Гонорар в 500 рублей – это, конечно, совсем несерьезно для издания, выпускающего контент такого качества. Понятно, что люди должны были не просто любить этот журнал, раз писали в него практически бесплатно из года в год. А если бы деньги у редакции были, сколько бы вы платили авторам?
Я никогда такие вещи у них даже не спрашивала. Неудобно было говорить. Бывало, что мне на почту присылали резюме, писали, что хотят у нас работать. Я оттуда и знаю, как люди себя оценивают. Например, одну статью полноценную – у нас это 13-15 тыс знаков – они оценивали в 10 тысяч рублей.
- Думаю, если бы такие деньги платили за одну статью крымским ученым, у вас бы стояла очередь, и можно было бы выбирать, что брать на публикацию. Контент стал бы еще качественнее.
Разумеется. Нам понадобилось несколько лет, чтобы заслужить уважение ученых. Все мы знаем, как они относятся к журналистской братии. Я заслужила их доверие, и теперь они сами обращаются ко мне с предложением написать о чем-то. И поверьте, это дорогого стоит.
- А как вы оцениваете «Крымский журнал» Полонского? Мне, если честно, он пока не попадался.
У меня постоянно спрашивают: «Что, конкуренты задавили?» Это смешно. Наоборот, его выпуск был нам на руку. Достаточно положить рядом эти два издания, чтобы все стало понятно: мы явно выигрываем на их фоне.
Но сейчас, когда нас уже нет, они заберут часть нашей аудитории. Просто потому, что ниша не занята. К примеру, была ситуация, когда на почту пришла представительница библиотеки, которая выписывает «Полуостров сокровищ» для 22 филиалов. Деньги были выделены из бюджета, они пришли на почту – «Полуострова» нет. Сотрудница почтового отделения говорит: «А вот есть «Крымский журнал»…» Библиотекарь: «Я такого не знаю». Но деньги пришли, не возвращать же их – давайте «Крымский журнал».
То же самое и туристы. Человек приехал в Крым, подошел к киоску – по интернету или от знакомых он узнал, что здесь есть такое классное издание о Крыме, а «Полуострова сокровищ» нет. Конечно, ему предложат альтернативу. И, увидев «Крымский журнал», он решит, что это – то самое. Да, он потом разочаруется, но купит же.
- Один выпуск журнала стоит миллион. Сколько из этого удавалось покрыть за счет подписки, продаж и рекламы?
Примерно 600 тысяч.
- То есть цена вопроса примерно 4 млн рублей в год – по 1 млн на выпуск с учетом всех необходимых средств на гонорары?
Да, этого вполне достаточно. Нас часто спрашивают: как вы существовали, имея такое расхождение между доходами и расходами? Я рассказывала, и все удивлялись. Это похоже на какую-то финансовую пирамиду. В начале года люди платили за подписку, и эту сумму, которую я получала за несколько месяцев, я отдавала на погашение долгов еще прошлого года. И так постоянно – из года в год, из месяца в месяц.
- Откуда вообще появилась эта идея- выпускать краеведческий глянец?
Дело было так: я ушла из Черноморской телекомпании, в которой проработала 6 лет, когда поняла, что уже идет профессиональная деградация. Я увидела, что я не только не расту, а, сравнивая с сюжетами двух-трех летней давности, ползу вниз. У меня был перерыв несколько месяцев, в который я поставила себе задачу найти дело, которое будет приносить и мне радость и профессиональный рост, и обществу пользу. В один прекрасный день меня озарило: «О, давайте делать журнал о Крыме». Идеей вдохновились мои друзья – братья Николай и Александр Лепешко. Вместе мы разработали концепт, они вложились финансами и начали наше совместное творчество.
Оглядываясь назад, я вижу, какими наивными были наши первые выпуски. Сейчас народ их ищет, а я даже не хочу их никому показывать. Но мы с чистого листа – дизайнера не было, был лишь талантливый системный администратор с «Черноморки», который посмотрел ролики на Youtube, как делать верстку – сделали все буквально на коленке. Со временем появился опыт. И теперь очень жаль, что он никому не пригодился, что множество идей так и остались невоплощенными.
- Долгое время в журнале почти не было рекламы…
Всегда. Мы все время старались придерживаться правил: отдавать под рекламу обложки, потому как контент туда не вместить, и пару страниц внутри – и все. И так мы продержались почти 9 лет.
У меня была мечта: весь журнал – без единой страницы рекламы. Но в наше время это невозможно.
- Расцвет «Полуострова сокровищ» - это какие годы? Журнал вообще когда-нибудь окупался?
А расцвета как такового не было. У меня почему еще остался осадок – не было кульминации, апогея. Мне обидно, что все в один момент просто пошло на спад. Меня обвиняют в том, что это я приняла решение о закрытии, что журнал еще можно было спасти… Да, можно, но делать это исключительно на энтузиазме и альтруизме больше невозможно.
Был момент, когда мы вышли в шаткий-шаткий ноль по одному из номеров. Это было лето 2013 года. Тогда у нас была подписка по всей Украине, мы набирали популярность, нас читала вся страна. В этом номере у нас и реклама была достойная – не просто разворот или «джинса» неприкрытая, а статьи интересные. Люди нам платили, чтобы мы рассказали об интересных вещах, чтобы даже читателям наравились эти рекламные статьи.
Но потом случились всем известные события, и нас отбросило на несколько шагов назад. Мы потеряли всех подписчиков, начали переделывать документы на российские, у нас украли название «Полуостров сокровищ» – много всего было.
- Как это – украли название?
Пока мы проходили перерегистрацию в России, один предприимчивый человек с материка быстренько зарегистрировал фирму на соседней улице в Симферополе и журнал «Полуостров сокровищ». Мы были не в курсе, нам друзья об этом сообщили. Они увидели название в реестре и говорят: «Молодцы, вы уже все переоформили». Я говорю: «Да нет, я номер сдаю, мне некогда этим заниматься».
Потом мои друзья, соучредители проекта, отправились на встречу с этим человеком. Я не пошла, потому что дипломат из меня плохой, я могла сорваться. Как мне потом объяснили, о чести и принципах в этой ситуации говорить не приходилось. Человек просто сидел и говорил: «Я ничего не нарушил, название было свободно – я занял». Ничего он впоследствии не сделал, не выпустил ни одного номера, не создал редакцию… А нам пришлось добавить в название наш слоган. В лицензии СМИ мы теперь называемся «Полуостров сокровищ. Узнай о Крыме все».
- При Украине было легче выпускать журнал?
Нет, все было то же самое. То же равнодушие чиновников, те же заинтересованные читатели. Мало что изменилось. Единственное, в России больше требований. Если при Украине нам нужно было отправлять в Минюст один экземпляр, то в России – нужно отправлять 20. На разные адреса за свой счет. Но это мелочи. Глобально все то же: что при Украине я ходила по кабинетам с журналом и протянутой рукой, что при России.
У нас увеличилась потенциальная аудитория – на всю Россию выходим. Но только потенциальная. Когда люди о нас узнают, говорят: «Круто, хотим». Но как сделать, чтобы они о нас узнали? Без рекламы это невозможно.
- Такое отношение читателей меня, если честно, удивляет. Трудно представить, что в наш капиталистический век люди тратят немалые деньги на журнал о другом регионе. Даже если я влюблюсь, например, в Якутию, я все равно вряд ли пойду на почту и оформлю подписку.
Тем не менее, у нас много читателей по регионам. На первом месте, конечно, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург – отсылаем целыми подшивками.
Я тоже задавалась вопросом, почему люди готовы читать о месте, расположенном за тысячи километров от них. Да еще и ждать – ведь доставка занимает время и стоит безумных денег. Но готовы. Мало того, у нас есть и в Казахстане читатели, и в Германии, и в Чехии. Пересылка еще дороже, но люди готовы платить.
Может это преувеличение, но мне кажется, Крым все же отличается от других регионов, у него есть особый магнетизм. Он и заставляет людей покупать эти подшивки.
- К чему вы пришли по итогу?
Я устала, вымоталась. Я даже не могу закрыть фирму, потому что у меня долги. Не хочу называть сумму, потому что должна просто знакомому, которому не давала даже расписки.
- Почему вы боитесь говорить о долгах? Вдруг найдется тот, кто захочет помочь?
Мы все время балансировали на грани закрытия. И я обращалась к различным людям, просила дать мне хотя бы совет. У большинства были советы, которые для меня лично неприемлемы. Больше рекламы, больше рекламы… Если взять National Geographic или «Вокруг света» - они пошли по этому пути. Но они потеряли в аудитории.
Я считаю, что лучше пойти путем продаж. И это абсолютно реально. У нас, несмотря на то, что такой проект априори не может быть рентабельным, сложилась такая схема, когда мы могли погашать свои долги за счет текущих продаж. Если бы о нас узнало больше людей, тираж бы вырос, и мы бы вышли в ноль – этого достаточно.
- Я как-то читала о том, как построено издательское дело в Норвегии. Там государство закупает тираж любой книги за счет бюджета для всех библиотек – взрослых и детских. Таким образом, любому местному писателю гарантирован тираж в 1000-1500 экземпляров. И это при населении 4 млн человек. В России живет 146 миллионов. Если бы власти поддерживали издания таким образом – приобретая краеведческие журналы для всех библиотек и образовательных учреждений и обязывая, к примеру, отели покупать такой контент - журнал бы процветал.
Да, вы правы. Но пока этого нет. У нас был опыт работы с отелями. Крупным игрокам наш журнал вообще не интересен, хотя для них 200 рублей включить в стоимость номера, чтобы он был у каждого гостя – это же копейки. Но они даже не рассматривают наше предложение. А мини-отели и частные пансионаты охотно покупают наши выпуски.
Если бы нас получали все школы, техникумы и вузы Крыма, было бы здорово. Ведь в нашей нише – краеведческий журнал – мы на полуострове одни. И мы даем уникальный контент, которого нельзя найти больше нигде: ни в интернете, ни в литературе. Многие вещи публиковались у нас впервые. Представляете, какой образовательный потенциал.
Я обращалась к властям: «Хорошо, вы не можете помочь нам материально, поддержите информационно. Расскажите о нас». Нет же.
Какая отговорка была у властей на протяжении 9 лет – хоть украинских, хоть российских: «Вы предприниматели, у вас ООО». Подождите, это просто форма собственности. Чтобы получить лицензию, мы должны облачить нашу деятельность в юридическую оболочку. Я готова зарегистрировать любой благотворительный фонд, НКО – что угодно, лишь бы выжил журнал. Но для чиновников это просто отговорка. Не хотят они помогать.
Еще один пример. Я была просто в бешенстве, когда это случилось. У нас есть госпремия республики Крым. Это всего 57 тыс рублей – но тоже деньги, особенно, когда у тебя долги перед типографией. Я решила поучаствовать, пришла в комиссию, мне сказали собирать документы.
Это был абсурд. Оказалось, я не могу подавать документы как редактор Лилия Грант. И свой проект «Полуостров сокровищ» тоже выдвинуть не могу. А как можно? «Давайте выставим на конкурс пару номеров».
Хорошо, смотрят, в слове «От редакции» перечислен весь состав редколлегии. «Надо оформить от каждого отказ, что он не претендует на премию». Представляете, чего мне этого стоило? У меня авторы и фотографы по всей стране, я их ловила по России, чтобы они мне писали отказы.
Собрала тонны документов, потратила кучу времени. Номинация, на которую я шла, называлась «Крымоведение». Собралась комиссия, и мне заявили: «Ваш журнал не походит под формат номинации».
- С этим конкурсом не получилось, а вообще у журнала много наград?
Очень много. Из недавнего: мы заняли первое место во Всероссийском конкурсе «СМИротворец» в номинации «Этнотуризм». Экспертный совет рассмотрел более 9000 работ из всех федеральных округов и выбрал нас. А цифровая версия «Полуострова» стала победителем международного конкурса «Лучший туристский портал - 2017».
На вручении приза конкурса «СМИротворец»
- Что дальше?
Я уже сказала: электронная версия и тематические альманахи. Сейчас мы ищем инвесторов, которые готовы помочь нам не только со стартом, но и с продвижением. Да, мы можем сделать классный контент, но, если о нем никто не будет знать, все это будет бесполезно.