Все спорные моменты при установлении административной границы между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополь разрешены, уверяет губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников. Окончательные границы между двумя субъектами он обещал установить в 2019 году.
"Сегодня мы подписываем предварительное соглашение по административным границам с Республикой Крым. Нам удалось разрешить все спорные моменты", - приводит слова губернатора пресс-служба правительства Севастополя. Примерно в таком же ключе высказался премьер Крыма Сергей Аксенов.
Как заявляет Овсянников, до последних переговоров из семи спорных участков границы между Крымом и Севастополем оставался не согласованным лишь один: многоэтажка дома в селе Верхнесадовое оказалась прямо на границе между субъектами. И теперь Республика Крым отдает Севастополю часть земли, на которой расположен этот дом, цитирует губернатора РИА Новости.
Новость эта вызывает настороженность, и не только потому, что, по словам самого градоначальника, соглашение между субъектами носит предварительный характер. Судя по риторике Овсянникова, на всеобщее обозрение выносятся самые незначительные разногласия - передел земли под домом в Верхнесадовом, небольшие изменения границ в Передовом, Россошанки, Новобобровке, Терновке, Вишневом. Но есть и куда более серьезные вопросы.
Например, граница на Южном берегу. Принято считать, что в Форосе, где заканчивается территория Севастополя и начинается Республика Крым, граница проходит по кромке обрыва нависающей над поселком скальной стены: все что под обрывом - это уже Крым, все что за ним, на яйле - это еще Севастополь. В общем так и есть, но есть нюансы. Дело в том, что на кадастровой карте РФ линия границы проходит не всегда точно по Форосскому канту - это довольно грубая ломаная линия между кадастровыми округами 90 и 91. Крымчан в ходе переговоров это устраивало, а правительство Севастополя настаивало, чтобы граница в южнобережной зоне проходила точно по кромке обрыва, учитывая естественный рельеф.
Решен ли этот вопрос? И если да - то в чью пользу? Ни Овсянников, ни Аксенов об этом пока не говорят. Были нюансы по прохождению границы и в самом поселке Форос. Как стало известно "Примечаниям", административная граница между Крымом и Севастополем, проходящая между все теми же кадастровыми участками 90 и 91, делит на две части территорию государственной резиденции №1 в Форосе, и ФСО это не устраивает. По данным "Примечаний", проблему планировалось решить путем передачи Севастополю оставшейся части резиденции - 11 гектаров. Как и в пользу какого субъекта решен этот вопрос?
Третий важный момент: часть Большой севастопольской тропы (БСТ) на участке урочище Горный ключ - Любимовка попала на территорию Республики Крым. А на ЮБК часть тропы попала одновременно в границы ООПТ "Байдарский" (Севастополь) и Куйбышевского лесничества (Республика Крым). Паспорт маршрута БСТ утверждался постановлениями правительства Севастополя №1165, 583 и 1200 от 2015 и 2016 гг. Однако крымчане на переговорах утверждали, что они поставили ряд участков БСТ на кадастровый учет раньше, чем севастопольцы. Как решен этот вопрос, также пока неизвестно.
Пятилетний опыт разрешения территориальных споров в российском правовом поле показывает: градоначальники Севастополя, назначенные с материка, склонны отдавать "Кемску волость" цепким автохтонам из Крыма.
Напомним, что экс-губернатор Сергей Меняйло отдал Республике Крым детский лагерь им. Комарова в Форосе, земля под которым оценивается более чем в $100 млн. Потом этот лагерь, тут же взятый под охрану аксеновской "Самообороной", оказался в распоряжении рекреационного подведа МВД РФ. Отошел Крыму и гражданский сектор аэропорта "Бельбек". Дмитрий Овсянников еще будучи врио губернатора обещал вернуть актив городу, но не смог.
Севастополь и Крым - это, конечно, не Чечня с Ингушетией, где обмен землями без ведома ингушей вызвал многодневный митинг в Магасе и требования референдума, поддержанные Кнституционным судом республики. Но отстаивать каждую пядь своей земли - часть поведенческой матрицы Севастополя, а угроза административного поглощения со стороны Крыма видится здесь многим вполне реальной. Да и вообще земли в Севастополе мало, о чем постоянно вздыхает сам губернатор Овсянников. Поэтому переговоры о границах субъекта с соседями должны быть предельно прозрачными.