В крымской столице уже четвертый год пытаются снести торговый центр «Куб» на площади перед «Куйбышатником» – одним из местных рынков. Местные суды неизменно признают торговый центр самостроем. На материке владельцу удалось отстоять здание, но потом он проиграл и там. Один и тот же спор постоянно разрешается по-разному. В итоге Совмин просто включил здание в список самостроев, а пожарные его опечатали.
История с «Кубом» интересна как частный случай крестового похода премьера Крыма Сергея Аксенова против самостроев. Поход этот длится пятый год, но результатов нет. Многоэтажки строят с нарушениями по всему Крыму с украинских времен, и процесс этот продолжается до сих пор. Строят в прибрежной зоне в Ялте, в 30-50 метрах от набережной Салгира в Симферополе, на центральных улицах, втыкая свои дома чуть ли не на детских площадках.
Обещания снести все это безобразие должны хоть чем-то подкрепляться. Но кроме демонтированных ларьков и зачистки плато на Ай-Петри от татарских шалманов Аксенову гражданам предъявить пока нечего. Пример – 7-этажный отель «Калипсо» в Алуште, построенный в нарушение всех норм прямо на гальке пляжа под видом «спасательного поста». Принадлежит он, как сообщали ранее СМИ, депутату парламента республики Ивану Луценко, и сколько власти ни грозили его убрать, стоит нетронутым. Единственное, что изменилось — на отеле появилась вывеска, что внутри расположен «спасательный пост».
В случае в «Кубом», где продают одежду, республиканские чиновники по какой-то причине демонстрируют прямо противоположный подход. Хотя нарушения тут не такие вопиющие.
Когда-то на этом месте была мощеная прогулочная площадка с деревьями перед входом в крытый Куйбышевский рынок.
В 1996 году горсовет дал хозяину фирмы «Плаком» Александру Черчелюку в аренду на 25 лет 4 сотки земли, чтобы построить на этом месте кафе с летней верандой.
В 2000 году Черчелюк зарегистрировал по адресу ул Тренева, 1 право собственности на кафе площадью 58 кв м.
В 2012 году «Плаком» Черчелюка получил градусловия на достройку своего кафе до 3 этажей и задекларировал начало строительства.
В 2013 году Госреестр зарегистрировал за Черчелюком право собственности на объект общей площадью 1325,6 м2. Так 50-метровое кафе превратилось в торговый центр.
Но Черчелюк решил зафиксировать за собой еще больше площади. В последний день 2014 года – 31 декабря - «Плаком» получил декларацию о готовности объекта к эксплуатации, в которой площадь застройки была прописана уже другая – 1765,3 кв.м. Площадь застраиваемой территории при этом не изменилась, а значит увеличилась этажность, и ограничение в три этажа нарушено. Это видно и по цифрам в документах, и на фото. ТЦ «Куб» сложно назвать реконструированным кафе в три этажа с цоколем и чердаком. Это полноценное пятиэтажное здание.
«Кафе с летней площадкой площадью 58 м2» после реконструкции
Эту последнюю декларацию 2014 года власти Крыма и начали оспаривать. Почему именно в случае с «Кубом» они проявляют образцовую принципиальность, а с другими объектами нет, неизвестно – здесь мы, видимо, уходим в туманную сферу неформальных отношений, или, как изящно выразился намедни Владислав Сурков, deep state. Но тяжбы вокруг «Куба» длятся уже четвертый год – выигрывает то собственник, то крымский Стройнадзор. В конце прошлого года Сергей Аксенов снова пообещал снос здания в январе 2019 года, хотя суды еще идут. Очередной виток арбитражных споров начался в начале этого года.
Адвокат собственника Александр Вольвач настаивает, что в здании три этажа. Просто есть еще цоколь и мансарда. Но это при Украине то и другое не засчитывали в общую этажность, а при России – засчитывают.
Вольвач объясняет: оспариваемая властями декларация не увеличивала площадь здания де-факто, а всего лишь фиксировала тот факт, что чердак начали эксплуатировать. Так вышло, что уже после регистрации права собственности на чердаке установили перегородки и начали использовать как отдельный этаж. Вот потому, мол, и подали декларацию с повышенной площадью.
А дальше в местном «глубинном государстве» начались чудеса. 31 декабря 2014 года ГАСК Крыма зарегистрировал объект и выдал декларацию на повышение площади. В тот же день приказом председателя ликвидационной комиссии того же ГАСК декларация была отменена: в параграфе «этажность» собственник указал пресловутые три этажа, что не соответствовало действительности.
Собственник подал в суд. В первой и в апелляционной власти ГАСК одержал победу – суды пришли к выводу, что объект имеет признаки самостроя. А вот кассационный суд в Калуге принял сторону «Плакома»: в отмене декларации не указаны признаки самовольности строения.
Также судьи обратили внимание на то, что власти сами утвердили проектную документацию, в которой был прописан тот самый чердак/мансарда, за счет строительства которого и увеличилась площадь застройки.
В итоге суд отменил решения обоих арбитражей, а также признал незаконным приказ председателя ликвидационной комиссии ГАСК об отмене декларации на ввод в эксплуатацию.
Рядом с действующим рынком не было зданий. Потом появились торговые палатки и «Куб»
Но в мае 2016 года стройнадзор снова выпускает указ об отмене регистрации злополучной декларации. На этот раз арбитраж в Калуге принимает сторону крымских властей. Он признает законным отказ в регистрации декларации, однако отмечает, что «Плаком» и не должен был подавать эту самую декларацию. Судья также отмечает, что фирма выбрала неправильный способ регистрации прав на чердачное помещение.
Из этого следует, что требования Совмина о сносе целого здания – неправомерны, считает собственник.
Но «Куб» уже признан самовольным: в 2017-м году Совмин вносит здание в список самостроев. Проиграв в судах, крымские власти решили пойти по примеру севастопольских коллег – в ТЦ зашли пожарные. Здание отключили от электричества и водопровода, торговый центр не работает. Сам глава Совмина Крыма Сергей Аксенов анонсировал снос – хотя это проблема городского уровня и мало кто удостаивается такой чести.
В недрах крымского deep state ходят разговоры, что Черчелюк просто затребовал от Аксенова неадекватно большую компенсацию. Якобы хозяину «Плакома» пообещали другой участок под ТЦ, а он захотел еще и денег. Охотно верится: собственникам снесенных татарских шалманов на Ай-Петри тоже обещали денежные компенсации и землю в Симеизе под новые торговые точки – но ограничились лишь денежными выплатами.
Сам Черчелюк признает лишь то, что ему власти Крыма и Симферополя обещали участок земли в обмен на снос «Куба». Но при этом чиновники повели себя так, будто собираются кинуть бизнесмена.
«Мы даже были согласны добровольно снести здание, взамен на компенсацию земельных участков, - поясняет Александр. - Начали готовить инвестпроект по этому вопросу около Пневматики, там должны были строить дома. В последний момент власти Крыма сказали, чтобы мы отказались от всех исков, мол, мы первые должны сделать шаг. Мы не против сделать шаг навстречу, хорошо! Но нам сказали: «Нет, решение последнее такое, что вы отказываетесь от исков, только потом что-то будут делать». У меня впечатление, что я пришёл просить. Мое здание законное. Я готов содействовать тому, что город сделали лучше. Но только после того, как будут выполнены обязательства».
Хозяин ТЦ требует соблюсти изначальные договоренности: вечером новый участок, утром – снос, и никак иначе. Но глава республики на диалог не идет.
«К сожалению, владельцы объекта обманщики, врали до последнего, - заявлял в августе 2018 года Сергей Аксенов. - С самого начала им предлагали компенсацию, выделение без конкурса земельных участков, как это было на центральном рынке… Они просили сначала дать им три месяца, потом время до конца года, в общем, врали безбожно. Как с честными людьми общаться с ними нельзя, поэтому решение по «Кубу» будет реализовано до конца и собственникам объекта никакие компенсационные меры предоставлены не будут».
То есть, и торговый центр снесут, и землю не предоставят, а уж о компенсации и говорить нечего.
Но на днях мэр Симферополя Наталья Маленко вдруг заявила: «Куб» пока сносить не будут. «Мы сегодня пока ещё ждем решение, по которому будем действовать. Принято судом решение в Калуге, но есть процессуальные моменты», - говорит она.
Значит, торг в «глубинном государстве» продолжается.